Понедельник, 25.11.2024, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Лизинг в сельском хозяйстве

Лизинг — это совокупность экономических и правовых отноше­ний, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга (ст. 2 Федерального зако­на от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)»1 (в ред. от 26 июля 2006 г.). В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор финансовой аренды (лизинга) является разновидностью договора аренды.

По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (ли­зингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение и пользование для пред­принимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответ­ственности за выбор предмета аренды и продавца (ст. 665 ГК РФ).

Несмотря на то что предмет лизинга является собственностью лизингодателя, по общему правилу риск случайной гибели или порчи предмета лизинга переходит к лизингополучателю в момент передачи ему имущества продавцом.

По окончании срока договора лизинга лизингополучатель мо­жет возвратить предмет лизинга лизингодателю или приобрести его в собственность в соответствии с условиями договора. Чаще всего в договоре лизинга предусматривается обязанность лизин­гополучателя по окончании срока договора выкупить лизинговое имущество по остаточной стоимости.

Предметом договора лизинга могут быть любые непотребляе­мые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

В агропромышленном комплексе лизинг широко использует­ся в качестве альтернативы купле-продаже (в частности, в кредит) для приобретения сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйст­венной техники, высокотехнологичного животноводческого обору­дования и высокопродуктивного племенного скота. Лизинг позволя­ет приобрести необходимый товар в рассрочку, хотя и с наценкой.

Согласно ст. 4 Закона «О финансовой аренде (лизинге)» лизин­годателем может быть физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучате­лю за соответствующую плату, на определенный срок и на опреде­ленных условиях во временное владение и пользование с перехо­дом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

В сельском хозяйстве лизинг осуществляется в основном с участием государства. Указанный вид лизинга характеризуется тем, что лизингодателем является специализированная лизинго­вая компания, которой на осуществление лизинга сельхозтехники и племенного скота ежегодно выделяются средства из федерально­го бюджета. Номенклатура продукции, закупаемой этой компани­ей для передачи в лизинг, ежегодно утверждается Министерством сельского хозяйства РФ.

Начало правовому регулированию отношений по договору ли­зинга в сельском хозяйстве было положено постановлением Пра­вительства РФ от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обе­спечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга)»1. Данным постановлением функции лизинговой компании по приобретению сельскохозяйственной техники у заводов-изготовителей и сдаче ее в долгосрочную аренду (лизинг) сельскохозяйственным товаро­производителям были возложены на ОАО «Росагроснаб».

Основы регулирования лизинговой деятельности в России были заложены Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»1, во исполнение которого постановлением Прави­тельства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в ин­вестиционной деятельности» было утверждено Временное положе­ние о лизинге2, определившее основные элементы правового регу­лирования договора лизинга.

В 1995 г. было принято и несколько ведомственных актов, ка­сающихся лизинга в агропромышленном комплексе. В частности, 5 мая 1995 г. Минсельхозпродом России, Минфином России и ОАО «Росагроснаб» был утвержден Порядок обеспечения агропромыш­ленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе (с изм. от 3 октября 1995 г.). В данном документе пред­усматривалось создание и постоянное пополнение специального (лизингового) фонда, который формируется за счет федеральных и региональных бюджетных ассигнований, средств машинострои­тельных предприятий, поставляющих для АПК машиностроитель­ную продукцию, а также других разрешенных законом источни­ков. Бюджетные ассигнования выделяются на возвратной основе Минсельхозпроду России, который поручает ОАО «Росагроснаб» выполнение и координацию работ по проведению лизинговых опе­раций. Финансовые средства, поступающие от лизингополучате­лей в течение срока действия лизинговых договоров, на возвратной основе зачисляются в лизинговый фонд для использования по на­значению, т. е. для проведения «Росагроснабом» новых лизинго­вых операций. Минсельхозпрод России утверждает номенклатуру и суммовые объемы поставок по лизингу машиностроительной продукции по областям, краям, республикам в составе Российской Федерации, автономным образованиям и другим лизингополуча­телям АПК России. Было также установлено, что в течение срока действия договора лизинга с лизингополучателя ежегодно взимает­ся арендная плата в размере 3% невозмещенной (остаточной) стои­мости приобретенных машин и оборудования, которая используется для пополнения лизингового фонда лизингодателя (т. е. ОАО «Росагроснаб»). Общий размер снабженческо-сбытовой наценки для продукции, передаваемой в лизинг, независимо от числа по­средников и арендной ставки за лизинг не должен превышать 12%.

Позднее указанные размеры арендной платы и снабженческо-сбытовой наценки, которые разрешалось взимать ОАО «Росагро­снаб», были закреплены в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. № 228 «О лизинге машиностроительной про­дукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета».

