Государственное управление - вид социального управления наряду с местным самоуправлением, общественным, корпоративным, семейным и иными. Являясь составной частью общего и социального управления, государственное управление, с одной стороны, имеет с ними общие черты, в то же время, с другой стороны, государственное управление имеет свои особенности. Кроме того, особенности государственного управления проявляются специфическим образом в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни оно осуществляется.
Так, управление и государственное управление имеют следующие общие черты: базируются на принципах, имеют цель, задачи, субъект управления (управляющего), объект управления (управляемого), характеризуются связями между ними, выражаются в соответствующих формах, осуществляются с помощью тех или иных методов.
Государственное управление и социальное управление характеризуются наличием такой составляющей, как человек. Оба вида управления существуют только там, где имеет место совместная деятельность людей: отдельных индивидов, групп людей, коллективов, публичных органов, должностных лиц. Причем человек часто является как субъектом управления, так и объектом управления. Однако если речь идет о человеке в качестве управляемого, следует отметить, что в этом случае объектом управления является поведение, деятельность управляемого.
Известно, что в науке административного права государственное управление предлагается понимать в широком и в узком смыслах.
В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность государства (государственных органов, должностных лиц) по обеспечению условий для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения его человеческих целей, среди которых главное место занимают безопасность и благосостояние. Это деятельность законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти, а также прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и иных публичных органов. Причем оба этих условия - безопасность и благосостояние - находятся в неразрывной органической связи: всякая мера, содействующая обеспечению безопасности, тем самым содействует и развитию благосостояния, и наоборот.
Рассматривая государственное управление в узком смысле слова (собственно, речь идет о предмете административного права), приходим к выводу о том, что оно представляет собой деятельность компетентных органов и должностных лиц по реализации исполнительной власти. Исполнительная власть реализуется в соответствующих формах и с применением определенных методов воздействия посредством осуществления компетентными органами и должностными лицами функций в той или иной сфере общественной жизни.
По сути, государственное управление представляет собой форму реализации исполнительной власти, воздействие на общество (индивида, группу людей, коллективы) с целью упорядочения общественных отношений. В современных условиях главной задачей государственного управления является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей государственного механизма по реализации исполнительной власти, составляющих нашу общественную организацию, в качестве одной из отраслей (ветвей) единой государственной власти.
Государственное управление - особая форма осуществления функций государства. Его задачи, формы и методы обусловливаются природой и целями самого государства. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов и состоящая в непосредственном практическом выполнении задач государства на соответствующем этапе его функционирования.
Государственное управление распространяется на все стороны хозяйственной (экономической), политической, социальной и культурной жизни общества. Это самая широкая форма деятельности государства, которая находит свое выражение в организации практического осуществления и самом осуществлении планирования, учета, контроля, расстановке кадров, непосредственном исполнении законов и других правовых актов, издании компетентным субъектом в необходимых случаях и в пределах своих полномочий нормативных и индивидуальных актов государственного управления.
Таким образом, государственное управление в различных сферах общественной жизни - социальное и правовое явление. Оно является частью общего управления, видом социального управления, представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, базирующуюся на соответствующих принципах, имеет цель, задачи, осуществляется в той или иной сфере общественных отношений специальным субъектом управления посредством реализации его функций в тех или иных формах, с применением соответствующих методов.
Государственное управление как целостное явление можно представить в виде частей единого процесса и подразделить его на части по различным основаниям.
В зависимости от основания дифференциации при характеристике государственного управления акцент может делаться на тот или иной аспект, выявление соответствующих особенностей.
Традиционно в науке административного права выделяют три сферы государственного управления: экономическую, социально-культурную и административно-политическую. Органы исполнительной власти управляют этими сферами общественной жизни, обеспечивая при этом исполнение, т.е. проведение в жизнь, требований российского законодательства.
Нельзя недооценивать значение государственного управления в различных сферах жизни общества.
Так, чтобы реализовать все планы, выполнить основные социальные обязательства государства, сформулированные в указах Президента РФ в мае 2012 г., необходимо ответить на вопросы, какие действия будут предприняты в экономике, финансах, сфере социального развития и, главное, каким будет стратегический курс государства. Необходимо создавать новые технологии и конкурентную продукцию, сформировать дополнительный "запас прочности" в промышленности, в финансовой системе, в системе подготовки современных кадров в области науки, образования, промышленности, туризма и иных областях. Для этого у нас есть емкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные разработки. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому. Главное - дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах - это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России. Отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге.
