Понедельник, 25.11.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятия государственного регулирования рыночной экономики

Поиски государственной политики в целях умножения богат­ства общества велись учеными еще в ХУ1-ХУП вв. Первой на­учной школой экономической теории явился тогда меркантилизм, согласно которой основной источник богатства нации и государ­ства таится не в приумножении натуральных продуктов, а в нако­плении денег (золотых и серебряных монет), источником которых служит прибыль, возникающая при торговом обмене. Однако при торговле внутри страны у нации ничего не прибавляется, а проис­ходит обогащение одних лиц за счет других. «Обычным средством для увеличения богатства и денег, — писал видный представитель меркантилистов Томас Мен (1571-1641 гг.), — является внешняя торговля. При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них».

Идеи меркантилизма стали теоретической базой государствен­ной политики протекционизма — поощрения отечественной эконо­мики, защиты ее от иностранных конкурентов, расширения внеш­них рынков. С XVII в. до настоящего времени не было государства, не прибегавшего в определенных условиях к протекционистской экономической политике.

В следующем периоде — в индустриальной стадии произ­водства — появились новые взгляды экономического либерализ­ма, приведшие к созданию классической школы политэкономии А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Идеи госу­дарственного протекционизма были заменены принципами свобо­ды предпринимательства и свободы торговли. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. А. Смит выдвинул принцип «невидимой руки», который благодаря конку­ренции индивидов создает оптимальный режим функционирова­ния рыночной экономической системы при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства. Государству отводилась роль «ночного сторожа» — поддержание порядка, охрана и защита част­ной собственности.

Марксистская экономическая теория рассматривала государство как участника производственных отношений.

В XX в. возникло неоклассическое направление в экономичес­кой науке (его представители — X. Чемберлен, Л. Мизес, Ф. Хайек). М. Фридман1 разработал экономическую теорию — монетаризм. Эта теория легла в основу экономических реформ в России и дей­ствует поныне. Суть теории, которая называется теорией денег, со­стоит в следующем:

а) денежная масса, находящаяся в обращении, непосредственно влияет на уровень цен, т. е. деньги выполняют функцию управле­ния спросом, а через нее и хозяйственными процессами — объема­ ми производства, занятостью;

б) стабильный рост запаса денег обеспечивает стабильный рост производства;

в) центральный банк обязан поддерживать устойчивость приро­ста денежного запаса независимо от хозяйственной конъюнктуры.

Денежное правило — не допускать прироста денежной массы более чем на 3-4% в год — легло в основу политики международ­ных валютно-финансовых операций нашего времени2. В ту пору идея государственного невмешательства определяла всю внутрен­нюю политику европейских государств.

Однако монетаризму противостояла разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946 гг.) и его последователями тео­рия государственного регулирования, призванная устранить наи­более значительные пороки экономического общества, к которым относится неспособность обеспечить полную занятость, а также произвольное и несправедливое распределение богатства и до­ходов3.

Суть методологии Кейнса состоит в следующем: важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обе­спечивающего реализацию ресурсов; рыночная экономика не мо­жет саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно.

Идеи кейнсианства — нового -экономического течения — были реализованы администрацией Президента США Рузвельта в пери­од Великого кризиса 30-х годов. 13 США были:

а) разработаны и реализованы широкие программы социаль­ных работ (строительство дорог, озеленение населенных пунктов и пр.), социальной помощи неимущим и безработным;

б) введена гибкая система налогообложения, позволяющая сдерживать или стимулировать рост расходов потребителей, что, в свою очередь, позволяло стабилизировать спрос;

в) приняты законы о страховании по безработице, о социальном обеспечении, о федеральном страховании банковских депозитов;

г) приняты федеральные программы поддержки цен на сель­скохозяйственную продукцию и множество других программ, на­правленных на достижение ряда социальных и экономических це­лей, которые назывались новым курсом.

Конечно, идеи кейнсианства не смогли решить все проблемы рыночной экономики в будущем. В середине 70-х годов прошлого века разразился мировой экономический кризис.

Сейчас мы являемся свидетелями и жертвами невиданного в истории мирового финансового кризиса, который вызвал, по сути, мировой экономический кризис.

История подтверждает действенность экономической теории Николая Дмитриевича Кондратьева (1982-1938 гг.), который в 20-е годы прошлого века открыл «большие циклы конъюнкту­ры». Это открытие получило международное признание как тео­рия длинных волн Кондратьева2. В мировой экономической науке средние волны длиной в 7-10 лет, с которыми обычно связаны периодически повторяющиеся кризисы, были хорошо изучены.

