Понятие и признаки правовых актов управления. Издание правовых актов управления является одной из важнейших форм реализации исполнительной власти. Правовой акт управления представляет собой принятое государственным органом управленческое решение, в котором находят свое непосредственное выражение цели, задачи и функции деятельности исполнительно-распорядительного характера.
Особенности правовых актов управления позволяют выделить эти акты из всех иных правовых актов, принимаемых государственными органами.
Во-первых, правовой акт управления - это акт-регулятор. Он представляет собой управленческое решение по вопросам, возникающим в сфере организации и функционирования исполнительной власти. Это может быть либо управленческое решение так называемого позитивного характера (например, утверждение какой-либо федеральной целевой программы в конкретной области экономического развития), либо решение как реакция на негативные явления в сфере государственного управления (например, многочисленные акты юрисдикционного характера, принимаемые органами исполнительной власти или их должностными лицами по итогам рассмотрения административно-правового конфликта, будь то спор о праве либо дело об административном правонарушении).
Во-вторых, правовой акт управления принимается уполномоченным на то субъектом управления и только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции. В преобладающем большинстве случаев субъектами управления выступают органы исполнительной власти.
В-третьих, правовой акт управления как юридически властное волеизъявление субъекта управления всегда влечет определенные юридические последствия. Эти последствия проявляются в основном в том, что акт управления:
- устанавливает новые или изменяет действующие правила поведения;
- выступает в качестве юридического факта, т.е. порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения;
- служит основанием для возникновения других правоотношений - гражданских, трудовых и др.;
- является доказательством при рассмотрении судом гражданских, трудовых дел и дел, возникающих из административных правоотношений.
В-четвертых, правовые акты управления имеют разную юридическую силу, определяемую местом органа, издавшего акт, в общей системе государственного механизма. Но они всегда императивны и обязательны для всех, кому адресованы, независимо от ведомственной подчиненности самого объекта управления. Исполнение правового акта управления обеспечивается прежде всего организацией и убеждением, а в необходимых случаях - и принудительной силой государства.
В-пятых, правовые акты управления принимаются субъектом управления, как правило, в одностороннем порядке. Это означает, что при принятии акта не требуется согласия ни других субъектов управления, ни объектов управления, на которые распространяется действие самого акта. Тем не менее следует отметить, что в последнее время в условиях усиления координационно-контрольной деятельности различных субъектов управления заметно активизировалась практика принятия несколькими субъектами исполнительной власти совместных управленческих решений, которые служат достижению общей единой цели. Таким образом, признак односторонности правового акта управления хотя и является типичным для такого рода актов, но постепенно теряет свой универсальный характер.
В-шестых, правовой акт управления принимается субъектом управления чаще всего в виде письменного юридического документа, что требует соблюдения определенных, официально установленных процедур, предусматривающих порядок его подготовки, обсуждения, экспертизы, утверждения, вступления в силу и т.д.
С учетом отмеченных специфических признаков правового акта управления можно дать следующее его определение: "Правовой акт управления - это основанный на законе юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное индивидуальное дело, обладающий государственно-властным характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченным на то субъектом управления (чаще всего это органы исполнительной власти или их должностные лица) в соответствии с установленной процедурой".
|