Понедельник, 25.11.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сельское хозяйство в азиатских странах

Сегодня так называемый азиатский способ производства претер­певает коренные изменения: некоторые страны Юго-Восточной Азии добились заметных успехов в агропромышленном комплексе. Оста­новимся на правовом регулировании сельскохозяйственного произ­водства двух стран — Китайской Народной Республики и Вьетнама — достаточно близких России по концепциям предыдущего развития.

Правовую основу реформирования сельского хозяйства Ки­тая составляет Закон «Об управлении землей». Подготовившие его аграрные преобразования 79-80-х годов прошлого века обе­спечили переход от собственности коммун с их всеохватывающим обобществлением к собственности бригад, особенно малых бригад, от них — к дворовому семейному подряду.

30 лет назад 18 жителей деревни Сяоган уезда Фэньян провин­ции Аньхой первыми арендовали землю, с чего началось «китайское экономическое чудо» ежегодного роста ВВП более чем на 10%.

В условиях низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и высоких цен либо их либерализации на промышлен­ные товары возникает неэквивалентность обмена между городом и деревней. Необходимы гарантированные государством поставки селу по твердым ценам удобрений, топлива, запасных частей, раз­вития транспорта и хранения сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на провозглашенный тезис о преимуществах семей­ного подряда, правительство выступает за многообразие органи­зационных форм подрядной ответственности, сохранение модер­низированного крупного производства, расширение найма допол­нительной рабочей силы, сдачу наделов крестьянскими дворами в субаренду другим сельским жителям.

Основу земельных отношений составляет социалистическая собственность в форме государственной, общенародной (земли городов) и коллективной, принадлежащей деревенским сельско­хозяйственным производственным кооперативам, другим хозяйст­венным организациям либо комитетам сельского населения — ни­зовым органам управления.

Подавляющая часть обрабатываемой земли передана крестьянам на условиях подряда сроком на 15 лет. Запрещено наделение выбыв­ших членов кооперативов участками за счет земель сельскохозяйствен­ных кооперативов, которые и объявлены собственниками земель.

Распространено двухъярусное хозяйствование, при котором коллективное хозяйство (первый ярус) обеспечивает на договор­ных началах каждый подрядный двор — второй ярус — различными видами платных производственных и снабженческих услуг.

Наблюдается борьба между двумя правовыми тенденциями (как и в России в 20-х годах прошлого века): устойчивость хозяйствова­ния и неизменность границ землепользования субъектов подряда, с одной стороны, и уравнительное, подушное перераспределение зем­ли без учета рационального и эффективного устройства хозяйств, — с другой. На перенарезку земельных участков между крестьянскими дворами влияют постоянное естественное изменение численности населения, структура занятости, место жительства членов семьи.

Законом «О сельском хозяйстве» предусмотрены продление срока подряда на землю, возможность отказа от перераспределения земли в связи с изменением состава семьи, разрешение передачи на возмездной основе права пользования землей с согласия сторо­ны, предоставившей подряд.

Закон запрещает использование пахотных земель для несель­скохозяйственных целей, введение в товарный оборот коллектив­ных земель сельскохозяйственного назначения.

Китайский путь отличается от восточноевропейского, где преобладают отмена монополии государственной собственности на землю, укрепление частных хозяйств, формирование рынка зем­ли и рыночных связей сельских хозяйств, развитие предприимчи­вости и предпринимательства, частичная реституция, т. е. возвращение имущества, земли прежним владельцам. В Китае главное — отказ от приватизации земель, сохранение коллективных хозяйств и собственности в разнообразных формах для всестороннего и эф­фективного развития аграрных рыночных отношений.

С 2006 г. в Китае было отменено взимание сельскохозяйствен­ного налога; расходы на функционирование органов власти и на обязательное образование в деревне отнесены на центральный и местные бюджеты. При наличии 700 млн. селян на каждого жите­ля страны приходится менее 400 кг зерна: снова возникает вопрос об опоре на собственные силы и обеспечении продовольственной независимости страны.

Обсуждение угрозы мирового финансово-экономического кри­зиса вылилось в рассмотрение на пленуме ЦК КПК осенью 2008 г. вопроса о продвижении реформ на селе. В основном докладе от­мечалась необходимость проведения гибкой и взвешенной макро­экономической политики, расширения внутреннего потребления, интеграции сельского (в основном на западе страны) и городско­го (особенно на востоке) развития; создания ресурсосберегающей и дружелюбной по отношению к окружающей среде системы сель­скохозяйственного производства.

Оценивая 30 лет реформ, выведших Китай на уровень третьей ми­ровой экономической державы, называют четыре элемента формулы успеха. Второй элемент формулы успеха — необходимо начинать пре­образования не с города, а с села, чтобы быстрее накормить и одеть большинство населения, минимизировать социальную цену реформ; четвертый элемент — использовать регулирующую роль государства для сокращения трехкратного разрыва в доходах 500 млн горожан и 800 млн крестьян для недопущения поляризации общества.

