Пятница, 29.11.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) — устоявшаяся, истори­чески сложившаяся форма ведения индивидуального (семейного) сельскохозяйственного производства сельскими жителями и жите­лями небольших городов для удовлетворения собственных потреб­ностей в продуктах питания.

В советское время на селе существовали две основные формы личного подсобного хозяйства:

- семьи колхозника (колхозного двора);

- рабочих и служащих совхозов и иных предприятий и организа­ций на селе.

Эти две формы отличались друг от друга как по размерам зе­мельных участков и количеству скота, которое можно было со­держать в соответствующем хозяйстве, так и по правовому режи­му имущества, используемого для ведения хозяйства. На личные подсобные хозяйства рабочих и служащих распространялся общий гражданско-правовой режим имущества, а в колхозном дворе суще­ствовали общая совместная собственность всех членов двора (вклю­чая несовершеннолетних и нетрудоспособных) на его имущество и особый порядок наследования этого имущества (наследование не открывалось до смерти последнего члена колхозного двора).

Отношения по ведению ЛПХ регулировались различными нор­мативными правовыми актами. Первый закон о данной форме ве­дения сельскохозяйственного производства — Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Урегулирование деятельности личных подсобных хозяйств на уровне федерального закона можно рассматривать как призна­ние роли этих хозяйств в жизни сельских и частично городских жителей и в системе производства сельскохозяйственной продук­ции, в сохранении сельского образа жизни, в трудовом воспитании и профориентации молодежи и т. п.

Вместе с тем у некоторых авторов возникают сомнения по по­воду «конституционной легитимности» данного Закона, поскольку он относится к сфере аграрного законодательства, не упомянутого в Конституции РФ ни среди предметов ведения Российской Фе­дерации (ст. 71), ни среди предметов совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Из этого делается вывод, что вопросы регулирования отношений по ведению личного под­собного хозяйства относятся к исключительной компетенции субъ­ектов Федерации (ст. 76)'.

Профессор М. И. Козырь, обращая внимание на этот «пробел» действующей Конституции РФ, задается вопросом: если будет принят Аграрный кодекс РФ, сторонником разработки которого он является, то к какому ведению будет относиться Кодекс — к ве­дению исключительно Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов?2 Сам М. И. Ко­зырь на этот вопрос не отвечает, но в то же время он не допускает мысли, что аграрное законодательство может быть исключительно предметом ведения субъектов Федерации.

Вопросы, регулируемые Федеральным законом «О личном под­собном хозяйстве» (определение понятия личного подсобного хо­зяйства, предоставление земельных участков для этих целей, вопро­сы собственности и т. п.), в основной своей массе носят гражданско-правовой или земельно-правовой характер, а следовательно, подпа­дают под регулирование ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Иной подход к регулированию этих вопросов означал бы, что субъекты Федерации могут произвольно (по своему усмотрению) устанавливать отношения собственности в личных подсобных хо­зяйствах, регулировать земельные отношения, не считаясь с феде­ральным законодательством и пр.

Таким образом, следует признать, что Федеральный закон «О лич­ном подсобном хозяйстве» является комплексным нормативным пра­вовым актом, содержащим в себе нормы различных отраслей права (законодательства), в том числе находящихся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов. Это означает, что субъекты Федерации вправе принимать соб­ственные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по ведению личного подсобного хозяйства, но эти нор­мы не должны противоречить федеральному законодательству.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданами непосред­ственно по месту жительства. Неслучайно синонимами личного подсобного хозяйства являются такие понятия, как «приусадебное хозяйство», «подворье», т. е. хозяйство, которое ведется непосред­ственно при доме — «во дворе», «при усадьбе». В годы аграрной ре­формы роль и значение личных подсобных хозяйств, в том числе их товарность, значительно повысились.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» содер­жит 11 статей и, конечно, не в полной мере решает все вопросы, связанные с ведением таких хозяйств, но в нем содержится ряд важных положений.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (15.03.2017)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%