Воскресенье, 24.11.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Основные требования, предъявляемые к правовым актам управления

Правовые акты управления признаются действующими и обладающими юридической силой только в том случае, если соответствуют установленным требованиям, при соблюдении которых они считаются законными. В юридической литературе обычно выделяют три вида требований, предъявляемых к правовым актам управления: 1) требования к юридическому содержанию правового акта управления; 2) требования к оформлению правовых актов управления, согласно правилам юридической техники; 3) требования процедурного характера к порядку подготовки и принятия (издания) правового акта управления.

В соответствии с первой группой требований правовой акт управления должен:

а) издаваться полномочным органом государственной власти в пределах закрепленной за ним компетенции;

б) соответствовать Конституции Российской Федерации, ратифицированным Российской Федерацией международным договорам, федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ;

в) основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;

г) соответствовать цели закона, иного нормативного правового акта, для реализации которого он принят, т.е. быть юридически обоснованным.

Говоря о соблюдении основных правил юридической техники, необходимо отметить, что правовой акт управления должен:

а) содержать все необходимые реквизиты - наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта, его название и дату подписания (утверждения); регистрационный номер (если акт подлежит государственной регистрации); наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт;

б) структурно обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования;

в) содержать четкие и лаконичные формулировки, не допускающие неоднозначного их толкования, а также соответствовать правилам русского языка.

Третья группа требований к правовым актам управления касается процедуры их подготовки и принятия (издания).

Создание правовых актов управления состоит из нескольких последовательных стадий, каждая из которых представляет собой совокупность определенных процессуальных действий участников производства, закрепленных административно-правовыми нормами. Основными стадиями являются: подготовка проекта правового акта; рассмотрение проекта и принятие правового акта; государственная регистрация нормативного правового акта (если она в соответствии с законодательством обязательна).

Порядок подготовки и принятия (издания) актов управления регламентируется различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающего его органа исполнительной власти.

Так, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" и изданных на его основе Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об Аппарате Правительства Российской Федерации довольно подробно регламентированы как порядок внесения в Правительство РФ проектов правовых актов, требующих решения Правительства, так и порядок подготовки и рассмотрения правовых актов в самом Правительстве.

Проекты правовых актов, требующих решения Правительства РФ, могут выноситься на его рассмотрение членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации, или лицами, исполняющими их обязанности.

Право внесения в Правительство проектов правовых актов предоставлено также Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни.

Проекты актов вносятся в Правительство РФ с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.

Проекты постановлений Правительства РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются исполнителями до внесения их в Правительство в органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

Если проект нормативного акта затрагивает интересы нескольких ведомств, то он обязательно должен быть согласован с руководителями заинтересованных структур.

В случае если по проекту акта Правительства выявились разногласия, руководитель федерального органа, вносящий проект, должен обеспечить обсуждение документа с руководителями согласующих органов с целью поиска взаимоприемлемого решения.

Проект такого акта Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия.

Правила внесения проектов актов в Правительство РФ, установленные в его Регламенте, предусматривают направление этих проектов на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации.

Минюст России дает оценку правового акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в них коррупционных факторов.

В этой работе Минюст России руководствуется Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Подготовку к рассмотрению в самом Правительстве внесенных в установленном порядке проектов правовых актов, требующих решения внесшего органа исполнительной власти, осуществляет Аппарат Правительства РФ. Такая подготовка включает составление экспертного заключения, подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания.

Проекты правовых актов с соответствующими экспертными заключениями рассматриваются заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) и представляются Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства.

По результатам рассмотрения проектов актов Председателем Правительства или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) проекты актов могут быть возвращены внесшим их руководителям федеральных органов исполнительной власти для доработки в связи с нецелесообразностью их принятия.

Для других, кроме Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти установлен несколько иной порядок подготовки и оформления издаваемых ими нормативных правовых актов. Этот порядок определен Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. от 30 января 2015 г. N 83).

Указанными Правилами фиксируются виды нормативных правовых актов, которые могут издавать федеральные органы исполнительной власти, особенности порядка принятия таких актов совместно и по согласованию, закреплена обязательность проведения правовой и антикоррупционной экспертизы при подготовке актов, определены основные правила законодательной техники.

В Постановлении Правительства РФ N 1009 нашли также отражение такие важные положения, как:

1) обязательность участия в подготовке проекта нормативного правового акта юридической службы федерального органа исполнительной власти;

2) запрет на принятие ряда ведомственных нормативных правовых актов без предварительного их обсуждения на заседаниях общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (при наличии указанного совета).

С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые:

- затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- устанавливают правовой статус организаций;

- имеют межведомственный характер.

Функция государственной регистрации названных категорий актов возложена на Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подлежащие государственной регистрации нормативные акты представляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) в федеральном органе исполнительной власти. Министерство юстиции должно провести государственную регистрацию в срок до 15 дней со дня получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях - до 30 рабочих дней.

В ходе государственной регистрации осуществляются различного рода экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Если при проведении правовой экспертизы будет установлено несоответствие правового акта законодательству Российской Федерации, а при проведении антикоррупционной экспертизы в акте будут выявлены коррупционные факторы, то в регистрации такого акта может быть отказано.

Нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию, возвращаются Министерством юстиции РФ издавшему их органу с указанием причин отказа.

В пунктах 15 и 16 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. от 30 января 2015 г. N 83) подробно освещен алгоритм действий органов исполнительной власти в случае отказа в государственной регистрации принятых ими нормативных правовых актов.

Прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию.

Порядок опубликования правовых актов управления предусмотрен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Этим Указом определены официальные источники опубликования различных видов правовых актов управления, а также все возможные варианты вступления правовых актов управления в силу. В этом же Указе разъяснено, что датой официального опубликования нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в установленных для каждого вида актов официальных источниках опубликования (или размещения).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.02.2017)
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%