В то же время государственное управление обусловлено особенностями организации жизни общества. Соответственно, государственное управление в каждой из указанных сфер общественной жизни имеет свою специфику, поскольку экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы государственного управления как части государственного управления (сегменты, области) имеют собственные черты, что, безусловно, учитывается в процессе государственного управления.
Например, речь может идти о государственном управлении процессами производства и потребления материальных благ, о государственном управлении таможенным делом, налоговым делом, о государственном управлении в области предпринимательства, культуры, экологии, семейной сфере и иных. Протекающие в указанных и многих иных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью управления и важностью для всего общества, соответственно требуют особого подхода в организации, руководстве, т.е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, часто приемлемы лишь специальные системы управленческой организации. Государственное управление в конкретной сфере - это процесс достижения специфической цели, который состоит из разного рода видов деятельности, соответствующих стадий, обусловлен задачами, а также должен быть определенным образом организован и предопределен, с одной стороны, реализацией законных прав (исполнения обязанностей) граждан, с другой - осуществлением конкретных полномочий субъекта управления.
Административно-правовое регулирование по вопросам государственного управления характеризуется как актами общего содержания, так и актами, регулирующими общественные отношения в определенной сфере. Причем многообразие общественных отношений как предмет административно-правового регулирования обусловливает необходимость регулирования разнообразных по своему характеру общественных отношений, и в этой связи подчеркивается специфика государственного управления в зависимости от сферы регулирования, цели и задач в конкретной области в определенный исторический период. Постановка новых целей диктует необходимость совершенствования государственного управления по всем направлениям деятельности, и в первую очередь по осуществлению выработки государственной политики и нормативному правовому регулированию, принятию соответствующих новых актов управления, изменению или отмене действующих актов.
К общим правовым актам, регулирующим общественные отношения в сфере государственного управления, относятся, безусловно, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы (Федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и иные), федеральные законы (Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" и иные), конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.
Основополагающую роль играют указы Президента РФ, среди которых особо следует выделить Указы Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и иные.
Кроме того, вопросы государственного управления регулируются актами Правительства РФ, среди которых, например, Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей" и ряд иных.
Специфика государственного управления проявляется в ряде законов и подзаконных актов, среди которых в социальной сфере большую часть занимают технические регламенты. Это такие акты, как Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию", Федеральные законы от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию".
Указы Президента РФ регулируют общественные отношения во всех сферах жизни общества, например от 20 ноября 1997 г. N 1243 "О совершенствовании управления угольной промышленностью", от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации", от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", от 25 августа 2010 г. N 1060 "О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий" и др.
В то же время актами Президента РФ регулируются преимущественно общественные отношения в административно-политической сфере, актами Правительства РФ - в сфере экономики и социально-культурной сфере.
Следует также отметить, что условия общественного развития в различные периоды деятельности государства характеризуются оказанием соответствующего влияния на характер регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Так, в одни периоды происходит известное уменьшение удельного веса непосредственного государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономическими процессами. Экономические реформы, ориентирование на развитие рыночных отношений в период становления Российской Федерации в 90-е гг. требовали изменения самих форм регуляции управленческих общественных связей.
В первые годы XXI в. взят курс на формирование единого экономического пространства. В 1995 г. руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в Евразийский экономический союз. Единое экономическое пространство - общий рынок, созданный 1 января 2012 г. В настоящее время в состав Таможенного союза входят Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения и Киргизия, первые три государства ранее, 1 июля 2010 г., создали таможенный союз. Единое экономическое пространство представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целями которой являются либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей единого экономического пространства является обеспечение так называемых четырех свобод между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и иных областей. Созданы условия для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Правовой основой формирования и деятельности единого экономического пространства являются международные договоры и решения органов единого экономического пространства, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Соответственно, государственное управление по созданию единого экономического пространства осуществляется на четырех принципах: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
Следует также отметить, что в сфере экономики государственное управление наряду с традиционными формами управления, такими как нормативное правовое регулирование, лицензирование, стандартизация, разрешительная, регистрационная деятельность, осуществляется с применением специфических форм.
