Ранее отмечалось, что в составе субъектов аграрного права важное место занимают перерабатывающие, обслуживающие и снабжающие предприятия, составляющие первый и третий блоки агропромышленного комплекса, именуемые в экономической литературе производственной инфраструктурой или агросервисом. В начале реформ их насчитывалось около 12 тыс. Государственной программой приватизации на 1992 г. предусматривалась их полная приватизация. Правовой основой приватизации явилось Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, принятое постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 во исполнение Государственной программы приватизации, в котором дан подробный перечень предприятий, подлежащих приватизации согласно данному акту.
В Положении подчеркивалась необходимость учета при определении конкретного способа приватизации отраслевой специфики предприятий, целесообразности сохранения их профиля и, что особенно важно, монопольного положения указанных предприятий в зоне их деятельности по отношению производителям сельскохозяйственной продукции.
По общему правилу предлагалось также учитывать мнение трудового коллектива, которому предоставлялось право выбора порядка и варианта льгот, установленных Государственной программой приватизации, т. е. трудовому коллективу предоставлялось право выбора льгот по одному из трех вариантов.
Остальные акции должны были быть предложены в течение трех месяцев для продажи по закрытой подписке сельскохозяйственным и рыбодобывающим организациям в зоне действия приватизируемого предприятия, признаваемым покупателями в соответствии со ст. 9 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». При этом количество акций, предоставляемых сельскохозяйственным производителям, определялось квотой пропорционально их доле в общем объеме получаемых услуг или поставляемой для переработки продукции. Для крестьянских хозяйств устанавливалась суммарная квота продажи акций в пределах 10% их общего количества, предоставлялась рассрочка платежей за акции до трех лет.
Не распространенные в установленный срок по закрытой подписке акции подлежали продаже в порядке, установленном Государственной программой приватизации (путем продажи их на коммерческом или инвестиционном конкурсе).
С учетом монополии государства на производство спиртовой, ликероводочной и табачной продукции приватизация предприятий в данных отраслях должна была осуществляться по иной схеме — путем преобразования их в открытые акционерные общества с сохранением в федеральной собственности 51 % акции.
Исходные предпосылки, установленные данным Положением о приватизации, — учет монопольного положения, необходимость сохранения профиля приватизируемых предприятий, льготные и гарантированные условия выкупа акций сельскохозяйственными организациями — явно были направлены на овладение последними контрольным пакетом акций всех приватизированных предприятий, поскольку эти предприятия были изначально созданы и фактически являются органической частью всего сельскохозяйственного производства (хотя и в организационно-правовом автономном формате) и существенно влияют на эффективность всей отрасли.
Однако в процессе реализации Положения о приватизации выявились существенные просчеты и недостатки в ряде его правовых норм. Во-первых, для совхозов возникли трудности в доказывании ими права признания покупателями, поскольку совсем недавно они были государственными предприятиями, не имеющими такого права. Во-вторых, трудовые коллективы большинства предприятий всех видов выбрали второй вариант льгот и завладели контрольным пакетом акций (до 51% голосующих акций без каких-либо скидок на их номинальную стоимость).
По состоянию на 1 января 1996 г. таких предприятий в сфере переработки сельскохозяйственной продукции оказалось 83%, предприятий производственной инфраструктуры — 72%, в том числе ремонтно-технических — 73%, автотранспорта — 81%.
Первый вариант льгот, который предоставлял возможность работникам приобрести бесплатно привилегированные (неголо-сующие) акции в пределах 25% уставного капитала и по пониженной на 30% цене — в пределах 10% уставного капитала, предпочли трудовые коллективы незначительного числа предприятий (хотя и руководители, и должностные лица были поставлены в преимущественное положение — им предоставлялись акции по опциону до 5% уставного капитала). По данному варианту трудовой коллектив мог располагать всего лишь 15% голосующих акций. Поэтому только 14,4% перерабатывающих предприятий и 11,5% предприятий агросервиса предоставили сельскохозяйственным организациям возможность выкупать контрольный пакет акций по первому варианту, а среди таких предприятий в автотранспорте и того меньше — 9,4%, в строительстве — 6%. Возникший в результате локальный монополизм в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса очень скоро отрицательно повлиял на экономику всех сельскохозяйственных организаций путем установления резко заниженных цен на закупаемую для переработки сельскохозяйственную продукцию и завышения цен на услуги.
Во избежание повторения таких же результатов приватизации остальных предприятий Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 г. «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»1 было установлено, что льготы акционерам в покупке акций используются только по первому варианту в соответствии с основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г. На эту дату остались неприватизированными, подпадающими под действие Указа 152 перерабатывающих предприятия и 1869 обслуживающих предприятий (соответственно 8,1 и 23,6% их общего числа).
Во исполнение Указа постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 195 Положение о приватизации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708, было признано утратившим силу и утверждено Положение о продаже по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса2.
В новом Положении в основном воспроизведены порядок и условия проведения среди сельскохозяйственных товаропроизводителей закрытой подписки на акции перечисленных в нем предприятий (с определенной детализацией). При этом подчеркнуто, что членами трудовых коллективов акции приобретаются по первому варианту льгот, и все акции, продаваемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, являются обыкновенными.
Особое внимание обращается на поручение Правительства РФ в данном постановлении, адресованное Минсельхозу России, Минэкономики России и Госкомимуществу, разработать и утвердить порядок выделения бюджетных ассигнований, инвестиционных кредитов и осуществления других мер, направленных на устранение локального монополизма акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, и создание условий для приобретения контрольных пакетов их акций сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Таким образом, Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. и постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 195 явились важным шагом государства не только по предотвращению возникновения локального монополизма при последующей приватизации предприятий в сфере переработки продукции и оказании услуг сельскохозяйственным организациям, но и по устранению его уже созданного в процессе предыдущего этапа приватизации. К тому времени ущерб, причиненный локальным монополизмом агропромышленному комплексу в целом, принял огромные размеры.
Сельскохозяйственные организации вынуждены были в связи с разорительными условиями, диктуемыми предприятиями-монополистами, отказываться от их услуг, покупать оборудование и создавать свои подразделения без обеспечения надлежащей технологии и качества выпускаемой продукции и выполненных работ, что привело к дополнительным инвестициям и определенным организационно-техническим затруднениям, к спаду объемов и удорожанию производства сельскохозяйственной продукции в целом по отрасли; пострадали и сами предприятия-монополисты — загрузка их производственных мощностей сократилась до 40%.
Поэтому устранение последствий локального монополизма и предотвращение возникновения его в будущем было объявлено важной государственной задачей в ряде последующих нормативных правовых актов (федеральная целевая программа стабилизации агропромышленного комплекса на 1996-2000 гг., Программа демонополизации агропромышленного комплекса, утвержденная в 1997 г. Минсельхозом России).
В указанных и других нормативных правовых актах ставилась задача обеспечить обладание контрольным пакетом акций предприятий-монополистов сельскохозяйственными организациями-потребителями их услуг путем выпуска (эмиссии) дополнительных акций на льготных условиях. Предусматривался также иной путь — преобразование созданных при приватизации акционерных обществ в потребительские кооперативы, что требует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, установивший возможность преобразования акционерных обществ только в общества с ограниченной ответственностью или в производственные кооперативы
|