Специальная Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, часто именуемая также Женевской фонограммной конвенцией*(55), позволила расширить охрану фонограмм и добиться предоставления по крайней мере частичной их охраны в странах, которые в течение длительного времени не присоединялись по каким-либо причинам к Римской конвенции.
Быстрое развитие технических средств, позволяющих осуществлять воспроизведение звукозаписей на различных видах носителей, а также появление относительно высококачественных систем аналоговой магнитной записи привели к тому, что резко увеличившиеся объемы производства и распространения дешевых "пиратских" пластинок и аудиокассет к концу 1960-х гг. стали представлять весьма существенную угрозу для фонографической промышленности.
Несмотря на принятие многими странами мер по совершенствованию национального законодательства, касающегося вопросов авторского права и смежных прав, в том числе направленных на приведение национального законодательства в соответствие с положениями Международной конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, заключенной в Риме в 1961 г. (далее - Римская конвенция), выпуск контрафактных экземпляров фонограмм продолжал расширяться, а общая стоимость незаконно продаваемых аудиозаписей продолжала возрастать.
В результате все чаще стало высказываться мнение о необходимости подготовки и принятия специального международного соглашения, посвященного проблеме обеспечения на международном уровне охраны основных прав и интересов производителей фонограмм с использованием всех возможностей, предоставляемых национальными законодательствами разных стран.
Вопрос о разработке такого нового международного соглашения рассматривался в мае 1970 г. на сессии Подготовительного комитета по пересмотру двух основных конвенций по авторскому праву - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве. Спустя менее чем 18 месяцев новая Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм была подписана в Женеве 29 октября 1971 г. (далее - Женевская конвенция).
В отличие от Римской конвенции 1961 г., регулирующей на международном уровне вопросы охраны трех групп обладателей смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания), Женевская конвенция посвящена только вопросам предоставления охраны производителям фонограмм от определенных нарушающих их интересы действий.
С точки зрения Римской конвенции Женевская конвенция может рассматриваться как одно из специальных соглашений, возможность заключения которых предусмотрена ст. 22 Римской конвенции, согласно которой государства - участники Римской конвенции вправе заключать между собой специальные соглашения, если такие соглашения предусматривают предоставление исполнителям, производителям фонограмм или вещательным организациям более широких прав, чем предусмотрено Римской конвенцией, или содержат другие положения, не противоречащие Римской конвенции.
Предусматриваемый Женевской конвенцией режим охраны содержал целый ряд ранее неизвестных положений, обусловленных, прежде всего, стремлением создателей Женевской конвенции придать ее нормам наибольшую эффективность действия и обеспечить оперативность их применения, а также создать предпосылки для скорейшего присоединения к Женевской конвенции максимально возможного числа государств.
Прежде всего, следует отметить отказ от принципа национального режима, традиционно признававшегося основополагающим во всех наиболее значимых международных соглашениях, затрагивающих вопросы авторского права и смежных прав. Вместо предоставления национального режима охраны прав иностранных правообладателей Женевская конвенция ограничивается установлением обязательств государств-участников охранять интересы иностранных производителей фонограмм "от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики" (ст. 2 Женевской конвенции).
Как отмечают многие специалисты, Женевская конвенция "почти не содержит норм материального характера и лишь обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики"*(56).
Определение конкретных юридических мер, с помощью которых должна обеспечиваться охрана прав производителей фонограмм, целиком предоставлено на усмотрение национальных законодательств государств - участников Женевской конвенции. Эти юридические меры могут основываться как на режиме, характерном для охраны смежных прав или различных авторско-правовых концепциях, так и на правилах защиты от недобросовестной конкуренции или уголовных санкциях: "За национальным законодательством каждого государства-участника сохраняется право определения юридических мер, посредством которых настоящая Конвенция будет применяться и которые будут включать одну или более мер из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций" (ст. 3 Женевской конвенции).
Гибкость устанавливаемых Женевской конвенцией правил должна была, по мнению ее создателей, обеспечить скорейшее присоединение к Женевской конвенции государств с довольно существенными различиями в национальных законодательствах.