Так, государство, управляя интеграционными процессами по созданию единого экономического пространства, использует различные формы. Скажем, существуют отдельные отрасли и подотрасли российской, белорусской и казахстанской экономик, где государство очень активно поддерживает и субсидирует национальных производителей, решения о поддержке принимаются оперативно и реализуются на системной основе. В то же время государственное управление направлено на недопущение получения одними участниками интеграционного процесса необоснованных преимуществ перед другими участниками, в чем заинтересованы все участники единого экономического пространства. И здесь государство, безусловно, использует такую форму государственного управления, как административный договор.
Особенностью государственного управления в сфере экономики является создание саморегулируемых организаций, а также увеличение роли социального партнерства государства и бизнеса.
Саморегулируемые организации - некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определенного вида.
Основная идея создания саморегулируемых организаций - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере общественной жизни с государства на самих участников рынка. При этом государство передает саморегулируемым организациям отдельные функции (как правило, контрольные, надзорные), и, как следствие, снижаются бюджетные расходы. Фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью соответствующих юридических лиц в сторону надзора за результатом их деятельности. В связи с внедрением института саморегулируемых организаций постепенно отменяется лицензирование отдельных видов деятельности (например, строительной).
В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным указанным Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований, в частности, относятся:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра. Государство осуществляет регистрирующую функцию в отношении саморегулируемых организаций.
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Главным идеологом создания саморегулируемой организации в России является В.С. Плескачевский.
Сама же саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации.
Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:
регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
другие не запрещенные законом источники.
Особенностью государственного управления в экономической и социально-культурной сферах также является государственно-частное партнерство - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В отношении малого бизнеса предлагается предусмотреть надзорные каникулы. Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного, муниципального, прокурорского контроля (надзора) предлагается вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей.
Президентом Российской Федерации предлагается на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия для субъектов предпринимательской деятельности, не изменять их, а также провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Для стимулирования отечественных экспортеров в 2015 г. заработал центр кредитно-страховой поддержки экспорта. Его услугами смогут воспользоваться все несырьевые компании, от крупных до небольших.
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство в России стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
В основе российского современного социального государства должна лежать сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм. При обсуждении множества мероприятий государства по развитию социальной сферы важно иметь в виду, что модернизация этой сферы в России предполагает в конечном счете принципиальную смену модели. Перспектива модернизации - это социальное развитие, направляемое гражданским обществом, с опорой на государство и в постоянном тесном сотрудничестве с ним. Именно такой вариант адекватен тому, что называется современным социальным государством. В этой сфере государственного управления необходим переход от исчерпавшего себя в советское время государственного патернализма к общественно-государственному партнерству в постановке и решении социальных проблем.
В социально-культурной сфере в России существуют проблемы здоровья граждан, социального сиротства, проблемы развития и качества инфраструктуры здравоохранения, образования и ряда других социальных аспектов; проблемы материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, социальной некомпетентности и социальной реабилитации; проблемы профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и др.
Одной из особых форм государственного управления в социально-культурной сфере является поддержка социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций (НКО). Негосударственные некоммерческие организации еще далеко не всегда готовы взять на себя ту роль, которую их аналоги успешно выполняют в ряде зарубежных стран. Негосударственный некоммерческий сектор за рубежом играет существенную роль в предоставлении социальных услуг, в том числе в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и др. Деятельность НКО в этих отраслях опирается на значительную государственную поддержку. Общественно-государственное партнерство в предоставлении социальных услуг следует рассматривать в качестве важного инструмента повышения качества этих услуг и повышения эффективности в основных отраслях социальной сферы.
Согласно данным ежегодного всероссийского обследования НКО, проводимого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, российские НКО в массе своей экономически крайне слабы и нередко находятся на грани выживания.
В то же время государство приняло решение оказывать поддержку социально ориентированным НКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
социальная поддержка и защита граждан;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
охрана окружающей среды и защита животных;
охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
профилактика социально опасных форм поведения граждан;
благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.
НКО работают с самыми разными социальными группами - оказывают помощь детям в трудной жизненной ситуации, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, с алкогольной и наркозависимостью, больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным, военнослужащим, ветеранам, бездомным. Подобное участие ожидается со стороны различных субъектов - со стороны населения, руководителей НКО, органов исполнительной власти.
