1. Внешние аграрные правоотношения представляют собой определенную совокупность отношений сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий), их объединений и других участников сельскохозяйственного производства между собой, а также с другими организациями, гражданами и соответствующими государственными органами власти, органами местного самоуправления.
Внешние отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей регулируются прежде всего нормами традиционных отраслей права — гражданского, земельного, административного и финансового, а взятые в комплексе — и нормами аграрного права.
2. Важнейшую составную часть внешних аграрных правоотношений образуют отношения в сфере осуществления права собственности (либо права хозяйственного ведения или оперативного управления), принадлежащего участникам сельскохозяйственного производства.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свое право владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом (ст. 209 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Однако специфика права собственности на землю настолько велика, что в Гражданском кодексе РФ даже не отражена. Эту специфику следует искать в земельном законодательстве. Так, Гражданский кодекс не определяет объем имущества, которое может находиться в собственности. Земельное законодательство регулирует нормирование земельных участков. В целом для имущества не предусмотрено строго целевое использование, тогда как для земли оно установлено. Специальные обязанности возлагаются на собственников по охране земель. Иначе говоря, государство активно вмешивается в эту сферу общественных отношений. Во всех случаях, даже в качестве объекта недвижимого имущества, земля полностью не подпадает под гражданско-правовое регулирование, всегда сохраняя специфику. Попытки разорвать земельные отношения на регулируемые земельным и гражданским правом непродуктивны1.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 и 211 ГК РФ).
3. В числе важнейших слагаемых внешних аграрных отношений наряду с отношениями собственности следует выделить отношения в сфере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прежде всего в виде финансовой поддержки и помощи селу.
Как известно, сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материально-техническую базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и с работниками по оплате труда и т. п.
Все это обусловливает необходимость оказания селу государственной поддержки. Такая поддержка оказывается, как правило, посредством использования экономических методов регулирования, но осуществляется она в определенных правовых формах (бюджетное финансирование, дотирование либо выплата компенсаций, льготное кредитование, конкурсное распределение ресурсов, заключение договоров залога, страхования сельскохозяйственных культур, товарного кредита, финансовой аренды (лизинга) и др.).
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.) установил перечень основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий. Пунктом 1 ст. 7 Закона юридически закреплено выделение средств по 11 основным направлениям. При этом по всем этим направлениям предусмотрено финансирование мероприятий поддержки в соответствии с законодательством субъектов Федерации. Средства федерального бюджета, закрепленные в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством РФ. Регулированию наиболее важных видов государственной поддержки посвящены самостоятельные статьи данного Закона: поддержке кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей — ст. 11; сельскохозяйственному страхованию — ст. 12; повышению плодородия и охране земель сельскохозяйственного назначения — ст. 13; государственным закупочным и товарным интервенциям — ст. 14, что позволило полнее раскрыть содержательную составляющую этой поддержки.
Необходимо иметь в виду, что в мире существуют двойные стандарты в подходах к оценке государственной поддержки сельского хозяйства в разных странах. С особой силой это проявилось на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Запад требует от нас снижения и без того мизерного уровня поддержки АПК, — пишет академик РАСХН В. В. Милосердов. — Сами же «раскочегарили» ее до невероятных размеров. Например, товаропроизводители ЕС получают в 40 раз больше средств в расчете на гектар пашни, чем это позволяется в России. Их защитные меры превышают российские многократно (в частности, пошлины в 3-4 раза выше)».
4. Хозяйственно-производственные связи сельскохозяйственных коммерческих организаций и других субъектов аграрных правоотношений с государственными, кооперативными и иными предприятиями, организациями и гражданами осуществляются на договорных началах.
К внешним аграрным договорным отношениям относятся лишь те сельскохозяйственные договоры, которые обусловлены спецификой сельского хозяйства и юридически отражают и закрепляют ее. Это договоры аренды земли, контрактации сельскохозяйственной продукции, на агрохимическое обслуживание, финансовой аренды (лизинга) с участием государства и др.
Влияние специфики сельскохозяйственного производства на договорные отношения видно на примере договора финансовой аренды (лизинга), заключаемого с сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Различают лизинг с участием государства и «классический», определенный Гражданским кодексом РФ.
Отличие лизинга с участием государства от «классического», определенного Гражданским кодексом РФ, содержалось в ст. 9 Федерального закона от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», которое состоит в следующем.
Во-первых, на лизинговые операции с участием государства выделяются бюджетные средства. Если лизинговые операции осуществляются за счет средств бюджета Российской Федерации, то кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства предоставляются государственные гарантии в форме поручительства Правительства РФ.
Во-вторых, лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют только юридические лица, уполномоченные на то Правительством РФ (ОАО «Росагролизинг») либо органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В-третьих, перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Развитию и укреплению договорных правоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами способствовал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в соответствии с п. 4 которого отменены с 1994 г. обязательные поставки и иные формы принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы.
5. Следующую группу внешних аграрных правоотношений сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей составляют налоговые и приравненные к ним отношения, которые по своей природе носят властно-организационный характер.
Налогообложение сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется гл. 26 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)».
6. Особую группу внешних аграрных правоотношений составляют урегулированные федеральным законодательством отношения сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, связанных с предписанными законодательством техническими и технологическими требованиями к ведению сельскохозяйственного производства, в которых активная роль принадлежит государственным органам, осуществляющим функции государственного надзора и контроля. Данная группа отношений урегулирована целым пакетом федеральных законов и постановлений Правительства РФ, установивших правовые основы отдельных видов сельскохозяйственной деятельности с позиции публичного права, в интересах всего общества. В них прописаны так же функции, права и обязанности исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов или управомоченных ими иных организаций. Регулируют указанные аграрные отношения федеральные законы: от 3 августа 1995 г. «О племенном животноводстве» (в ред. от 14 июля 2008 г.); от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии» (в ред. от 21 июля 2007 г., с изм. от 12 июня 2008 г.); от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве» (в ред. от 8 ноября 2007 г.); от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 15 июля 2000 г. «О карантине растений»; от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель».
7. Внешние деликтные имущественные правоотношения сельскохозяйственных организаций и других участников сельскохозяйственного производства, возникающие в связи с причинением ими ущерба третьим лицам, представляют собой обычные гражданско-правовые отношения, и ответственность здесь наступает на основе общих норм гражданского законодательства о причинении вреда.
Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
8. Наряду с гражданско-правовыми отношениями в сфере де-ликтных отношений различаются также трудовые отношения в сфере материальной ответственности работников. Соответственно, к их регулированию применяются нормы гражданского либо трудового законодательства. Аграрное право специальных норм о деликтной ответственности в своем составе не содержит.
|