Поиски государственной политики в целях умножения богатства общества велись учеными еще в ХУ1-ХУП вв. Первой научной школой экономической теории явился тогда меркантилизм, согласно которой основной источник богатства нации и государства таится не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золотых и серебряных монет), источником которых служит прибыль, возникающая при торговом обмене. Однако при торговле внутри страны у нации ничего не прибавляется, а происходит обогащение одних лиц за счет других. «Обычным средством для увеличения богатства и денег, — писал видный представитель меркантилистов Томас Мен (1571-1641 гг.), — является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них».
Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики протекционизма — поощрения отечественной экономики, защиты ее от иностранных конкурентов, расширения внешних рынков. С XVII в. до настоящего времени не было государства, не прибегавшего в определенных условиях к протекционистской экономической политике.
В следующем периоде — в индустриальной стадии производства — появились новые взгляды экономического либерализма, приведшие к созданию классической школы политэкономии А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Идеи государственного протекционизма были заменены принципами свободы предпринимательства и свободы торговли. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. А. Смит выдвинул принцип «невидимой руки», который благодаря конкуренции индивидов создает оптимальный режим функционирования рыночной экономической системы при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства. Государству отводилась роль «ночного сторожа» — поддержание порядка, охрана и защита частной собственности.
Марксистская экономическая теория рассматривала государство как участника производственных отношений.
В XX в. возникло неоклассическое направление в экономической науке (его представители — X. Чемберлен, Л. Мизес, Ф. Хайек). М. Фридман1 разработал экономическую теорию — монетаризм. Эта теория легла в основу экономических реформ в России и действует поныне. Суть теории, которая называется теорией денег, состоит в следующем:
а) денежная масса, находящаяся в обращении, непосредственно влияет на уровень цен, т. е. деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее и хозяйственными процессами — объема ми производства, занятостью;
б) стабильный рост запаса денег обеспечивает стабильный рост производства;
в) центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от хозяйственной конъюнктуры.
Денежное правило — не допускать прироста денежной массы более чем на 3-4% в год — легло в основу политики международных валютно-финансовых операций нашего времени2. В ту пору идея государственного невмешательства определяла всю внутреннюю политику европейских государств.
Однако монетаризму противостояла разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946 гг.) и его последователями теория государственного регулирования, призванная устранить наиболее значительные пороки экономического общества, к которым относится неспособность обеспечить полную занятость, а также произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов3.
Суть методологии Кейнса состоит в следующем: важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов; рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно.
Идеи кейнсианства — нового -экономического течения — были реализованы администрацией Президента США Рузвельта в период Великого кризиса 30-х годов. 13 США были:
а) разработаны и реализованы широкие программы социальных работ (строительство дорог, озеленение населенных пунктов и пр.), социальной помощи неимущим и безработным;
б) введена гибкая система налогообложения, позволяющая сдерживать или стимулировать рост расходов потребителей, что, в свою очередь, позволяло стабилизировать спрос;
в) приняты законы о страховании по безработице, о социальном обеспечении, о федеральном страховании банковских депозитов;
г) приняты федеральные программы поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию и множество других программ, направленных на достижение ряда социальных и экономических целей, которые назывались новым курсом.
Конечно, идеи кейнсианства не смогли решить все проблемы рыночной экономики в будущем. В середине 70-х годов прошлого века разразился мировой экономический кризис.
Сейчас мы являемся свидетелями и жертвами невиданного в истории мирового финансового кризиса, который вызвал, по сути, мировой экономический кризис.
История подтверждает действенность экономической теории Николая Дмитриевича Кондратьева (1982-1938 гг.), который в 20-е годы прошлого века открыл «большие циклы конъюнктуры». Это открытие получило международное признание как теория длинных волн Кондратьева2. В мировой экономической науке средние волны длиной в 7-10 лет, с которыми обычно связаны периодически повторяющиеся кризисы, были хорошо изучены.
