Понедельник, 25.11.2024, 10:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Реформирование колхозов и совхозов. Продолжение аграрной реформы

Реформирование колхозов и совхозов — главное звено аграрной и земельной реформ. Необходимость его проведения социально-экономически не была обоснована. Вся нормативная правовая база, определившая судьбу колхозов и совхозов, а в конечном счете и жизнь не только всего сельского (особенно), но и городского на­селения, была построена на ошибочном идеологическом постула­те — «вернуть крестьянам землю», заменить крупное производство мелким, крестьянским; параллельно развивать новые, капитали стические формы ведения сельского хозяйства, потому что колхо­зы и совхозы, якобы, потенциально не способны обеспечить страну продовольствием и иной сельскохозяйственной продукцией, к тому же они не могут по своей социально-экономической природе впи­саться в рыночные условия. Эта идеология развивалась с участием иностранных специалистов.

Полная замена колхозов и совхозов иными частнопредпринима­тельскими структурами, обязательная ликвидация нежизнеспособ­ных хозяйств к концу 1993 г. (с использованием аукционов), полная свобода рынка земли, сокращение субсидирования сельского хо­зяйства — вот те предписания, которые содержались в капитальном труде «Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секто­рах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на пере­ходный период», подготовленном сотрудниками и консультанта­ми Всемирного банка с участием российских ученых-экономистов и опубликованном в 1992 г. в США (на англ. яз.) и в 1993 г. — в Рос­сии (на рус. яз.).

Объективные статистические данные опровергают приведен­ные зарубежные предписания. По сравнению с 1913 г., который был самым урожайным в дореволюционной России за 40 лет, в 1988 г. потребление продуктов питания в расчете на душу населения со­ставило в кг (соответственно 1913 и 1988 гг.): мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) — 29 и 66; молоко и молочные продукты (в пе­ресчете на молоко) — 154 и 356; яйца (шт.) — 48 и 275; рыба и рыбо­продукты — 6,7 и 17,6; сахар — 8,1 и 46,8; картофель — 14 и 99; ово­щи и бахчевые — 40 и 101; хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупа, бобовые) — 200 и 131. В 1917 г. население составляло 164 млн. человек, а в 1989 г. — 286,9 млн. чело­век, или в 1,75 раза больше. И при таком значительном увеличении населения потребление многих видов продуктов возросло (кроме хлеба) в 4-5 раз. СССР по уровню потребления продуктов питания занимал 6-7-е место в мире. И это при почвенно-климатических условиях, в 2,8 и 2,2 раза худших, нежели (соответственно) в США и Европейском союзе.

Правовыми условными предпосылками необходимости реформи­рования колхозов и совхозов послужили два юридических события.

1. Принятие 25 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О предприя­тиях и предпринимательской деятельности»1, введение которого в действие требовало в короткий срок привести учредительные до­кументы всех предприятий страны (независимо от организационно-правовой формы) в соответствие с данным Законом и пройти пере­регистрацию. Колхозы, как любые другие виды кооперативов, в Законе не были признаны в качестве самостоятельной организационно-правовой формы и поэтому были не вправе перерегистрироваться.

2. Совхозы перестали быть (государственными сельскохозяй­ственными предприятиями, осуществлявшими полное хозяйствен­ное ведение закрепленным за ним имуществом, находящемся в го­сударственной собственности согласно ошибочному дополнению ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., внесенному Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. Конституционной нормой было закреплено, что собственностью совхозов является произведенная ими про­дукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности (ранее эта норма относилась только к колхо­зам). С таким новым правовым статусом совхозы, как и колхозы, не нашли себе места в перечне организационно-правовых форм юри­дических лиц, закрепленном в Законе «О предприятиях и пред­принимательской деятельности», и не имели возможности пере­регистрироваться, поэтому совхозы не были включены в отличие от других государственных предприятий в перечень предприятий, подлежащих обязательной приватизации согласно Государствен­ной программе приватизации на 1992 г.

Правовая необходимость реформирования колхозов и совхозов вытекала из нелегитимного по существу Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», поскольку последний про­тиворечил другим законам, занимающим приоритетное положение в иерархии законов: Конституция РСФСР, Закон «О собствен­ности в РСФСР».