Можно отметить следующие основные отличия подхода, принятого в Женевской конвенции, от принципиальных положений Римской конвенции:
1) Женевская конвенция не предписывает обязательности предоставления производителям фонограмм для целей борьбы с "пиратством" каких-либо специальных прав в отношении их фонограмм, в том числе каких-либо правомочий разрешать или запрещать воспроизведение фонограмм, как это предусматривается Римской конвенцией; Женевская конвенция оставляет целиком на усмотрение каждого государства-члена выбор юридических средств, с помощью которых должен быть достигнут предписанный Женевской конвенцией результат - эффективная борьба с изготовлением и распространением "пиратских" экземпляров фонограмм;
2) в отличие от Римской конвенции, базирующейся на принципе национального режима и требующей предоставления иностранным правообладателям не только минимально гарантированного Римской конвенцией уровня охраны, но и всех тех прав, которыми пользуются исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания соответствующего государства-участника, Женевская конвенция не содержит упоминания о национальном режиме, а только устанавливает перечень противоправных действий, для борьбы с которыми государства-участники обязаны предусмотреть эффективные юридические меры; вместе с тем Женевская конвенция, разумеется, никоим образом не ограничивает возможности предоставления более широкой охраны иностранным производителям фонограмм на основании положений национального законодательства или других международных соглашений.
Следует отметить тот факт, что, несмотря на относительную жесткость требований, устанавливаемых Женевской конвенцией, в частности значительное ограничение возможностей предоставления принудительных лицензий на воспроизведение фонограмм, почти половина из присоединившихся к Женевской конвенции государств являются развивающимися. Этот факт обычно объясняют важностью той роли, которую играет охрана смежных прав в современном мире, а также тем, что обеспечивая охрану прав производителей фонограмм Женевская конвенция способствует "возникновению, в особенности в развивающихся странах, новой отрасли промышленности, уже продемонстрировавшей свою динамичность. Содействуя распространению национальной культуры как в самом государстве, так и за рубежом, эта индустрия также может явиться источником значительных доходов для национального бюджета, а в тех случаях, если такого рода деятельность пересекает национальные границы, обеспечить приток иностранной валюты. Международная охрана производителей фонограмм также способствует охране фольклорных произведений на фонограммах против незаконного воспроизведения за границей"*(57).
Кроме того, нельзя не отметить, что предоставление охраны иностранным правообладателям способствует не только распространению мирового художественного наследия, но и самому широкому использованию национальных произведений и фонограмм, поскольку устраняется один из факторов, из-за действия которого предпочтение могло отдаваться иностранным произведениям и фонограммам, отсутствие их охраны и, следовательно, возможность использования без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения.
Следует также учитывать, что предоставление охраны прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций на национальных и международных уровнях образуют единую взаимосвязанную систему и в большинстве случаев усиление защиты одной из категорий правообладателей одновременно приводит к улучшению ситуации с соблюдением прав других правообладателей.
По состоянию на октябрь 2008 г. членами Женевской фонограммной конвенции являлись 76 государств.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав"*(58) началась подготовка к присоединению Российской Федерации к Женевской конвенции, которое было осуществлено одновременно с присоединением к важнейшим международным соглашениям в области авторского права на основании постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм"*(59).
В соответствии с правилами ст. 11 Женевской конвенции она вступила в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г. В связи с отсутствием "ретроохраны" по правилам Женевской конвенции на территории Российской Федерации охраняются фонограммы, записанные после 13 марта 1995 г.
С 26 мая 2003 г. Российская Федерация является также полноправным участником другого важного международного договора в области охраны смежных прав - Международной (Римской) конвенции об охране прав, исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., ст. 10 которой предусматривает, в частности, что производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм.
Целями присоединения Российской Федерации к Римской конвенции было прежде всего выполнение международных обязательств Российской Федерации и расширение охраны смежных прав российских и иностранных физических и юридических лиц в результате:
1) расширения числа государств, с которыми Российская Федерация становится связанной международными соглашениями в области смежных прав;
2) расширения объема охраняемых прав за счет предоставления охраны не только производителям фонограмм, как это предусматривается Женевской конвенцией, но также и другим категориям обладателей смежных прав - исполнителям и вещательным организациям;
3) обеспечения дополнительных по сравнению с Женевской конвенцией прав производителям фонограмм и иным обладателям смежных прав за счет предоставления национального режима, в том числе дополнительных прав на получение вознаграждения при использовании их фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, при передаче в эфир или иной передаче для всеобщего сведения (ст. 12 Римской конвенции).
