Организационно-распорядительные обязанности, возлагаемые на президента, в основном связаны с организацией и деятельностью исполнительной власти, ее осуществлением в некоторых сферах государственной жизни. Помимо этого, президент обладает внешнеполитическими полномочиями, правами в сфере обороны и безопасности, выступает верховным представителем государства в международных отношениях, ведет международные переговоры, заключает и ратифицирует международные договоры, назначает послов и осуществляет иные организационно-распорядительные обязанности.
В настоящее время в зарубежных государствах выделяют следующие модели президентства: президентскую, полупрезидентскую и парламентарную.
Президентская модель в законченном виде осталась явно специфической, и в своем полном объеме она воплотилась только в США, хотя многие ее элементы были заимствованы политическими системами других стран.
Так, Конституция США объявляет Президента главой исполнительной власти (статья II, раздел 1, параграф 1) с широкими полномочиями. Президент непосредственно возглавляет правительство США, осуществляет помилование, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет руководство внешней политикой. Президент обладает правом обращаться к Конгрессу с посланием о положении в стране. Данное послание обычно содержит законодательную программу правительства.
Президент совместно с Конгрессом формирует аппарат исполнительной власти: создает федеральные учреждения, назначает глав департаментов, руководителей независимых ведомств и правительственных корпораций и других высших должностных лиц, руководит их деятельностью. Помимо чисто исполнительных полномочий, президент наделен Конгрессом и административной властью. Ему делегированы обширные нормотворческие полномочия, в том числе и такие, с помощью которых он может изменять правовой статус частных лиц. Многие из них субделегируются президентом главам департаментов и ведомств и другим должностным лицам.
Президент США имеет и делегированные полномочия, которые прямо не упоминаются в Конституции, но утверждены законодательно. Примером их могут быть бюджетные права президента.
Конгресс вправе разрешить президенту и подчиненным ему федеральным учреждениям издавать исполнительные приказы, имеющие силу закона. Эти приказы касаются, в частности, регулирования деятельности административных органов. Для контроля над подобным административным нормотворчеством в 1946 г. был издан Акт об административной процедуре (1946).
Президент США имеет также полномочия, которые прямо не предусмотрены законом, но вытекают из трактовки Конституции. К этим правам относятся, в частности, чрезвычайные полномочия президента в условиях внутренних и международных кризисов.
Американская модель президентства по своим основным параметрам выглядит следующим образом.
1. Президент, избираемый на всеобщих выборах по системе выборщиков, не зависит от Конгресса США. Он получает мандат на осуществление своих полномочий от всех граждан, а не от парламента. Конгресс не вправе путем вотума недоверия отправить администрацию (правительство) президента в отставку, но и президент не имеет права распустить Конгресс США и назначить внеочередные парламентские выборы.
2. Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса - сенатом. Только президент имеет право назначать на высшие должности в аппарате исполнительной власти. Однако ни одно должностное лицо, назначенное президентом (за исключением сотрудников его личного аппарата), не может вступить в свою должность без утверждения его кандидатуры сенатом Конгресса США.
3. Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу США. Законы, принятые Конгрессом, обязательны для безусловного исполнения всеми должностными лицами, начиная с президента. Со своей стороны президент имеет право отлагательного вето на законопроект, принятый Конгрессом, которое Конгресс может преодолеть на повторном голосовании двумя третями голосов.
4. Президент - полномочный глава всей федеральной исполнительной власти. Все государственные служащие обязаны неукоснительно выполнять его решения. Администрация (кабинет министров) имеет лишь совещательный статус при главе государства и правительства. Со своей стороны Конгресс постоянно, в осуществление своей контрольной функции над деятельностью исполнительной власти, следит за тем, как администрация президента исполняет законы и расходует ассигнованные Конгрессом средства.
5. Президент имеет право издавать исполнительные приказы (указы), которые касаются главным образом сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти. Конгресс не вправе отменять указы президента, но Верховный суд США полномочен аннулировать их, если сочтет, что они не соответствуют Конституции.
6. Важнейший инструмент президентской власти - государственный бюджет. Только президент имеет право ежегодно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса. Однако окончательный вариант госбюджета принимается высшим законодательным органом страны.
7. Президент - верховный главнокомандующий вооруженными силами. Он руководит армией и флотом, однако право объявления войны и заключения мира принадлежит Конгрессу, который к тому же утверждает все расходы на содержание вооруженных сил и на все программы вооружений.