В аграрной реформе (в ее узком понимании) можно выделить три этапа: 1990-1994 гг., 1995-2000 гг., с 2001 г. по настоящее время.

Преобразование колхозов, совхозов, иных сельскохозяйствен­ных организаций в другие организационно-правовые формы про­водилось в комплексе мероприятий по земельной реформе, ибо они были неотделимы по своей сути, по целевым установкам — перевод производителей сельскохозяйственной продукции с социалистиче­ской на частную (капиталистическую) основу. Поэтому правовое регулирование аграрной и земельной реформ осуществлялось одни­ми и теми же законами и иными нормативными правовыми актами, прямо или косвенно воздействовавшими на судьбу сельскохозяй­ственных организаций.

Для первого этапа (1990-1994 гг.) характерна непоследова­тельность, противоречивость нормативно-правовой базы реформи­рования колхозов и совхозов. Первые законы РСФСР 1990 г. «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйст­ве», «О собственности в РСФСР», Земельный кодекс (1991 г.) провозглашали многообразие форм сельскохозяйственного произ­водства, многообразие и равенство форм собственности, и потому нормы о реорганизации колхозов и совхозов, как и о приватизации их земельных участков (создание коллективно-долевой или общей совместной собственности на землю), носили диспозитивный ха­рактер (если не считать ст. 7 Закона «О земельной реформе», про­тиворечащую ст. 1 того же Закона), хотя стремление законодателя и исполнительной власти создать условия и ускорить процесс фермеризации (формирования крестьянских хозяйств на базе реор­ганизованных колхозов и совхозов) явно просматривалось (о чем свидетельствует и решение Правительства РСФСР от 13 апреля 1991 г., т. е. еще до принятия Земельного кодекса РСФСР об изъ­ятии у колхозов и совхозов 10% пашни для формирования фонда перераспределения земель как первоисточника обеспечения зе­мельными участками зарождающихся крестьянских хозяйств).

Однако ход аграрной реформы был резко изменен и по форме, и по темпам Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неот­ложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», п. 3 которого обязывал колхозы и совхозы в 1992 г. провести реор­ганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перере­гистрироваться в соответствующих органах. Этим же пунктом Ука­за поручалось местным органам исполнительной власти обеспе­чить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Для упрощения процедуры наделения участками членов колхозов и работников со­вхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйст­венным предприятиям (кроме учебно-опытных хозяйств) поруча­лось определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь (п. 7), и в течение одно­го месяца со дня поступления заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре, а также и имущественные паи. Во ис­полнение Указа Президента РФ и «в целях повышения эффектив­ности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе» Правительство РФ приняло по­становление от 29 ноября 1991 г. № 36 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»1, которым также предписывалось совхозам и колхозам до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с указанным законом, а также с «други­ми законодательными актами», и перерегистрироваться в установ­ленном порядке. Этим актом Правительство РФ распорядилось не только судьбой колхозов и совхозов как юридических лиц, но и их собственностью:

стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собствен­ность) была признана общей долевой собственностью членов кол­хоза или работников совхоза (п. 8);

колхозам и совхозам предложено передавать в собствен­ность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объек­ты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, теле­фонизации и другие объекты (п. 5);

в административном, а не судебном порядке колхозы и сов­хозы объявлялись несостоятельными (банкротами) до 1 февра­ля 1992 г. (по инициативе кредиторов или трудового коллектива и по соответствующему решению на основе их заявлений адми­нистрации областной, краевой, автономной области или автоном­ного округа) и подлежали ликвидации и реорганизации в течение I квартала 1992 г.

В юридической литературе отмечалось, что действия Президен­та и Правительства РФ в области проведения ими аграрной и зе­мельной реформ являлись нелегитимными и антиконституцион­ными в различные исторические периоды, так как согласно Кон­ституции РСФСР 1978 г. Правительство РФ не имело полномочий регулировать отношения в сфере приватизации земли и имуще­ства, а Министерство сельского хозяйства РФ тем более. Президен­ту постановлением Съезда народных депутатов от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» была предо­ставлена такая возможность на период 13 месяцев, т. е. до 1 декабря 1992 г., без права делегирования каких-либо полномочий в данной области Правительству РФ. Президенту разрешалось представлять в Верховный Совет проекты указов почти по всем судьбоносным вопросам России и ее народа; указы, противоречащие действующе­му законодательству, исключались. Если в течение семи дней Вер­ховный Совет РСФСР, а в периоды между сессиями Президиум Верховного Совета РСФСР, не отклоняет проект указа Президента РСФСР, то он вступает в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет должен был в десятидневный срок рассмотреть его в качестве законопроекта, представленного Президентом. Та­кие неограниченные полномочия Президента РСФСР противоре­чили Закону РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и тем не менее использовались им до и даже после принятия Кон­ституции РФ 1993 г.