Женевская конвенция не требует от государств-участников предоставления охраны фонограммам, записанным до ее вступления в силу на территории соответствующего государства (п. 3 ст. 7 Женевской конвенции). Аналогичный подход (отсутствие так называемой ретроактивной охраны) предусматривается также Римской конвенцией (п. 2 ст. 20 Римской конвенции), к которой Российская Федерация присоединилась 23 мая 2003 г.
В связи с этим, хотя положения Римской конвенции обеспечивают более высокий уровень охраны прав производителей фонограмм, в том числе предоставление национального режима охраны, однако в отношении иностранных фонограмм, записанных после 13 марта 1995 г., но до 23 мая 2003 г. охрана обеспечивается на основании Женевской конвенции*(60).
Следует отметить, что и на сегодняшний день, несмотря на существенный технический прогресс в сфере производства и распространения фонограмм, достигнутый за годы, прошедшие с даты вступления в силу Женевской конвенции, она продолжает сохранять свое значение в качестве одного из основополагающих международных соглашений, закладывающих на международном уровне основы для развития фонографической промышленности и борьбы с выпуском и распространением контрафактных экземпляров фонограмм.
В Преамбуле Женевской конвенции отмечается озабоченность государств-участников постоянным ростом незаконного тиражирования и распространения фонограмм, причиняющим значительные убытки как производителям фонограмм, так и иным категориям обладателей авторских и смежных прав - авторам и исполнителям, произведения и исполнения которых записываются на фонограммах.
Однако в целом, в отличие от Римской конвенции, Женевская конвенция ограничивается исключительно вопросами охраны интересов только одной из групп обладателей смежных прав - производителей фонограмм и не содержит в качестве условия для присоединения никаких специальных требований об обязательности соблюдения положений какого-либо иного международного договора в области авторских или смежных прав. В Преамбуле к Женевской конвенции отмечается только, что ее принятие не должно каким-либо образом затруднять применение положений иных международных договоров, в том числе не должно препятствовать присоединению государств к Римской конвенции.
В ст. 1 Женевской конвенции содержатся определения используемых в Женевской конвенции терминов:
"a) под "фонограммой" любую исключительно звуковую запись звуков;
b) под "производителем фонограмм" физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме;
c) под "копией" носитель, который содержит звуки, записанные непосредственно или косвенно с фонограммы, и который включает все или значительную часть звуков, записанных на этой фонограмме;
d) под "распространением среди публики" любой акт, посредством которого копии непосредственно или косвенно предлагаются публике вообще или любой ее части".
Определения фонограммы и производителя фонограммы в основном совпадают с определениями, содержащимся в ст. 3 Римской конвенции, согласно которой "фонограмма" означает "любую исключительно звуковую запись какого-либо исполнения или других звуков", а "производитель фонограмм" означает "физическое или юридическое лицо, которое первым осуществляет звуковую запись исполнения или других звуков".
Определение копии охватывает случаи создания экземпляров фонограммы как непосредственно (например, путем их перезаписи с других экземпляров), так и косвенно (например, когда осуществляется запись фонограммы, включенной в радиопередачу, переданную в эфир и принимаемую с помощью радиоприемных устройств или иных технических средств). Для признания записи звуков копией фонограммы такая запись не обязательно должна включать все записанные на фонограмме звуки - достаточным для признания записи звуков копией фонограммы признается включение в такую копию "значительной части" записанных на фонограмме звуков. Очевидно, что данный критерий оставляет некоторые возможности для субъективного толкования.
Важное значение для целей Женевской конвенции имеет определение понятия "распространение среди публики", которое охватывает не только случаи продажи фонограмм, но и любые иные случаи их передачи публике или отдельным представителям публики в собственность или в пользование, а также любое предложение экземпляров фонограмм к продаже.
Согласно ст. 2 Женевской конвенции "каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики".
Таким образом, в отличие от Римской конвенции, основанной на принципе предоставления иностранным правообладателям национального режима охраны, Женевская конвенция не предусматривает установления для иностранных обладателей прав на фонограммы национального режима, а только предусматривает для государств-участников обязанность по обеспечению охраны интересов производителей фонограмм в отношении ограниченного перечня действий:
1) производства копий (воспроизведения экземпляров) фонограмм без согласия производителей фонограмм, если производство копий осуществляется с целью их распространения среди публики;
2) ввоза ("импорта") таких произведенных без согласия правообладателей экземпляров фонограмм на территорию государства-участника, если ввоз осуществляется с целью распространения таких экземпляров среди публики;
3) распространения среди публики произведенных без согласия правообладателей экземпляров фонограмм.