Так, абсолютное большинство представителей органов государственной власти и руководителей НКО (87 и 90% соответственно) полагают, что общественные и другие негосударственные некоммерческие организации должны наряду с государственными учреждениями участвовать в решении социальных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры. Аналогичного мнения придерживаются 69% россиян, опрошенных в ходе проведения всероссийского репрезентативного опроса населения.
Государство обязано заниматься созданием нормативной базы не только для деятельности органов власти, но и для НКО, бизнеса, а также заниматься созданием баланса интересов между субъектами права, тогда граждане как потребители социальных услуг получат заботу при гарантированном качестве по определенным стандартам.
Государственное управление в экономической и социально-культурной сфере осуществляется в том числе посредством контрольно-надзорной деятельности. Курс взят на то, чтобы каждая проверка стала публичной. С этой целью создается специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволяет исключить немотивированные и, еще хуже, "заказные" визиты контролеров. Следует сказать, что эта проблема актуальна не только для бизнеса, но и для бюджетных, муниципальных учреждений, социальных НКО.
Еще одной особенностью государственного управления в социально-культурной сфере являются внедрение государственных стандартов и проведение конкурсов, что в первую очередь должно обеспечить высокий уровень оказания услуг населению (речь об экологических, образовательных, медицинских и иных стандартах). В то же время государство должно стимулировать предприятия внедрять так называемые наилучшие доступные технологии, которые должны стать инструментом постоянного обновления базовых отраслей.
Так, к 2020 г. как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям. Такая система профессиональных соревнований давно существует в мире и позволяет вывести на новый уровень деятельность в указанной сфере и тем самым получить наиболее качественные услуги гражданам и организациям.
В отношении системы здравоохранения - здесь необходимо завершить переход к страховым принципам, отладить все соответствующие механизмы. Важно, чтобы работа организаций в области здравоохранения по страховым принципам была понятна и гражданам, и самим медицинским работникам. Должна быть сформирована централизованная система государственного контроля за качеством работы медицинских организаций с соответствующими полномочиями. В связи с этим Правительство Российской Федерации в ближайшее время обеспечит внедрение необходимых изменений в законодательство.
Безусловно, существуют особенности государственного управления в административно-политической сфере государственного управления, что продиктовано самим объектом государственного управления, государственными функциями в указанной сфере. Они связаны с обеспечением обороны и безопасности государства, общественной безопасности, законности и правопорядка, борьбой с преступностью, защитой прав и свобод человека и гражданина.
Особенностью государственного управления в рассматриваемой сфере являются прежде всего использование императивного правового метода правового регулирования, усиление контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, ужесточение мер юридической ответственности за нарушение установленных правил в указанной сфере, создание новых специальных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление.
Так, в 2015 г. учреждено Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
по выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики;
по осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
по взаимодействию с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;
по разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;
по контролю за реализацией государственной национальной политики;
по осуществлению государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
по профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
по предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Следует отметить, что появление в системе и структуре органов исполнительной власти Федерального агентства по делам национальностей направлено на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав граждан Российской Федерации.
Компетентным органам (Минобороны России, Росфинмониторингу и др.) поручено разработать систему жесткого, действенного контроля за использованием средств государственного оборонного заказа, которая должна действовать по всей цепочке поставщиков. Кроме того, планируется усилить ответственность исполнителей государственного оборонного заказа за целевое расходование бюджетных денежных средств.
Таким образом, деятельность государства в различных сферах общественной жизни проявляется как традиционным, так и специфическим образом. Условия разгосударствления и приватизации, акционирования, становления институтов частной собственности, саморегулируемых организаций, государственного и частного партнерства, развития местного самоуправления, гражданского общества, единого экономического пространства и аналогичные им общественные явления в экономической и социально-культурной сферах, равно как и обеспечивающая суверенитет и безопасность в государстве деятельность в административно-политической сфере, не проявляются стихийно. Они требуют не только государственного планирования, прогнозирования, государственной поддержки и защиты, но и в первую очередь государственного регулирования. В силу этого роль государственного управления, его правовых рычагов сохраняется, остается ведущей
|