Рассмотренные и последующие нормативные правовые акты, включая и Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регу­лировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», объективно заслуживают признания их нелегитимными и в определенной степени неконституционными.

В первом периоде был принят ряд других нормативных правовых актов, в которых уточнялись и развивались отдельные положения Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. и постановления Прави­тельства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86. В их числе особое значение имеют постановления Правительства РФ от 6 марта 1992 г. «О ходе и развитии аграрной реформы» и от 4 сентября 1992 г. № 708 «О по­рядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в которых в порядке дополнения к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 было установлено (пп. 6 и 5 соответственно) новое важное правило: в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохо­зяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхо­зов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим за­конодательством.

Такое решение было продиктовано постановлением Съезда колхозников Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. «О ме­рах по реализации Указа Президента и постановлений Правитель­ства России по реорганизации колхозов», в котором была выра­жена просьба к Президенту и Правительству России не допускать насильственных и кампанейских методов реорганизации хозяйств, имеющих место в ряде областей, устранить противоречия в правовых актах по аграрным вопросам, обеспечить возможность равно­правного развития на селе всех форм собственности и хозяйствова­ния, предоставить право только местным Советам народных депу­татов распоряжаться землей с учетом мнения трудовых коллекти­вов, принять законы «О коопераций» и «О банкротстве».

Таким образом, данными нормативными правовыми актами, по существу, была скорректирована установка на полную ликви­дацию колхозов и совхозов как самостоятельных организационно-правовых форм хозяйствования на земле путем их реорганизации, закрепленная в Указе Президента РФ от 27 декабря 1991 г. и поста­новлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. Однако, сохранив свою прежнюю организационно-правовую форму хозяйствования, колхозы и совхозы вынуждены были реорганизоваться внутренне и перерегистрироваться по новым уставам с измененным право­вым статусом. К этому обязывало жесткое требование, закреплен­ное в тех же постановлениях Правительства (пп. 6 и 5), о том, что должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работающих без согласия на то трудового коллектива или администрации пред­приятия с выделением земельной доли и имущественного пая для ор­ганизации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанное требование означало необходимость проведения про­цедур приватизации земельных участков, определения имущественных паев в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708, не только в реорганизуемых колхозах и сов­хозах, но и в сохранивших свою организационно-правовую форму.

Порядок приватизации предусматривал следующее:

создание в каждом районе, колхозе и совхозе районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации земли и ре­организации хозяйств (в состав последних включались представи­тели местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комите­тов по земельной реформе, кредиторов);

принятие трудовым коллективом хозяйства решений о вы­боре формы собственности на землю, о порядке подачи заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или в аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме (с приложением списка лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплат­ной передачи земельных участков в собственность граждан»).

В соответствии с Указом право на бесплатное получение земли в собственность имеют: а) работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории; б) лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельско­хозяйственных предприятий).

Постановлением Правительства от 4 сентября 1992 г. № 708 этот список лиц расширен за счет временно отсутствующих работ­ников (военнослужащих, стипендиатов), а также лиц, имеющих право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвраще­ния), и лиц, уволенных по сокращению после 1 января 1992 г.

Согласно Указу среднерайонная норма бесплатной передачи земли в собственность определялась путем деления всей площади сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района (за исключением земель, передаваемых в веде­ние сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов) делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). При этом главам местной администрации сельских районов предостав­лялось право устанавливать дифференцированную норму бесплат­ной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.