До 2001 г. ежегодно в федеральном бюджете предусматрива­лись средства на формирование и пополнение лизингового фон­да. С 1994 по 2001 г. на лизинговую деятельность в АПК за счет средств федерального бюджета было выделено 17 661,7 млн руб., из них 10 806,7 млн руб. были направлены через ОАО «Росагрос­наб» на закупку и поставку по лизингу машиностроительной про­дукции и 355 млн руб. — на закупку племенного скота через Росплемобъединение и ОАО «Агроплемсоюз». Указанные компании были отобраны на конкурсной основе Минсельхозпродом России, с ними были заключены государственные контракты на осущест­вление лизинговой деятельности в АПК с использованием средств федерального бюджета. Срок действия контрактов истекает в 2009 г., т. е. сроки договоров лизинга сельхозтехники, закупленной за счет бюджетных средств, заключенных ОАО «Росагроснаб», истекают в 2009 г. Соответственно, взаиморасчеты по ним должны быть реализованы в сроки, указанные в договорах. Таким образом, по окончании взаиморасчетов с лизингополучателями ОАО «Рос­агроснаб» обязан возвратить ранее выделенные ему государствен­ные средства в федеральный бюджет.

Система осуществления лизинга с участием государства изме­нилась в 2001 г., когда было создано ОАО «Росагролизинг». Рас­поряжением Правительства РФ от 8 сентября 2001 г. № 1208-р Минимущество России было признано главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых в уставный капитал ОАО «Росагролизинг». Минфину России было предписано выде лить Минимуществу России в 2001 г. за счет федерального бюд­жета 5 млрд руб. для направления в уставный капитал ОАО «Рос­агролизинг».

После создания ОАО «Росагролизинг», где участие государства составляет 99,9%, бюджетные ассигнования, ранее направляемые на формирование государственного лизингового фонда (из него эти средства предоставлялись лизинговым компаниям, прошедшим конкурс), теперь предусматриваются как взнос Российской Федера­ции в уставный капитал лизинговой компании. Например, соглас­но ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в ред. от 8 ноября 2008 г. № 193-ФЗ) размер бюджетных ассигнова­ний, направляемых в уставный капитал ОАО «Росагролизинг», со­ставляет 12 млрд руб. Таким образом, «Росагролизинг» стал полным монополистом в использовании бюджетных средств на эти цели.

Так как бюджетные средства в конечном счете становятся собственным капиталом ОАО «Росагролизинг», то вопрос относи­тельно размера арендной платы за технику, передаваемую по ли­зингу, решает совет директоров компании.

В связи со сменой схемы государственного агролизинга прои­зошло значительное удорожание техники, передаваемой в лизинг. По отчетам самого ОАО «Росагролизинг», это удорожание с само­го начала его деятельности составляло 39% заводской цены, в то время как в Росагроснабе это удорожание не превышало 14%.

К настоящему времени в соответствии с Порядком использова­ния средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг», направляе­мых на обеспечение агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней (с изм. от 22 января 2009 г.), размер процент­ной ставки по договорам лизинга технологического оборудования для хранения и переработки рыбной продукции, лесозаготови­тельной техники, оборудования для лесопереработки составляет не менее 4,3% годовых от остаточной стоимости предмета лизинга; по договорам лизинга техники и оборудования всех видов (за ис­ключением указанной выше) — не менее 3,5% годовых; по догово­рам лизинга племенных животных — не менее 1,5% годовых.

Сроки расчетов по договорам лизинга увеличены по комбайнам и тракторам до 10 лет, по комплексам машин и оборудованию —до 15 лет. Эти сроки по конкретным договорам могут быть уменьшены.

Лизинговые платежи осуществляются ежеквартально, что сви­детельствует об отсутствии в договорах лизинга, заключаемых ОАО «Росагролизинг», учета сезонности сельскохозяйственного производства.

Возможность уплаты лизинговых платежей в натуральной фор­ме (произведенной продукцией) является более выгодной формой оплаты для сельхозтоваропроизводителей, чем денежная. В догово­рах лизинга, заключенных ранее ОАО «Росагроснаб», такая фор­ма оплаты была предусмотрена. В Порядке использования средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» такая возможность не упоминается.

В связи с тем что ОАО «Росагролизинг» является фактически государственной компанией, реестры сельхозтехники, оборудова­ния и племенных животных для реализации сельхозтоваропроиз­водителям на условиях финансбвой аренды (лизинга) ежегодно утверждаются министром сельского хозяйства РФ.

В то же время ОАО «Росагролизинг» представляет собой са­мостоятельное юридическое лицо, поэтому информация о его дея­тельности (об условиях лизинга) является закрытой.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%