Тридцать лет назад четверть населения страны жила впроголодь, сегодня таких 2%. Для повышения уровня жизни селян провозглашен и осуществляется лозунг «Уходить из земледелия, не покидая села», что означает создание на селе полутора миллионов поселковых пред­приятий со 150 млн дополнительных рабочих мест, дающих четверть всей промышленной продукции страны и пятую часть ее экспорта.

Если раньше подсобные промыслы отвлекали людей от сель­ского хозяйства, то современная организация аграрных отношений служит опорой сельской экономики, перед которой стоит задача прокормить 22% населения планеты на 7% мировой пашни.

Аграрно-правовые преобразования во Вьетнаме были направ­лены на изменение системы земельных отношений и форм органи­зации сельскохозяйственного производства, что позволило преодолеть инфляцию, создать продовольственные ресурсы, превратить зерно в экспортный товар (Вьетнам стал одним из трех крупней­ших экспортеров риса наряду с США и Таиландом).

На перестройку аграрных отношений оказали влияние консти­туции, законы о земле, о кооперативах, Гражданский кодекс 1995 г., постановление Совета Министров «О совершенствовании группово­го и индивидуального подряда на конечную продукцию в сельскохо­зяйственных кооперативах и производственных группах», партий­ные директивы «Об обновлении управления сельским хозяйством» и «Об экономических вопросах углубления аграрной реформы».

Актами аграрного права констатировалось, что производ­ственное кооперирование, зачастую формальное, осуществленное на низкой материально-технической базе, с нарушением принципа добровольности, без существенной экономической поддержки со стороны государства не способствовало развитию производитель­ных сил и довело страну до хронического импорта зерна.

Трансформация земельных отношений не затронула права соб­ственности на землю — она является общенародной, государственной собственностью; однако произошел переход права пользования земель­ными участками от сельскохозяйственных производственных коопера­тивов к семейным крестьянским хозяйствам, что сделало их основ­ными формами организации сельскохозяйственного производства.

Массовое распространение семейного подряда обусловило изменение функций и правового статуса производственных ко­оперативов: одни из них стали оказывать услуги крестьянским хозяйствам, другие распались или существуют формально, третьи приспособились к новым условиям хозяйствования. Кооперативы имеют возможность использовать наемный труд, избирать руково­дителями своих членов по принципу «один человек — один голос», заботиться о самостоятельном использовании прибыли.

Развивается процесс добровольного создания кооперативов по сбыту, оказанию услуг в деревне, производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Право землепользования при создании этих кооперативов остается у крестьян.

Крестьянские хозяйства, производящие продукцию для само­обеспечения, обрабатывают участки в среднем 0,5-1 га. Крепкие товарные хозяйства, получившие землю по количеству едоков, арендующие ее дополнительно, применяют наемный труд, оплачи­вают стоимость работ, питание рабочих.

От семейных крестьянских хозяйств отличаются частные фер­мы, использующие земельные участки увеличенных размеров за счет приобретения прав на них у бедных крестьянских хозяйств на основе аренды, использования наемной рабочей силы и уплаты дополнительного налога.

Только в 90-х гг. прошлого века постоянному пользователю земли стали выдаваться документы о праве землепользования, которые получили права обмена, переуступки, передачи в аренду, по наследству, в залог прав землепользования. При этом государст­во регистрирует эти сделки, устанавливает предельные размеры участка и не допускает изменений целевого назначения.

Срок предоставления земли для выращивания однолетних куль­тур и аквакультур составляет 20 лет, для выращивания многолетних технических культур — 50 лет. Если крестьянин не нарушал закон и желает продолжать обработку земли, государство предоставляет землю для дальнейшего использования. Размер получаемой бесплат­но земли зависит от цели использования и земельного фонда района.

Если в ходе реформы 80-х гг. прошлого века кооператив продол­жал выполнять для крестьянской семьи обработку земли, ороше­ние, внесение удобрений на основе внутрихозяйственного расчета, то в 90-х гг. прошлого века семья стала рассматриваться в качестве ключевой хозяйственной единицы на селе и все работы осущест­влять своими силами. Отменяется обязательная продажа продукции государству через кооператив, а отношения обмена между государ­ством и крестьянами переводятся на рыночные принципы.

По мере углубления разделения труда и развития товарного хо­зяйства, отмечают вьетнамские ученые, приходят в противоречие с потребностями экономики уравнительность, безвозмездность, жесткость закрепления земли за двором. Размытость отношений семейного хозяйства и коллективного хозяйства, состояние ответ­ственности, взаимных прав и обязанностей, падение договорной дисциплины и переход к устным договоренностям не способствуют укреплению и реализации договора семейного подряда.

Становятся неясными правовые основы коллективных хозяйств, которые не укрепились в роли заказчиков, юридических лиц, а оста­лись без земли, раздав ее дворам. Оставшиеся в коллективной соб­ственности лишь ирригационные и некоторые иные сооружения не всегда позволяют обслуживать все необходимые участки производ­ственного процесса, противостоять стихийным бедствиям.

Понимание сильных и слабых сторон и вариантов правового регулирования аграрного производства позволяет своевременно принимать законодательные меры, направленные на надлежащую и справедливую организацию сельского хозяйства в стране.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.03.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%