8. Президент представляет страну в сфере международных отношений и подписывает международные договоры, которые вступают в силу на территории США только после утверждения сенатом Конгресса США.
9. Президент может по своему усмотрению использовать внутренние войска и вооруженные силы для обеспечения общественного порядка, но он имеет право вводить по всей стране чрезвычайное положение только с санкции Конгресса.
10. Верховный суд может признать неконституционным любой указ, изданный президентом, но действует он не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решения нижестоящей судебной инстанции. Судебная власть, согласно Конституции США, независима. Но Президент может повлиять на деятельность Верховного суда путем назначений на появившиеся в нем вакансии сторонников своего политического курса.
11. Президент может уволить в отставку любого члена своей администрации, но он не вправе увольнять в отставку высших лиц исполнительной власти штата или местных органов власти, избранных местными избирателями.
12. Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путем процедуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц.
13. Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и он может переизбираться только один раз. Члены сената Конгресса США избираются на 6 лет, а члены палаты представителей - на 2 года, и они могут переизбираться на новый срок. Члены Верховного суда назначаются пожизненно. Таким образом, высшие должностные лица всех трех ведущих органов государственной власти имеют различные, не совпадающие между собой сроки полномочий и не зависят друг от друга.
14. Наряду с должностью Президента существует должность вице-президента, который замещает Президента в определенных законодательством случаях, и, соответственно, не возникает проблем с временным исполнением полномочий Президента.
Правовая основа полномочий Президента США - это Конституция. Полномочия Президента, как и полномочия Конгресса, можно разделить на конституционные (исключительные), делегированные Конгрессом, а также подразумеваемые, опирающиеся на широкую трактовку Конституции.
Вице-президент США в соответствии с Конституцией США наделен правом заменить Президента США в случае досрочного прекращения исполнения президентом своих обязанностей. Вице-президент также исполняет определенные функции по поручению президента.
Повседневную деятельность президента обеспечивает Исполнительное управление (офис) президента. В состав управления входят офис (служба) Белого дома, который включает советников президента, офис вице-президента, административно-бюджетное управление, офис представителя США на торговых переговорах, совет по охране окружающей среды, офис научной и технологической политики и ряд других подразделений.
При полупрезидентской модели президент - глава государства, но он, как правило, не является главой правительства и не занимает пост премьер-министра. В то же время президент и при полупрезидентской форме правления располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства. Прежде всего президент может председательствовать на заседаниях совета министров, или это заседание может быть созвано по его просьбе для рассмотрения того вопроса, который глава государства считает первоочередным. К тому же президент обладает прерогативой утверждать декреты и постановления, принятые правительством, и у него есть правовая возможность в случае несогласия вернуть эти декреты и постановления на повторное рассмотрение правительства. Далее, президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом и поддержанные правительством, и в этом качестве он выступает в роли арбитра в отношениях между ведущими политическими институтами. При определенных обстоятельствах президент может распускать парламент и назначать новые парламентские выборы, рассчитывая, что их исход может привести к смене правительства.
Полупрезидентская модель президентства получила свое наибольшее воплощение в конституционном устройстве V Республики во Франции. В настоящее время с определенными вариантами эта модель присутствует в ряде других стран, включая также недавно возникшие (постсоциалистические) государства, фундаментально реформировавшие свои политические системы.
Во Франции при полупрезидентской модели президент - глава государства, не является главой правительства и не занимает пост премьер-министра. Полномочия президента определены Конституцией Франции.
Полномочия президента Французской республики можно разделить на собственные полномочия и осуществляемые совместно с правительством. Собственные полномочия президента указаны преимущественно в ст. 5 Конституции. Он объявляется гарантом соблюдения конституции и международных договоров, сохранения национальной независимости и территориальной целостности государства. Он должен также обеспечивать своим арбитражем правильное функционирование публичных властей и преемственность государственной власти. Остальные полномочия зафиксированы в статьях, разбросанных по всей Конституции, преимущественно по президентскому II разделу.
Чрезвычайно важным полномочием президента являются назначение им премьер-министра и возможность прекращать его функции (ст. 8). Формально президент свободен в выборе кандидата на этот пост. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия.