Если охрана, непосредственно закрепляемая Римской конвенцией, рассматривается в качестве минимальной и кроме прав, непосредственно гарантированных Римской конвенцией в качестве минимального уровня охраны, иностранные правообладатели в любом государстве - участнике Римской конвенции пользуются такими же правами, как и граждане или юридические лица этого государства, то Женевская конвенция придерживается совершенно иного подхода. Не упоминая о предоставлении национального режима охраны, Женевская конвенция содержит прямое определение перечня противоправных действий, в отношении которых все государства-участники обязаны предоставлять эффективную защиту для иностранных правообладателей - производителей фонограмм и их правопреемников.
Таким образом, положения Женевской конвенции не обязывают участвующие в ней государства предоставлять иностранным правообладателям охрану в отношении всех действий, совершение которых без согласия правообладателей и (или) без выплаты им вознаграждения национальное законодательство признает правонарушающим.
Например, государства, национальное законодательство которых запрещает публичное исполнение фонограмм без согласия производителей фонограмм, не обязаны предоставлять такую охрану производителям фонограмм из других участвующих в Женевской конвенции государств, поскольку сама по себе Женевская конвенция не гарантирует никакой охраны в отношении такого способа использования фонограмм, воспроизведение и распространение которых было осуществлено законным образом.
Точно так же объем охраны, предоставляемой в соответствии с Женевской конвенцией, не дает оснований для предъявления каких-либо требований о выплате вознаграждения за так называемое вторичное использование фонограммы (при передаче фонограммы в эфир, сообщении фонограммы для всеобщего сведения по кабелю и т.д.).
Критерии применимости Женевской конвенции также основаны на принципах, отличных от положений Римской конвенции. В соответствии с данной статьей предоставление охраны осуществляется на основании гражданства производителя фонограммы, т.е. охрана предоставляется только производителям фонограмм, являющимся гражданами или юридическими лицами государств - участников Женевской конвенции.
Кроме того, п. 4 ст. 7 Женевской конвенции предусматривает, что любое государство-участник, которое по состоянию на 29 октября 1971 г. предоставляло охрану производителям фонограмм исключительно на основании критерия места первой записи, может путем уведомления, депонированного у Генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности, заявить, что оно будет применять этот критерий вместо критерия гражданства производителя.
Для сравнения следует отметить, что Римская конвенция предусматривает три критерия предоставления охраны: гражданства, места первой записи и места первого выпуска в свет.
Такое упрощение критериев применимости положений Женевской конвенции по сравнению с Римской конвенцией обычно объясняют именно стремлением обеспечить относительную простоту конвенционного режима в целях достижения более широкого участия в ней различных государств*(61).
Женевская конвенция не содержит положений о том, с помощью каких мер государства-участники обязаны обеспечить выполнение ее требований. Так, в Женевской конвенции не упоминаются какие-либо конкретные права, которые должны быть предоставлены производителям фонограмм для защиты их интересов.
Предполагается, что каждое государство само определит те средства, с помощью которых будет обеспечена эффективная защита интересов производителей фонограмм из других государств-участников от совершения не санкционированных правообладателями действий, перечисленных в ст. 2 Женевской конвенции и рассматриваемых как акты "пиратства" в области смежных прав.
Каждое государство-участник вправе само выбрать, будет ли оно для достижения указанной цели предусматривать специальные уголовные санкции, использовать возможности законодательства о недобросовестной конкуренции, устанавливать особые положения в законодательстве об авторском праве и смежных правах или использовать все эти варианты решений в различных сочетаниях. "За национальным законодательством каждого государства участника сохраняется право определения юридических мер, посредством которых настоящая Конвенция будет применяться и которые будут включать одну или более мер из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций" (ст. 3).
В отношении срока охраны фонограмм Женевская конвенция устанавливает только минимальные требования: согласно ст. 4 срок охраны, предоставляемой производителям фонограмм, должен составлять не менее 20 лет начиная либо с года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда фонограмма была впервые опубликована. Каждое государство-участник вправе в своем национальном законодательстве предусмотреть иной срок охраны, при условии что он не будет короче устанавливаемого Женевской конвенцией.
