Понятия "форма" и "метод" государственного управления в целях настоящего параграфа будут раскрыты с учетом того, что основным субъектом государственного управления являются органы исполнительной власти, функционирование которых реализуется в способах воздействия на общественные отношения (методы), действиях и решениях, всегда имеющих свое внешнее выражение (формы).
Форма (лат. forma - форма, внешний вид). Управленческий термин "форма государственного управления" представляет собой внешне выраженное воздействие субъекта государственного управления на объект управления (в нашем случае воздействие органов исполнительной власти на регулируемые общественные отношения), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные социально значимые последствия. Форма государственного управления - внешнее выражение практической реализации функций и методов государственного управления, конкретных действий, которые раскрывают содержание управленческой деятельности.
Другими словами, форма государственного управления характеризует то, каким образом проявляется властная деятельность субъекта государственного управления в отношении других субъектов публичных отношений. Всякая форма заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческого воздействия.
Многообразие задач и функций органов исполнительной власти обусловливает существование различных форм реализации их полномочий, которые предусматриваются в законах и подзаконных нормативно-правовых актах. При этом орган управления или его должностное лицо не лишены возможности действовать по своему усмотрению: в каждом конкретном случае для решения стоящей задачи они могут творчески подходить к выбору подходящей формы реализации своих полномочий.
Существует значительное количество классификаций форм государственного управления. На наш взгляд, наиболее удачна классификация, предложенная профессором А.П. Кореневым. По содержанию он выделяет правотворческие (правоустановительные) и правоприменительные формы; по целенаправленности (целям использования) - внутренние и внешние; по способу выражения - словесные (письменные и устные) и конклюдентные (т.е. при помощи знаков, жестов).
Правовые формы - это внешние способы государственного управления, характеризующиеся наступлением или возможностью наступления определенных правовых последствий объектов государственного управления. В зависимости от содержания правовые формы могут быть нормотворческими и правоприменительными. Правоприменительные формы могут быть регулятивными и охранительными (юрисдикционными). Внутренние и внешние правовые формы могут быть как нормотворческими, так и правоприменительными.
Неправовые формы государственного управления - это способы внешнего выражения деятельности, характеризующиеся отсутствием непосредственных правовых последствий или невозможностью их наступления для тех объектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется.
Эти формы характерны для внутрисистемной управленческой деятельности и выражаются в организационных и материально-технических действиях, совершаемых органами внутреннего управления. Организационные действия или мероприятия применяются в процессе повседневной управленческой деятельности и не влияют на процесс возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Материально-технические действия призваны обеспечить эффективное функционирование субъектов государственного управления, необходимое качество служебной деятельности, формализацию управленческих действий, применение специальной организационной техники.
Метод (от др.-греч. - путь исследования или познания) - совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или достижение определенной цели.
Метод государственного управления - выраженный в определенной форме комплекс средств, способов властного воздействия органов государственной власти на общественные отношения с целью обеспечения эффективного урегулирования, охраны и защиты соответствующих общественных отношений.
Одним из основных методов государственного управления выступают запрет, дозволение и предписание. Дозволение и запрет являются основными и наиболее значимыми средствами в содержании административно-правового метода. Предписание достаточно широко используется в административно-правовом регулировании общественных отношений.
В зависимости от особенностей соотношения дозволения, разрешения и запрета имеются основания различать три основных способа, образующих административно-правовой метод реализации исполнительной власти. В каждом способе правового регулирования то или иное правовое средство выступает в качестве преобладающего, а другие выполняют обеспечивающую функцию присущими им возможностями.
Несмотря на то что запрет занимает в системе административно-правового регулирования сравнительно меньший объем, нежели разрешение и дозволение, в современном российском обществе имеет место усиление роли правовых запретов. Административно-правовые запреты, делая легитимными определенные правовые установки, действуют в сочетании с юридическими санкциями.
Классификация методов государственного управления возможна в зависимости от характера управляющего воздействия на управляемые объекты: методы убеждения и принуждения. Метод убеждения проявляется в психолого-педагогическом воздействии на волю и чувства субъектов, подчиняя тем самым сознательные поступки правовому контролю. Метод принуждения применяется, когда убеждение не имеет результата и требуется определенное внешнее воздействие на сознание и поведение человека.
В зависимости от того, осуществляется административное воздействие на волю прямо или косвенно (через интерес, сознание, эмоции), различают методы прямого или косвенного воздействия. Прямые методы чаще всего называют административно-правовыми методами, а косвенные методы - методами регулирующего (непрямого) управления, или экономическими методами.
Методы административно-правового регулирования как часть методов государственного управления направлены на позитивное регулирование общественных отношений посредством предоставления физическим и юридическим лицам определенных субъективных прав (правового статуса), или оказания им содействия в реализации их правового статуса, или официального признания и стимулирования их поведения.
Методы административно-правового регулирования имеют следующие характерные особенности: они заключаются в оказании регулирующего воздействия на поведение субъектов общественных отношений; они реализуются посредством применения исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления регулятивных способов воздействия на поведение субъектов общественных отношений; применение методов административно-правового регулирования позволяет реализовать материальные нормы как административного, так и других отраслей права.
К числу методов административно-правового регулирования можно отнести властное формирование правового статуса физического или юридического лица; оказание содействия физическим и юридическим лицам в реализации субъективных прав и обязанностей; официальное подтверждение правового статуса физических и юридических лиц и фактов, его определяющих; стимулирование позитивного поведения физических и юридических лиц.
|