К правительственным правам президента примыкают его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание - нижнюю, важнейшую палату парламента (ст. 12). Для принятия подобного решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Смысл подобных ограничений заключается в стремлении сделать данное решение главы государства максимально ответственным. Более существенно такое ограничение президентского права роспуска, как запрещение пользоваться им в течение года после предшествующего. Роспуск Национального собрания может стать чрезвычайно важным средством обеспечения политической солидарности главы государства и парламента в случае возникновения между ними конфликта. Новые выборы могут привести в собрание "президентское" большинство.
Чрезвычайно важным, хотя и крайне редко используемым, правом президента является возможность установления им особых мер в случае, если существование государства оказывается под угрозой, а нормальное функционирование государственных властей прекращено (ст. 16). В этом случае глава государства может "принимать меры, которые диктуются обстоятельствами". Цель этих мер - скорейшее восстановление нормальной деятельности конституционных властей. Для установления подобного чрезвычайного режима требуется формальная консультация с другими высшими руководителями государства (премьер-министром, руководителями палат, членами Конституционного совета). Итак, в условиях глубокого кризиса, грозящего вызвать паралич властных структур, президент превращается не только в главу государства, но и в его единственное властное воплощение. Данные полномочия были вписаны в Конституцию под впечатлением июньской катастрофы 1940 г. Подразумевался и возможный ядерный конфликт. Это право было реализовано только однажды - после мятежа в Алжире в апреле 1961 г. Обоснованность данного шага вызвала серьезные сомнения общественности. Критики заявили, что мятеж не вызвал прекращения нормального функционирования государственных властей. Однако Конституционный совет признал действия президента правомерными.
К самостоятельным полномочиям президента относится также его право назначать 3 членов Конституционного совета и обращаться к нему с запросами по поводу конституционности международных соглашений, органических законов и регламентов палат парламента (ст. 54, 56 и 61).
При парламентарной форме государственного правления, предусматривающей наличие поста президента, последний является конституционным главой государства. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента. И хотя формально он, согласно конституции, наделен такими важными полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске парламента и назначении даты очередных или внеочередных парламентских выборов, а также представительство в сфере международных отношений, но фактически все эти и другие полномочия президент должен осуществлять только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом. В результате такого распределения прерогатив главой исполнительной власти при парламентарной форме правления является премьер-министр, который и имеет необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики. Премьер и его правительство подотчетны высшему законодательному органу и могут быть уволены парламентом в отставку в случае вынесения им вотума недоверия. Президент же в условиях парламентарного правления не ответствен за действия правительства и остается надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя.
Так, в частности, в ФРГ, где действует парламентарная форма правления, Федеральный президент избирается Федеральным собранием. Избираться может любой немец, который обладает избирательным правом на выборах в бундестаг и которому исполнилось сорок лет.
Федеральный президент находится в должности пять лет. Переизбрание на непосредственно следующий срок допустимо только однократно.
Федеральный президент не может состоять в другой оплачиваемой должности, иметь занятие, работать по профессии и входить в руководство либо наблюдательный совет предприятия, ориентированного на получение дохода.
При вступлении в должность Федеральный президент приносит перед собравшимися членами бундестага и бундесрата следующую присягу: "Клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножать все, что идет ему на пользу, отвращать от него вред, соблюдать и защищать Основной Закон и законы Федерации, добросовестно выполнять мои обязанности и быть справедливым по отношению к каждому. Да поможет мне Бог". Присяга может быть принесена и без религиозного заверения.
Приказы и распоряжения Федерального президента для своей действительности нуждаются в контрасигнатуре Федерального канцлера или компетентного федерального министра. Это не относится к назначению и увольнению Федерального канцлера, роспуску бундестага.
Компетенция Президента состоит в выполнении функций главы государства. Он осуществляет международно-правовое представительство Федерации. От имени Федерации он заключает договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает дипломатических представителей.
Договоры, регулирующие политические отношения Федерации или относящиеся к предметам федерального законодательства, нуждаются в согласии или участии компетентных в каждом случае в федеральном законодательстве корпораций в форме федерального закона. Для административных соглашений действуют, соответственно, предписания о федеральной администрации.
Президент принимает послов, которые должны быть аккредитованы при главе государства, представляет Парламенту канцлера и по результатам голосования назначает его на должность, назначает министров по представлению канцлера.
