Понедельник, 25.11.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Внешние аграрные правоотношения, их виды и структура

1. Внешние аграрные правоотношения представляют собой опреде­ленную совокупность отношений сельскохозяйственных коммер­ческих и некоммерческих организаций (предприятий), их объеди­нений и других участников сельскохозяйственного производства между собой, а также с другими организациями, гражданами и со­ответствующими государственными органами власти, органами местного самоуправления.

Внешние отношения сельскохозяйственных коммерческих ор­ганизаций и индивидуальных предпринимателей регулируются прежде всего нормами традиционных отраслей права — граждан­ского, земельного, административного и финансового, а взятые в комплексе — и нормами аграрного права.

2. Важнейшую составную часть внешних аграрных правоотноше­ний образуют отношения в сфере осуществления права собственности (либо права хозяйственного ведения или оперативного управления), принадлежащего участникам сельскохозяйственного производства.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отноше­нии принадлежащего ему имущества любые действия, не противоре­чащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охра­няемые законом интересы других лиц. Он вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свое право владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом (ст. 209 ГК РФ).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими при­родными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается за­коном (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свобод­но, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Однако специфика права собственности на землю настолько ве­лика, что в Гражданском кодексе РФ даже не отражена. Эту специфи­ку следует искать в земельном законодательстве. Так, Гражданский кодекс не определяет объем имущества, которое может находиться в собственности. Земельное законодательство регулирует нормиро­вание земельных участков. В целом для имущества не предусмот­рено строго целевое использование, тогда как для земли оно уста­новлено. Специальные обязанности возлагаются на собственников по охране земель. Иначе говоря, государство активно вмешивается в эту сферу общественных отношений. Во всех случаях, даже в ка­честве объекта недвижимого имущества, земля полностью не подпа­дает под гражданско-правовое регулирование, всегда сохраняя спе­цифику. Попытки разорвать земельные отношения на регулируемые земельным и гражданским правом непродуктивны1.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Пере­дача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах соб­ственника или указанного им третьего лица.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного по­вреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 и 211 ГК РФ).

3. В числе важнейших слагаемых внешних аграрных отноше­ний наряду с отношениями собственности следует выделить от­ношения в сфере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прежде всего в виде финансовой поддержки и помощи селу.

Как известно, сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяй­ственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов значительной ча­сти сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обнов­лять материально-техническую базу и социальную инфраструкту­ру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и с работниками по оплате труда и т. п.

Все это обусловливает необходимость оказания селу государ­ственной поддержки. Такая поддержка оказывается, как правило, посредством использования экономических методов регулиро­вания, но осуществляется она в определенных правовых формах (бюджетное финансирование, дотирование либо выплата компен­саций, льготное кредитование, конкурсное распределение ресурсов, заключение договоров залога, страхования сельскохозяйственных культур, товарного кредита, финансовой аренды (лизинга) и др.).

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О разви­тии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.) установил перечень основных направлений государственной поддержки про­изводства сельскохозяйственной продукции и устойчивого разви­тия сельских территорий. Пунктом 1 ст. 7 Закона юридически закре­плено выделение средств по 11 основным направлениям. При этом по всем этим направлениям предусмотрено финансирование меро­приятий поддержки в соответствии с законодательством субъектов Федерации. Средства федерального бюджета, закрепленные в феде­ральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предостав­ляются бюджетам субъектов Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством РФ. Регулированию наиболее важ­ных видов государственной поддержки посвящены самостоятель­ные статьи данного Закона: поддержке кредитования сельскохозяй­ственных товаропроизводителей — ст. 11; сельскохозяйственному страхованию — ст. 12; повышению плодородия и охране земель сель­скохозяйственного назначения — ст. 13; государственным закупоч­ным и товарным интервенциям — ст. 14, что позволило полнее рас­крыть содержательную составляющую этой поддержки.

Необходимо иметь в виду, что в мире существуют двойные стан­дарты в подходах к оценке государственной поддержки сельского хо­зяйства в разных странах. С особой силой это проявилось на перегово­рах о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Запад требует от нас снижения и без того мизерного уровня поддерж­ки АПК, — пишет академик РАСХН В. В. Милосердов. — Сами же «раскочегарили» ее до невероятных размеров. Например, товаропро­изводители ЕС получают в 40 раз больше средств в расчете на гектар пашни, чем это позволяется в России. Их защитные меры превышают российские многократно (в частности, пошлины в 3-4 раза выше)».

