Пятница, 29.11.2024, 02:11
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-

Ранее отмечалось, что в составе субъектов аграрного права важ­ное место занимают перерабатывающие, обслуживающие и снаб­жающие предприятия, составляющие первый и третий блоки агропромышленного комплекса, именуемые в экономической ли­тературе производственной инфраструктурой или агросервисом. В начале реформ их насчитывалось около 12 тыс. Государствен­ной программой приватизации на 1992 г. предусматривалась их полная приватизация. Правовой основой приватизации явилось Положение о приватизации предприятий по первичной перера­ботке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, принятое постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 во исполнение Государственной программы приватизации, в котором дан подробный перечень предприятий, подлежащих приватизации согласно данному акту.

В Положении подчеркивалась необходимость учета при опреде­лении конкретного способа приватизации отраслевой специфики предприятий, целесообразности сохранения их профиля и, что осо­бенно важно, монопольного положения указанных предприятий в зоне их деятельности по отношению производителям сельско­хозяйственной продукции.

По общему правилу предлагалось также учитывать мнение тру­дового коллектива, которому предоставлялось право выбора поряд­ка и варианта льгот, установленных Государственной программой приватизации, т. е. трудовому коллективу предоставлялось право выбора льгот по одному из трех вариантов.

Остальные акции должны были быть предложены в течение трех месяцев для продажи по закрытой подписке сельскохозяйст­венным и рыбодобывающим организациям в зоне действия при­ватизируемого предприятия, признаваемым покупателями в со­ответствии со ст. 9 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». При этом количество акций, предоставляемых сельскохозяйственным производителям, опре­делялось квотой пропорционально их доле в общем объеме полу­чаемых услуг или поставляемой для переработки продукции. Для крестьянских хозяйств устанавливалась суммарная квота прода­жи акций в пределах 10% их общего количества, предоставлялась рассрочка платежей за акции до трех лет.

Не распространенные в установленный срок по закрытой под­писке акции подлежали продаже в порядке, установленном Госу­дарственной программой приватизации (путем продажи их на ком­мерческом или инвестиционном конкурсе).

С учетом монополии государства на производство спиртовой, ликероводочной и табачной продукции приватизация предприя­тий в данных отраслях должна была осуществляться по иной схе­ме — путем преобразования их в открытые акционерные общества с сохранением в федеральной собственности 51 % акции.

Исходные предпосылки, установленные данным Положением о приватизации, — учет монопольного положения, необходимость сохранения профиля приватизируемых предприятий, льготные и гарантированные условия выкупа акций сельскохозяйствен­ными организациями — явно были направлены на овладение последними контрольным пакетом акций всех приватизированных предприятий, поскольку эти предприятия были изначаль­но созданы и фактически являются органической частью всего сельскохозяйственного производства (хотя и в организационно-правовом автономном формате) и существенно влияют на эффек­тивность всей отрасли.

Однако в процессе реализации Положения о приватизации вы­явились существенные просчеты и недостатки в ряде его правовых норм. Во-первых, для совхозов возникли трудности в доказывании ими права признания покупателями, поскольку совсем недавно они были государственными предприятиями, не имеющими такого права. Во-вторых, трудовые коллективы большинства предприятий всех видов выбрали второй вариант льгот и завладели контрольным пакетом акций (до 51% голосующих акций без каких-либо скидок на их номинальную стоимость).

По состоянию на 1 января 1996 г. таких предприятий в сфе­ре переработки сельскохозяйственной продукции оказалось 83%, предприятий производственной инфраструктуры — 72%, в том числе ремонтно-технических — 73%, автотранспорта — 81%.