Президент осуществляет назначение (утверждение) чиновников и судей Федерации, офицеров и унтер-офицеров Бундесвера, подписание и опубликование законов, право помилования.
В законодательном процессе Федеральный президент сотрудничает с иными конституционными органами, поскольку он подписывает законы. Случаи неподписания им законов имели место и в принципе возможны.
В случае невозможности исполнения Президентом обязанностей его функции до новых выборов переходят к президенту бундесрата. И напротив, если Правительство функционировать не может, а в бундестаге нет большинства, способного образовать Правительство, Федеральный президент получает право принимать важнейшие политические решения.
Правительство - это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего правительство носит название совета министров или кабинета министров.
Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются прежде всего формой правления, а также особенностями политического режима и политической практики, которые сложились в данной стране.
В парламентарных республиках (ФРГ, Австрия, Италия и др.) правительство формируется парламентом и несет перед ним ответственность. Право на формирование правительства приобретает та партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. (Согласие обеих палат - сравнительно редкое явление, которое характерно главным образом для федеративных республик.) Порядок формирования правительства в парламентарных республиках не отличается большим разнообразием.
Вначале назначается глава правительства (в Италии - председатель Совета министров, в ФРГ и Австрии - канцлер, в Индии - премьер-министр), который предлагает парламенту персональный состав правительства. В некоторых странах кандидатуру главы правительства выдвигает президент республики (Италия, ФРГ), но какого-либо решающего значения это обстоятельство не имеет. Правительство формируется и функционирует во всех парламентарных республиках только при условии доверия (поддержки) парламента.
Согласно конституциям, вся полнота власти принадлежит парламенту. Правительство должно строго следовать той политике, которую он сформулировал. Однако фактически в политическом механизме доминирующее положение занимает правительство, не только опираясь на разветвленный аппарат исполнительной власти, но и используя такой важный механизм, как партийная дисциплина.
Роль правительства можно проиллюстрировать на примере законодательной деятельности. В парламентарных республиках правительство, опираясь на большинство в парламенте, не только определяет программу его деятельности, но и успешно проводит через все стадии законодательного процесса наиболее важные законопроекты.
Фактически политическое руководство осуществляется в парламентарных республиках правительством. И только в тех случаях, когда оно формируется коалицией партий, роль парламента становится выше (Италия, Швейцария, Индия).
Не меняет общей картины и такой институт, как политическая ответственность правительства перед парламентом. В большей части парламентарных республик вотум недоверия, обязывающий правительство или министра уйти в отставку, может повлечь досрочный роспуск самого парламента. Такая увязка логически обосновывается тем обстоятельством, что парламент несет политическую ответственность за деятельность сформированного им правительства. Помимо указанного фактора, слабость такого рычага, как вотум недоверия, определяется неусложненным порядком его применения в отдельных странах. Так, например, в ФРГ бундестаг должен одновременно ставить на голосование два вопроса - о недоверии канцлеру и выдвижении на этот пост другого лица ("конструктивный вотум недоверия").
В большей части парламентарных республик учрежден пост президента. В Австрии президент избирается непосредственно населением, в Греции - парламентом, в Италии - парламентом и делегатами областных советов, ФРГ - бундестагом и представителями ландтагов (законодательных собраний земель). Конституции не наделяют президента какими-либо важными полномочиями, которые он мог бы осуществлять самостоятельно. Как правило, его акты контрактуются главой правительства и соответствующим министром. И лишь в отдельных случаях президент имеет право действовать безотносительно воле правительства.
К существенной особенности данной формы правления относится и то обстоятельство, что во всех без исключения парламентарных республиках президент не входит в состав правительства и не может, как правило, влиять на проводимый правительством политический курс. Это - одно из основных ее отличий от президентской формы правления.
Так, в ФРГ правительство - высший орган исполнительной власти. Оно возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их согласованную деятельность, правомочно решать вопросы государственного управления на территории страны. Правовой основой деятельности правительства являются Основной Закон и регламент правительства. Как федеральный орган общей компетенции правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны.
Федеральное правительство ответственно перед парламентом и подотчетно ему в своей деятельности. Ответственность правительства носит солидарный характер, каждый член правительства разделяет общую ответственность за всю деятельность правительства наряду с тем, что отвечает персонально за свою работу. Законодательство предусматривает не только возможность выражения бундестагом недоверия правительству, но и возможность постановки правительством вопроса о доверии. Главой правительства становятся видные деятели политических партий.