4. Хозяйственно-производственные связи сельскохозяйственных коммерческих организаций и других субъектов аграрных правоотноше­ний с государственными, кооперативными и иными предприятиями, ор­ганизациями и гражданами осуществляются на договорных началах.

К внешним аграрным договорным отношениям относятся лишь те сельскохозяйственные договоры, которые обусловлены специ­фикой сельского хозяйства и юридически отражают и закрепляют ее. Это договоры аренды земли, контрактации сельскохозяйствен­ной продукции, на агрохимическое обслуживание, финансовой аренды (лизинга) с участием государства и др.

Влияние специфики сельскохозяйственного производства на договорные отношения видно на примере договора финансовой аренды (лизинга), заключаемого с сельскохозяйственным товаро­производителем.

Различают лизинг с участием государства и «классический», определенный Гражданским кодексом РФ.

Отличие лизинга с участием государства от «классического», определенного Гражданским кодексом РФ, содержалось в ст. 9 Феде­рального закона от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», которое состоит в следующем.

Во-первых, на лизинговые операции с участием государства выделяются бюджетные средства. Если лизинговые операции осу­ществляются за счет средств бюджета Российской Федерации, то кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства предоставляются государственные гарантии в форме по­ручительства Правительства РФ.

Во-вторых, лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют только юридические лица, уполномоченные на то Правительством РФ (ОАО «Росагролизинг») либо органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В-третьих, перечень имущества, являющегося предметом ли­зинга, ставки арендной платы, источники кредитования и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства опре­деляются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Развитию и укреплению договорных правоотношений сель­скохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами способствовал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О ре­гулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в соответствии с п. 4 которого отменены с 1994 г. обя­зательные поставки и иные формы принудительного изъятия сель­скохозяйственной продукции в государственные ресурсы.

5. Следующую группу внешних аграрных правоотношений сель­скохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимате­лей составляют налоговые и приравненные к ним отношения, которые по своей природе носят властно-организационный характер.

Налогообложение сельскохозяйственных организаций и кре­стьянских (фермерских) хозяйств регулируется гл. 26 НК РФ «Си­стема налогообложения для сельскохозяйственных товаропроиз­водителей (единый сельскохозяйственный налог)».

6. Особую группу внешних аграрных правоотношений составля­ют урегулированные федеральным законодательством отношения сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организа­ций всех организационно-правовых форм, крестьянских (фермерс­ких) хозяйств, личных подсобных хозяйств, связанных с предписан­ными законодательством техническими и технологическими требо­ваниями к ведению сельскохозяйственного производства, в которых активная роль принадлежит государственным органам, осуществляющим функции государственного надзора и контроля. Данная груп­па отношений урегулирована целым пакетом федеральных законов и постановлений Правительства РФ, установивших правовые осно­вы отдельных видов сельскохозяйственной деятельности с позиции публичного права, в интересах всего общества. В них прописаны так­ же функции, права и обязанности исполнительных органов государ­ственной власти Российской Федерации и ее субъектов или управомоченных ими иных организаций. Регулируют указанные аграрные отношения федеральные законы: от 3 августа 1995 г. «О племенном животноводстве» (в ред. от 14 июля 2008 г.); от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии» (в ред. от 21 июля 2007 г., с изм. от 12 июня 2008 г.); от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве» (в ред. от 8 ноября 2007 г.); от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 15 июля 2000 г. «О карантине растений»; от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 19 июля 1997 г. «О безопас­ном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель».

7. Внешние деликтные имущественные правоотношения сель­скохозяйственных организаций и других участников сельскохозяй­ственного производства, возникающие в связи с причинением ими ущерба третьим лицам, представляют собой обычные гражданско-правовые отношения, и ответственность здесь наступает на основе общих норм гражданского законодательства о причинении вреда.

Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, мо­жет требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убыт­ков в меньшем размере.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Фе­дерацией, соответствующим субъектом Федерации или муници­пальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

8. Наряду с гражданско-правовыми отношениями в сфере де-ликтных отношений различаются также трудовые отношения в сфере материальной ответственности работников. Соответ­ственно, к их регулированию применяются нормы гражданского либо трудового законодательства. Аграрное право специальных норм о деликтной ответственности в своем составе не содержит.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%