3. Для определения в каждом хозяйстве индивидуальных иму­щественных паев путем деления стоимости его имущества (за исключением объектов социальной сферы и инженерной инфра­структуры, передаваемых в муниципальную собственность, жи­лищного фонда совхозов, объектов образования, здравоохранения и других объектов, для которых установлен особый режим при­ватизации, а также стоимости неделимого фонда), т. е. так назы­ваемого общественного фонда, на количество лиц, имеющих право на имущественные паи. Таковыми являются перечисленные кате­гории граждан, имеющие право на земельные доли, кроме лиц, за­нятых в социальной сфере, право на имущественные паи которых может возникнуть по решению трудового коллектива. Индивиду­альные имущественные паи определялись с учетом вклада каждого его владельца в создание этого фонда (оплаты труда, его сложности и пр.) с использованием методов оценки, избираемых трудовым коллективом.

Владелец имущественного пая и земельной доли мог использо­вать их следующими способами:

- получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьян­ского (фермерского) хозяйства;

- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акцио­нерное общество или кооператив;

- продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

В итоге проведенной таким образом организационно-правовой системы мер создавались экономические элементы, необходимые для юридического оформления колхоза или совхоза в их новом правовом статусе, и для образования новых хозяйственных форми­рований — хозяйственных обществ и товариществ.

Следует обратить внимание на необъяснимое и неправомер­ное появление кооператива — самостоятельной организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации. Как из­вестно, колхозы во все времена признавались в теории и законо­дательстве кооперативами, а кооперативы не вошли в перечень организационно-правовых форм предприятий, установленных За­коном «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

В результате проведения первого этапа реформы по состоя­нию на 1 января 1995 г. по данным статистики насчитывалось: открытых акционерных обществ — 320, акционерных обществ закрытого типа (АОЗТ) — 7862, обществ с ограниченной ответ­ственностью — 5000, смешанных (коммандитных) товариществ — 140, сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК) — 2227, коллективных предприятий — 2183, колхо­зов — 6025, совхозов — 3592 (в том числе сохранивших прежний правовой статус государственного предприятия — 2000), других государственных предприятий — 1893, ассоциаций крестьянских хозяйств — 751, индивидуальных семейных частных предприя­тий - 528.

Кроме того, было уже зарегистрировано 270 тыс. крестьянских хозяйств, в том числе 82 тыс. выделились при реорганизации кол­хозов и совхозов (по состоянию на 1 июля 2006 г. осталось 253 тыс. крестьянских хозяйств, из них лишь 126 тыс. осуществляют сель­скохозяйственную деятельность).

Из 28 тыс. колхозов и совхозов 9,6 тыс. (или 35%) сохранили свою прежнюю организационно-правовую форму юридического лица, и в процессе реформирования (изменения формы собствен­ности на имущество и земельные участки) они руководствовались утвержденными Министерством сельского хозяйства и продоволь ствия РСФСР рекомендациями по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствие с действующим законодательством от 4 января 1993 г. и рекомен­дациями по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, от 14 января 1993 г.

В приведенном видовом перечне сельскохозяйственных предприятий обозначены коллективные предприятия, которые образовались на базе совхозов, реорганизованных на основании приказов Минсельхозпрода РСФСР еще в 1990-1991 гг. В За­коне «О предприятиях и предпринимательской деятельности» эта организационно-правовая форма отсутствовала, но она упо­миналась в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР». Эти предприятия, как и совхозы — собственники имущества по сло­жившемуся их правовому статусу, не соответствовали нормам Гражданского кодекса РФ и поэтому в перспективе должны были реорганизоваться, что и происходило на последующих этапах: сов­хозы, сохраняя свое название, возвращались на статус унитарных предприятий, коллективные предприятия становились коопера­тивами.

В планово-организационном порядке реорганизация колхозов и совхозов на первом этапе реформ практически была завершена. Ее действительная цель — создание и развитие индивидуально-частного крестьянского сектора в сельском хозяйстве и замена сов­хозов и колхозов новыми предпринимательскими структурами была достигнута, но без ожидаемых положительных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции. Произошло час­тичное разукрупнение и заметное разрушение сельскохозяйствен­ных организаций.

На втором этапе аграрной реформы проявились два противо­положных направления:

попытки властей продолжить реформу в целях разукрупне­ния еще оставшихся колхозов и совхозов, а также сложившихся но­вых сельскохозяйственных организаций (т. е. не только первичная, но и вторичная реорганизация);

развитие кооперативного сектора (вторичное реформиро­вание).