Первый вариант льгот, который предоставлял возможность работникам приобрести бесплатно привилегированные (неголо-сующие) акции в пределах 25% уставного капитала и по понижен­ной на 30% цене — в пределах 10% уставного капитала, предпочли трудовые коллективы незначительного числа предприятий (хотя и руководители, и должностные лица были поставлены в преиму­щественное положение — им предоставлялись акции по опциону до 5% уставного капитала). По данному варианту трудовой коллек­тив мог располагать всего лишь 15% голосующих акций. Поэтому только 14,4% перерабатывающих предприятий и 11,5% предприя­тий агросервиса предоставили сельскохозяйственным организа­циям возможность выкупать контрольный пакет акций по перво­му варианту, а среди таких предприятий в автотранспорте и того меньше — 9,4%, в строительстве — 6%. Возникший в результате локальный монополизм в сфере переработки сельскохозяйствен­ной продукции и агросервиса очень скоро отрицательно повлиял на экономику всех сельскохозяйственных организаций путем уста­новления резко заниженных цен на закупаемую для переработки сельскохозяйственную продукцию и завышения цен на услуги.

Во избежание повторения таких же результатов приватизации остальных предприятий Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 г. «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обе­спечению агропромышленного комплекса»1 было установлено, что льготы акционерам в покупке акций используются только по пер­вому варианту в соответствии с основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муници­пальных предприятий после 1 июля 1994 г. На эту дату остались неприватизированными, подпадающими под действие Указа 152 перерабатывающих предприятия и 1869 обслуживающих предпри­ятий (соответственно 8,1 и 23,6% их общего числа).

Во исполнение Указа постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 195 Положение о приватизации, утвержден­ное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708, было признано утратившим силу и утверждено Положение о прода­же по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводите­лям акций акционерных обществ, созданных при приватизации пред­приятий по первичной переработке сельскохозяйственной продук­ции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса2.

В новом Положении в основном воспроизведены порядок и условия проведения среди сельскохозяйственных товаропроиз­водителей закрытой подписки на акции перечисленных в нем пред­приятий (с определенной детализацией). При этом подчеркнуто, что членами трудовых коллективов акции приобретаются по пер­вому варианту льгот, и все акции, продаваемые сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям, являются обыкновенными.

Особое внимание обращается на поручение Правительства РФ в данном постановлении, адресованное Минсельхозу России, Мин­экономики России и Госкомимуществу, разработать и утвердить порядок выделения бюджетных ассигнований, инвестиционных кредитов и осуществления других мер, направленных на устранение локального монополизма акционерных обществ, созданных при при­ватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйст­венной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, и создание условий для приобретения контрольных па­кетов их акций сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Таким образом, Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. и по­становление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 195 яви­лись важным шагом государства не только по предотвращению воз­никновения локального монополизма при последующей приватиза­ции предприятий в сфере переработки продукции и оказании услуг сельскохозяйственным организациям, но и по устранению его уже созданного в процессе предыдущего этапа приватизации. К тому времени ущерб, причиненный локальным монополизмом агропро­мышленному комплексу в целом, принял огромные размеры.

Сельскохозяйственные организации вынуждены были в свя­зи с разорительными условиями, диктуемыми предприятиями-монополистами, отказываться от их услуг, покупать оборудование и создавать свои подразделения без обеспечения надлежащей тех­нологии и качества выпускаемой продукции и выполненных ра­бот, что привело к дополнительным инвестициям и определенным организационно-техническим затруднениям, к спаду объемов и удо­рожанию производства сельскохозяйственной продукции в целом по отрасли; пострадали и сами предприятия-монополисты — за­грузка их производственных мощностей сократилась до 40%.

Поэтому устранение последствий локального монополизма и предотвращение возникновения его в будущем было объявлено важной государственной задачей в ряде последующих норматив­ных правовых актов (федеральная целевая программа стабилиза­ции агропромышленного комплекса на 1996-2000 гг., Программа демонополизации агропромышленного комплекса, утвержденная в 1997 г. Минсельхозом России).

В указанных и других нормативных правовых актах стави­лась задача обеспечить обладание контрольным пакетом акций предприятий-монополистов сельскохозяйственными организациями-потребителями их услуг путем выпуска (эмиссии) дополнительных акций на льготных условиях. Предусматривался также иной путь — преобразование созданных при приватизации акционерных обществ в потребительские кооперативы, что требует внесения соответствую­щих изменений в Гражданский кодекс РФ, установивший возмож­ность преобразования акционерных обществ только в общества с огра­ниченной ответственностью или в производственные кооперативы

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%