К настоящему времени в развитых странах мира, как правило, права производителей фонограмм охраняются в течение гораздо более длительных сроков, чем это требуется Женевской конвенцией.
Статья 5 Женевской конвенции содержит правила, аналогичные положениям, предусмотренным ст. 11 Римской конвенции: "В тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии".
Женевская конвенция устанавливает, что национальные законодательства государств-участников могут предусматривать в отношении охраны интересов производителей фонограмм такие же ограничения, какие допускаются в отношении охраны интересов авторов литературных и художественных произведений.
Вместе с тем Женевская конвенция значительно ограничивает возможность установления в национальных законодательствах случаев предоставления принудительных лицензий на воспроизведение фонограмм, которые согласно требованиям этой статьи могут предусматриваться национальными законодательствами государств-участников только с соблюдением следующих условий (ст. 6):
1) воспроизведение фонограмм на основе принудительных лицензий может осуществляться исключительно для использования в целях обучения или для научных исследований;
2) принудительная лицензия действительна только на территории того государства-участника, чьими компетентными органами она предоставлена;
3) действие принудительной лицензии не распространяется на экспорт экземпляров фонограмм;
4) воспроизведение фонограмм на основании принудительной лицензии влечет за собой право на справедливое вознаграждение, при определении размера которого обязательно должно учитываться наряду с другими факторами число изготовленных копий (экземпляров) фонограмм.
В п. 1 ст. 7 Женевской конвенции отмечается, что никакие ее положения не должны интерпретироваться в качестве оснований для ограничения охраны, предоставляемой авторам, исполнителям, производителям фонограмм или вещательным организациям в соответствии с положениями национального законодательства какого-либо государства-участника или в соответствии с другими международными договорами в области авторских или смежных прав.
Согласно п. 2 той же статьи объем охраны прав исполнителей, исполнения которых записаны на фонограмме, а также условия предоставления такой охраны определяются национальным законодательством. Женевская конвенция не препятствует установлению такой охраны, но и не настаивает на ее предоставлении.
Специально оговаривается отсутствие обязанности государств - участников Женевской конвенции применять ее положения в отношении любых фонограмм, записанных до вступления Женевской конвенции в силу для соответствующего государства. Таким образом, положения Женевской конвенции не предусматривают придания им какой-либо "обратной силы" или предоставления какой-либо "ретроактивной охраны" фонограммам, записанным до присоединения соответствующего государства к Женевской конвенции.
Как уже отмечалось, Женевская конвенция предусматривает критерий гражданства в качестве основного критерия предоставления охраны производителям фонограмм. Однако п. 4 ст. 7 Женевской конвенции предусматривает возможность в некоторых случаях предоставления охраны на основании иного критерия - места первой записи фонограммы.
В целях скорейшего развития борьбы с "пиратством" в максимально возможном числе стран положения Женевской конвенции (ст. 9) позволяли присоединяться к ней любым государствам - членам Организации Объединенных Наций (ООН) или любого специализированного агентства, входящего в систему ООН, а также любым государствам, присоединившимся к Уставу Международного суда (ст. 9 Женевской конвенции), т.е. фактически Женевская конвенция является открытой почти для всех стран мира. В этом также состоит одно из существенных отличий Женевской конвенции от Римской конвенции, которая является закрытой, поскольку присоединение к ней возможно только для государств, уже являющихся членами, по крайней мере, одной из двух основных международных конвенций в области авторских прав - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений либо Всемирной конвенции об авторском праве (см. ст. 24 Римской конвенции).
В ст. 10 Женевской конвенции специально оговаривается запрет установления каких-либо оговорок к положениям Женевской конвенции: присоединяющиеся государства обязаны обеспечить выполнение всех положений Женевской конвенции в полном объеме.
Женевская конвенция вступила в силу через три месяца после присоединения к ней пятого государства-участника. Для всех остальных присоединяющихся государств Женевская конвенция вступает в силу через три месяца после того, как Генеральный директор ВОИС известит присоединяющееся государство о получении и депонировании направленного таким государством акта о присоединении к Женевской конвенции (ст. 11).
Женевская конвенция является одним из первых международных договоров в области авторского права и смежных прав, подписанные оригиналы которых включали текст на русском языке в качестве имеющего равную силу наряду с текстами на других языках (ст. 13).
|