Первое из них вызревало еще в 1994 г. В средствах массовой информации широко обсуждалось предложение о необходимом срочном (насильственном) разукрупнении сельскохозяйственных предприятий на товарищества (коллективные крестьянские хо­зяйства) и принятии соответствующего Указа Президента РФ.

Модель разукрупнения сельскохозяйственных организаций в порядке первого эксперимента была апробирована в Нижегород­ской области.

На основе обобщения этого опыта было издано постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. «О реформировании сельско­хозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», которым утверждено Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий и одобрен пакет необходимых документов (уставы товарищества с ограниченной ответственно­стью, смешанного товарищества, ассоциации сельскохозяйствен­ных предприятий, сельскохозяйственного производственного коо­ператива, а также их учредительные договоры), которые поруча­лось утвердить Минсельхозпроду РФ, а также правила проведения внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и иму­щества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий.

Наиболее целесообразными организационно-правовыми фор­мами признавались товарищества на вере, общества с ограничен­ной ответственностью и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Всероссийская академия сельскохозяйственных наук отрицатель­но оценила методику проведения эксперимента и его результаты.

Почти одновременно по той же модели проводились экспери­менты в Рязанской, Ростовской, Тульской, Волгоградской областях и также безуспешно. В качестве обоснования в документах Тульс­кого эксперимента приводился явно несостоятельный (вернее, мнимый) аргумент: крупные сельскохозяйственные предприятия неуправляемы, отсутствуют специалисты должной квалификации для руководства предприятием. На самом деле преследовались иные цели — концентрация капитала (имущества и земельных участков) у руководителей вновь образованных предприятий в ущерб инте­ресам населения и экономики всего сельского хозяйства.

Идеология перевода крупного сельскохозяйственного произ­водства, каким оно сложилось в советский период, на раздроблен­ное мелкокрестьянское, которая, в принципе, имела разрушитель­ный характер, насаждалась в России не без активного зарубежного участия и с социально-экономической позиции не выдерживала критики, особенно с учетом того, что XXI век — эпоха высоких тех­нологий. Поэтому «разукрупнительная» Нижегородская модель реформирования сельскохозяйственных предприятий не получила распространения.

Особенность первых лет данного этапа аграрной реформы — приведение учредительных документов сельскохозяйственных производственных кооперативов, акционерных обществ и товари­ществ с ограниченной ответственностью в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ согласно соответствующим рекомен­дациям (с тем же названием), утвержденным Минсельхозпродом России в 1996 г. Это обусловлено тем, что в указанных учредитель­ных документах были воспроизведены ошибки Закона «О пред­приятиях и предпринимательской деятельности»: 1) товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) идентифицировалось с акционерным обществом закрытого типа (АОЗТ); 2) имущество этих формирований принадлежит их участникам на праве общей долевой собственности, что вступило в противоречие с Гражданс­ким кодексом РФ (1994 г.).

Второе направление аграрной реформы — развитие коопе­ративного сектора — связано с принятием Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной коопе­рации», что потребовало внесения существенных изменений в учредительные документы соответствующих сельскохозяйст­венных производственных кооперативов (в том числе колхозов) и послужило побудительным мотивом для преобразования в ко­оперативы хозяйственных обществ, которые не оправдали себя на практике.

Третий этап аграрной и земельной реформ обусловлен прежде всего реализацией Земельного кодекса РФ 2001 г. (с изм. и доп.) и принятых в его исполнение федеральных законов: от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Фе­дерации» (с изм. и доп.) и от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также законов субъектов Фе­дерации об обороте земель сельскохозяйственного назначения, при­нятых в 2003-2004 гг. во исполнение последнего.

Для земель сельскохозяйственного назначения судьбоносной оказалась ст. 20 ЗК РФ, согласно которой в постоянное (бессроч­ное) пользование земельные участки из всех организаций — субъ­ектов предпринимательской деятельности предоставляются только казенным предприятиям, которые в сельском хозяйстве как отрасли национальной экономики отсутствовали. В связи с этим законодатель предписал юридическим лицам, использующим земельные участки на данном праве, переоформить его на право аренды или собственно­сти в установленный срок — первоначально до 1 января 2004 г., затем срок был продлен до 2010 г. (для отдельных субъектов — до 2013 г.). Право установления момента приватизации земель сельскохозяй­ственного назначения было делегировано субъектам Федерации и закреплено в их законах. В соответствии с ними в части субъектов момент приватизации наступил с 1 января 2004 г. и в более поздние сроки. Таким образом, приватизация земель и сопряженное с ней не­избежное реформирование сельскохозяйственных организаций за­трагивало две категории сельскохозяйственных организаций:

