В экономической и правовой науке принято считать, что рынок — это прежде всего экономическая категория. В многочисленных исследованиях сущности рынка, проводимых за рубежом, выделяются два подхода: «объектный» и «субъектный». Согласно первому подходу рынок рассматривается как совокупность совершаемых сделок, что, по мнению авторов, сводит понятие «рынок» к обороту товаров, при втором просматривается взаимосвязь покупателей с продавцами, рынок представляется в качестве института, сводящего вместе покупателя и продавца для совершения сделок. В территориальном аспекте категория «рынок» — это определенная территория, на которой совершаются сделки.
Однако рынок является не только экономической, но и правовой категорией. В ряде нормативных правовых актов в зависимости от цели регулирования ими тех или иных отношений, содержатся разные определения товарного рынка. Так, в ст. 4 Закона № 948-1 от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» эта категория определяется как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Рынок определенного товара имеет продуктовые (взаимозаменяемые товары) и географические границы, которые могут не совпадать с административно-территориальным делением страны.
В Налоговом кодексе РФ (ст. 40) рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.
В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 5931, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.
При явных различиях приведенных определений товарного рынка в них прослеживается сходство в том, что рынок не просто сфера обращения (территориальный аспект), но и совокупность субъектов и их взаимоотношений, что приближает эти определения к сущности рынка, отмеченной в зарубежных исследованиях.
Сельскохозяйственные рынки в России характеризуются спецификой не только товара (продовольствия), но и других их составляющих: целей, форм и методов функционирования.
В аграрном праве важное место занимает институт государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее — рынок сельскохозяйственной продукции), в котором можно выделить четыре совокупности нормативных правовых актов (норм права), каждая из которых регулирует самостоятельную сферу имущественных отношений с участием государства и без такового (субинституты), а именно:
формирование федерального и региональных продовольственных фондов для государственных нужд;
осуществление закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации продовольственного рынка;
государственное регулирование оптовых продовольственных рынков;
регулирование экспортно-импортных отношений в связи с предполагаемым присоединением России к Всемирной торговой организации
|