Организация и деятельность федерального правительства регулируются главным образом следующими нормативными актами: Основным Законом ФРГ; Регламентом бундестага ФРГ; Регламентом федерального правительства.
Федеральное правительство ФРГ, согласно Основному Закону, состоит из федерального канцлера и федеральных министров. Они образуют коллегию - федеральный кабинет. Главное направление деятельности правительства - защита интересов государства, прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка, обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено регулирование отношений ФРГ с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества. Федеральный канцлер определяет направление внешней и внутренней политики. Кроме выработки направления политики, федеральный канцлер должен обеспечивать единство руководства правительством.
В ФРГ применяется парламентский способ образования правительства. Полномочия на формирование правительства получает та партия или партийная коалиция, которая победила на выборах и получила большинство мест в бундестаге. В связи с этим с точки зрения своего политического состава правительства бывают однопартийными и коалиционными. Коалиционное правительство создается, когда ни одной из партий в итоге выборов не удается получить в парламенте такого большинства, которое позволило бы сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе.
Президентская форма правления характеризуется соединением функций главы государства и главы правительства в руках президента, который избирается непосредственно населением (Венесуэла, Коста-Рика, Мексика) или коллегией выборщиков (формируется в результате всеобщих выборов - США, Аргентина). Президент сам формирует правительство, назначает министров и смещает их с должности.
Правительства как высшего коллегиального органа исполнительной власти в известном значении этого слова в президентских республиках нет. Вся полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Он, согласно конституциям, осуществляет ее единолично, не только определяя основные направления политического курса, но и делегируя министрам осуществление тех или иных функций, традиционно входящих в круг его полномочий. Фактически правительство играет роль совещательного органа при президенте и, как правило, не имеет четко определенного конституционного статуса.
В президентских республиках взаимоотношения между президентом и парламентом строятся на основе доктрины разделения властей, которая отрицает или ограничивает участие парламента в формировании исполнительной власти, отвергает институт ответственности правительства перед парламентом, не признает за президентом права роспуска законодательного собрания и устанавливает требование несовместимости мандатов.
Так, в США правительства в собственном смысле слова - как высшего органа исполнительной власти - не существует. Совокупность всех органов исполнительной власти в США обозначается термином "government". Структуры исполнительной власти, осуществляющие в США правительственные функции, объединяются понятием "администрация президента". Администрацией президента именуются члены кабинета и сотрудники исполнительного управления президента. Именно эти органы в совокупности осуществляют основную часть функций, которые в других странах возлагаются на правительства.
При президентско-парламентарной форме правления сочетаются элементы как президентской, так и парламентарной республик. Наиболее типичный пример этой формы - V Республика во Франции. Президент Франции избирается непосредственно населением. Он формирует правительство, которое ответственно не только перед ним, но и перед парламентом. Формально главой правительства является премьер-министр, однако реально функции главы исполнительной власти осуществляет сам президент. Он председательствует в Совете министров, в то время как премьер-министр возглавляет совет кабинета, узкий коллегиальный орган, который только готовит решения Совета министров. Президент Франции наделен широким объемом прав и за свои действия не несет политической ответственности. Его акты, как и в парламентарных республиках, контрасигнуются премьер-министром и министром, которые несут за них политическую ответственность. Впрочем, ряд актов принимается президентом единолично. И в их числе такие политически значимые акты, как назначения премьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск Национального собрания, применение чрезвычайных мер и т.д.
Правительство во Франции - второй после президента по месту и значению орган исполнительной власти. Деятельность правительства Франции определена разделом III Конституции. Так, ст. 20 гласит о том, что именно правительство "определяет и осуществляет политику нации" и что в его распоряжении находятся административные органы. Возможность и законность делегированного законодательства правительства (указы, декреты и др.) также основаны на конституционных положениях. В ст. 21 Конституции, например, говорится о том, что обеспечение исполнения законов парламента возлагается на премьер-министра правительства, который в этой связи "осуществляет регламентарные полномочия". Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Правительство контролируется Национальным собранием через возможность вынесения ему вотума недоверия.
Полномочия правительства реализуются через решения, принимаемые индивидуальными органами - президентом, премьер-министром, министрами. Французское законодательство не предусматривает возможности принятия правовых актов коллективными органами (правительством, советом министров).
|