Известны были и короткие волны — в 3-3,5 года. Однако честь от­крытия длинных волн продолжительностью в 47-60 лет принадле­жит Н. Д. Кондратьеву. Согласно его теории каждый большой цикл состоит из повышающей и понижающей волны. Имеют они не ло­кальный или национальный, а международный характер. В развитии больших волн Кондратьев выявил четыре «эмпирические правиль­ности» (т. е. закономерности), которые сводятся к следующему:

повышительная волна начинается с крупных изменений в условиях хозяйствования, техники и технологии, в производ­ственных отношениях, а этим изменениям предшествуют крупные открытия в науке и технике;

повышательные волны обычно связаны с крупными соци­альными переворотами и потрясениями, например, революциями, войнами;

понижательные волны сопровождаются длительной депрес­сией сельского хозяйства;

средние и короткие волны как бы накладываются на длинные, ослабляя или усиливая подъем или депрессию в конъюнктуре.

Теория длинных волн, впервые высказанная еще в 1922 г., а в 1926 г. озвученная в докладе в Институте экономики РАНИОН, в нашей стране многие годы была запрещена, а за рубежом изучалась и развивалась. В настоящее время эта теория развивается рядом рос­сийских ученых.

Современный финансовый кризис в США и других стра­нах, по оценкам специалистов, схож с Великим кризисом в США 30-х годов (длинная волна — более 70 лет), однако более разруши­телен в сравнении с мировым экономическим кризисом середины 70-х годов (длинная волна — более 30 лет). Современный кризис побудил государственных руководителей пересмотреть свои взгля­ды на разные политико-экономические теории, в том числе теорию «невидимой руки» свободного рынка, протекционизма, монетариз­ма. На повестку дня выдвигается необходимость решения проблемы не только укрепления государственного регулирования экономики и финансов в национальном масштабе, но и согласованного межго­сударственного регулирования ряда важных финансово-кредитных и иных отношений (построения новой мировой финансовой архи­тектуры).

О значении государственного регулирования национальной экономики говорят следующие данные: в 1993 г. доля совокупных доходов государства в ВВП составила от 21,4 (Мексика) до 60,4% (Швеция, Дания), 50-55% (Нидерланды, Чехия, Норвегия, Ав­стрия, Финляндия, Польша). Объективная необходимость госу­дарственного регулирования экономики закреплена и в междуна­родном праве — это Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1965 г.

Говоря о понятии «государственное регулирование», можно лишь констатировать, что единого определения этой экономико-правовой категории пока не существует ни в экономической и юридической литературе, ни в законодательстве России. Не увенчалась успехом и первая попытка законодателя дать это определение в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агро­промышленного производства» (утратил силу) как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции... а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства», поскольку такое определение слишком узко, не раскрывает всей сути понятия «государственное регулирование» и способов его осуществления.

В литературе имеется множество определений рассматривае­мой научной категории, которые характеризуются либо односто­ронностью, либо смешением с понятием управления и другими терминами и категориями.

Следует согласиться с утверждением, что суть государственно­го регулирования состоит в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике1. Лучшее понимание этой сути (характера и масштабов деятельности государства в данной сфере общественных отноше­ний) достигается через рассмотрение способов и средств воздейст­вия государства на указанные отношения, которые предложено классифицировать на следующие группы:

способы общенормативного регулирования, введение общих правил, установление порядка создания, реорганизации и упразд­нения структур, определение системы их деятельности;

программно-установочные способы: целевые программы; те­матические планы; концепции, функциональные правила; схемы управления; схемы градостроительного планирования развития территорий; генеральные планы городов; земельный кадастр;

легализующие средства: лицензирование, аккредитация, сер­тификация;

способы нормативно-количественного измерения: стандар­ты; квоты; тарифы; нормативы; лимиты, налоги (сборы); плата; ставки (таможенных пошлин и др.);

способы поддержания уровня деятельности и ее стимулиро­вание: кредиты, льготы, отсрочки, госзаказы, госзакупки;

контрольно-учетные и «запретные» способы: учет, статис­тическая отчетность, проверки и иные формы контроля, запреты, ограничения, предписания, санкции (штрафы и др.), лишение ле­гальности (приостановление, признание недействительными сде­лок, действий, актов)1.

В учебном курсе «Аграрное право» изучаются полностью лишь одна — пятая группа названных способов и средств государствен­ного воздействия на предпринимательство и другие (непредпри­нимательские) формы хозяйствования в аграрной сфере, пред­ставляющая собой комплекс мероприятий по государственной финансово-экономической поддержке всех субъектов сельскохо­зяйственной деятельности (§ 2 настоящей главы), а также элемен­ты всех остальных групп в других главах Общей части.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%