а) государственные и муниципальные предприятия, особенно­сти приватизации земель и реформирования которых раскрывают­ся в следующем параграфе;

б) колхозы и совхозы республик, входящих в состав России (14 бывших автономных республик), которые не осуществляли на первом этапе приватизацию земель и реорганизацию на осно­вании собственного земельного законодательства, право приня­тия которого следовало из ст. 3 ЗК РСФСР (1991 г.), предостав­лявшей им самостоятельно устанавливать формы собственности на землю, а также из Федеративного договора 1992 г., наделившего их широкими нормотворческими полномочиями в регулировании земельных отношений. В этих регионах значительное количество сельскохозяйственных организаций по-прежнему использует зе­мельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности (в Республике Дагестан — все организации), и, по-видимому, ре­формирование их может продолжаться долго.

Необходимость реформирования сельскохозяйственных орга­низаций продиктована также их массовым банкротством. По состо­янию на 1 июля 2006 г. более 7 тыс. (или более четверти) крупных и средних организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, фактически обанкротились за 3-4 последних года. Тот же процесс происходил и с крестьянскими хозяйствами: факти­ческими банкротами за тот же короткий период стали более 30 тыс. хозяйств. Согласно Государственному (национальному) докладу «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2006 году» массовый характер обрел отказ граждан от прав на зе­мельную долю и крестьянских хозяйств на их земельные участки и перевод их в установленном порядке в государственную и муниципальную собственность — в фонд перераспределения земель или в земли запаса.

Субъекты Федерации по-разному решают возникшие в связи с этим проблемы. Так, Белгородская область в лице специализи­рованного учреждения «Фонд государственного имущества Бел­городской области» приобрела у граждан земельных долей общей площадью 260 тыс. га и передала их в управление ОАО «Белго­родский земельный фонд», акции которого находятся в государ­ственной собственности, для дальнейшего использования в сель­скохозяйственном товарном производстве. В Ростовской области широко использовалось по собственному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения право прекращения долевой собственности граждан на земельные участки и признания права муниципальной собственности на них в судебном порядке. Такое решение может иметь значительные масштабы, так как только не­востребованных земельных долей насчитывается 27 млн га, что составляет более четверти всей площади земельных участков, ис­пользуемых сельскохозяйственными организациями>(92,3 млн га). Следует отметить также, что пока не получила заметного рас­пространения передача гражданами своего права на земельную долю в уставные (паевые) фонды сельскохозяйственных организа­ций в целях стабилизации и создания нормальных условий для их деятельности, хотя и очевидно широкомасштабное проявление на практике разрушительного влияния коллективно-долевой соб­ственности на земельные участки. Доля собственности хозяйствен­ных обществ и товариществ за 2004-2006 гг. возросла с 2 до 3,4% и в сельскохозяйственных производственных кооперативах — с 0,9 до 1% всей площади земельных участков, используемых каждой ка­тегорией этих юридических лиц.

О результативности земельной и аграрной реформ можно су­дить по следующим данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи. По состоянию на 1 июля 2006 г. в стране насчитывалось сельскохозяйственных организаций — 59 208, в том числе круп­ных и средних организаций — 27 787; малых предприятий — 20 392 и подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций — 11 029. Из них сельскохозяйственную деятельность осуществляют организации в целом — 68,6%, в том числе крупные и средние ор­ганизации — 70,6%, малые предприятия — 63%, подсобные хозяй­ства несельскохозяйственных организаций — 74% их общего числа по видам. Более трети организаций прекратили вести сельское хо­зяйство, из них: 8160 — крупных и средних, 7543 — малых и 2868 — подсобных хозяйств. Причем более 7 тыс. крупных и средних сель­скохозяйственных предприятий прекратили свою деятельность в 2001-2005 гг.

Неважно обстоят дела в крестьянском хозяйстве. Из созданных вначале 280 тыс. хозяйств осталось не более 253 тыс. Осуществля­ют сельскохозяйственную деятельность всего 51,7%.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%