Известны были и короткие волны — в 3-3,5 года. Однако честь открытия длинных волн продолжительностью в 47-60 лет принадлежит Н. Д. Кондратьеву. Согласно его теории каждый большой цикл состоит из повышающей и понижающей волны. Имеют они не локальный или национальный, а международный характер. В развитии больших волн Кондратьев выявил четыре «эмпирические правильности» (т. е. закономерности), которые сводятся к следующему:
повышительная волна начинается с крупных изменений в условиях хозяйствования, техники и технологии, в производственных отношениях, а этим изменениям предшествуют крупные открытия в науке и технике;
повышательные волны обычно связаны с крупными социальными переворотами и потрясениями, например, революциями, войнами;
понижательные волны сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства;
средние и короткие волны как бы накладываются на длинные, ослабляя или усиливая подъем или депрессию в конъюнктуре.
Теория длинных волн, впервые высказанная еще в 1922 г., а в 1926 г. озвученная в докладе в Институте экономики РАНИОН, в нашей стране многие годы была запрещена, а за рубежом изучалась и развивалась. В настоящее время эта теория развивается рядом российских ученых.
Современный финансовый кризис в США и других странах, по оценкам специалистов, схож с Великим кризисом в США 30-х годов (длинная волна — более 70 лет), однако более разрушителен в сравнении с мировым экономическим кризисом середины 70-х годов (длинная волна — более 30 лет). Современный кризис побудил государственных руководителей пересмотреть свои взгляды на разные политико-экономические теории, в том числе теорию «невидимой руки» свободного рынка, протекционизма, монетаризма. На повестку дня выдвигается необходимость решения проблемы не только укрепления государственного регулирования экономики и финансов в национальном масштабе, но и согласованного межгосударственного регулирования ряда важных финансово-кредитных и иных отношений (построения новой мировой финансовой архитектуры).
О значении государственного регулирования национальной экономики говорят следующие данные: в 1993 г. доля совокупных доходов государства в ВВП составила от 21,4 (Мексика) до 60,4% (Швеция, Дания), 50-55% (Нидерланды, Чехия, Норвегия, Австрия, Финляндия, Польша). Объективная необходимость государственного регулирования экономики закреплена и в международном праве — это Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1965 г.
Говоря о понятии «государственное регулирование», можно лишь констатировать, что единого определения этой экономико-правовой категории пока не существует ни в экономической и юридической литературе, ни в законодательстве России. Не увенчалась успехом и первая попытка законодателя дать это определение в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» (утратил силу) как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции... а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства», поскольку такое определение слишком узко, не раскрывает всей сути понятия «государственное регулирование» и способов его осуществления.
В литературе имеется множество определений рассматриваемой научной категории, которые характеризуются либо односторонностью, либо смешением с понятием управления и другими терминами и категориями.
Следует согласиться с утверждением, что суть государственного регулирования состоит в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике1. Лучшее понимание этой сути (характера и масштабов деятельности государства в данной сфере общественных отношений) достигается через рассмотрение способов и средств воздействия государства на указанные отношения, которые предложено классифицировать на следующие группы:
способы общенормативного регулирования, введение общих правил, установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур, определение системы их деятельности;
программно-установочные способы: целевые программы; тематические планы; концепции, функциональные правила; схемы управления; схемы градостроительного планирования развития территорий; генеральные планы городов; земельный кадастр;
легализующие средства: лицензирование, аккредитация, сертификация;
способы нормативно-количественного измерения: стандарты; квоты; тарифы; нормативы; лимиты, налоги (сборы); плата; ставки (таможенных пошлин и др.);
способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирование: кредиты, льготы, отсрочки, госзаказы, госзакупки;
контрольно-учетные и «запретные» способы: учет, статистическая отчетность, проверки и иные формы контроля, запреты, ограничения, предписания, санкции (штрафы и др.), лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов)1.
В учебном курсе «Аграрное право» изучаются полностью лишь одна — пятая группа названных способов и средств государственного воздействия на предпринимательство и другие (непредпринимательские) формы хозяйствования в аграрной сфере, представляющая собой комплекс мероприятий по государственной финансово-экономической поддержке всех субъектов сельскохозяйственной деятельности (§ 2 настоящей главы), а также элементы всех остальных групп в других главах Общей части.
|