Формирование действенной системы государственного управления в Российской Федерации неразрывно связано с проблемой обеспечения законности в деятельности государственного аппарата.
Понятийное содержание законности многозначно. В юриспруденции традиционно под законностью понимается строгое соблюдение и неуклонное исполнение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Однако во избежание одностороннего взгляда на законность ее нельзя понимать упрощенно. По сути, состояние законности является мерилом "здоровья" общества. Законы и иные нормативные правовые акты служат главными регуляторами общественных отношений. Поэтому они, помимо наличия качества юридико-технического свойства (быть непротиворечивыми, однозначно толкуемыми и т.п.), должны соответствовать объективно существующим социальным связям, отражать справедливые и гуманные ценности, выражать общественно полезные устремления и потребности, быть направленными на стимулирование созидательной деятельности людей в достижении их целей, обеспечивать равные условия для реализации интересов всеми субъектами права, закреплять приемлемые для общества нормы (правила). Данные в законах государства правовые нормы должны гармонировать с морально-этическими нормами общественной нравственности, сообразовываться с уровнем организационной зрелости общества, его культурой, быть экономически обоснованы. Только при наличии указанных обстоятельств законность предстает как один из важнейших элементов демократии и необходимое условие функционирования правового государства.
Под законностью в государственном управлении обычно подразумевают принцип, режим и метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих. При этом соблюдение и исполнение закона в сфере государственного управления, основанного на принципе, методе и режиме законности, ведется исключительно в допустимых законом формах и признанными законом способами, приемами и средствами.
Законность является одним из важнейших конституционных принципов Российского государства. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляется верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Во многих статутных актах законность рассматривается как принцип, на котором должна основываться практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих. Так, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон о системе госслужбы) относит принцип законности к основным принципам построения и функционирования системы государственной службы.
Принцип законности предполагает верховенство закона над иными нормативными правовыми актами, инструкциями, должностными регламентами и проч. Согласно ему, должна быть сформирована такая правовая система, в которой законы государства во главе с основным законом - конституцией обладают высшей юридической силой, а все остальные правовые акты и действия, реализуемые во исполнение содержащихся в них норм, должны им соответствовать. В настоящих условиях в Российской Федерации назрела потребность в разработке комплексного законодательного акта, который бы, во-первых, детально установил иерархию действующих правовых актов в их соподчиненности по юридической силе и значению, а во-вторых, определил порядок их принятия, вступления в юридическую силу, действия, применения и утраты юридической силы. Введение в действие такого закона важно прежде всего для законотворческой и правоприменительной практики. По своей направленности он должен способствовать в том числе и упорядочению законотворческого процесса субъектов Российской Федерации, которые иногда еще пренебрегают Конституцией РФ и федеральными законами при разработке и принятии собственных правовых актов.
При характеристике принципа законности следует учитывать соотношение норм международного права и российского законодательства. Особенно это важно, например, при рассмотрении вопросов, касающихся прав и свобод человека. Здесь нужно иметь в виду, что Конституция РФ установила общую норму (ч. 4 ст. 15), согласно которой правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет над нормами национального законодательства.
В качестве метода законность сводится к совокупности правовых мер, с помощью которых юридически значимые управленческие действия совершаются в строгих рамках закона. Метод законности охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивая единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми государством субъектами. Метод законности означает строгое и неуклонное исполнение субъектами и объектами управленческой деятельности законов и подзаконных нормативных актов государственных органов. Применение метода законности выражается в обязанности каждого субъекта и объекта управления действовать в установленных правовых пределах, т.е. в пределах своей компетенции. Например, согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о гражданской службе), гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.
Рассмотрение законности как режима ведет к отождествлению ее с таким принятым в государстве порядком, при котором все правовые акты и организационные действия осуществляются государственным аппаратом, исходя из духа и буквы закона, в рамках сущности права. Наличие прочного режима законности в государственном управлении есть, по сути, наглядное проявление демократии, поскольку власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов. Поэтому режим законности включает наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства. В условиях режима законности возникает динамичное состояние соответствия общественных отношений нормам права. Сегодня законность прежде всего рассматривается как режим основанных на законе взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему совершенствованию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.
Важное значение для уяснения сущности законности в деятельности гражданских служащих имеют, с одной стороны, основные идеи и положения, выражающие сущность и содержание законности, а с другой - требования, которые ей присущи, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых субъектами государственно-управленческой деятельности характеризует осуществляемые ими в этом процессе действия как законные.
Сущность законности выражают следующие признаки: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.
Верховенство законности заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность осуществляется государственными органами в соответствии с законом - на основании закона и во исполнение закона. Принципиально значимо положение о том, что законность в государстве и обществе должна основываться прежде всего на законодательных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенности вопросы охраны и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, должны наиболее полно регулироваться законодательством. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов, не могут противоречить требованиям верховенства закона.
Единство законности должно пониматься как единая направленность правотворчества и правореализации во всем временном и территориальном пространстве действия соответствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных правовых актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. В то же время применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать целей, преследуемых действующим законодательством.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам обеспечения правопорядка вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации правовой нормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта управленческой деятельности государства, регулируемой нормами права. В этой связи целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы государственного органа (должностного лица, государственного служащего) в разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется ему компетенцией в целях принятия оптимального решения по делу. Однако целесообразность возможна и допустима только тогда, когда она не противоречит законности и приносит пользу гражданам, обществу, государству. На практике законность и целесообразность не могут противопоставляться друг другу.
Реальность законности означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности государственных органов и их должностных лиц, а также неотвратимости ответственности за любое противоправное действие (бездействие) и нарушение норм права. По сути, речь идет о воплощении в жизнь самой идеи законности, фактическом ее существовании в повседневной деятельности государственных органов. На практике очень важно то, насколько законность служит не только ориентиром для функционирования всей системы государственного управления, но также и то, каким образом осуществляются властные полномочия субъектов управленческой деятельности государства.
В отличие от идей, выражающих содержание и сущность законности, ее требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности государственных органов, преимущественно правоохранительных. Это связано с требованиями защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер государственного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях законности находят свое выражение идеи законности. Требования законности отражают ее направленность в регламентации общественных отношений с точки зрения их юридического упорядочения: создания нормальных условий для придания им должной стабилизации и необходимых возможностей социальной динамики.
Динамика состояния законности в государстве характеризуется многими показателями. Среди них большое значение придается тому, каков уровень эффективности в осуществлении государственными органами властных полномочий по реализации законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Во многом это зависит от их слаженности в осуществлении выполняемых функций, согласованности в реализации общегосударственной политики, единства действий в решении насущных общественных проблем. Юридическая правомерность деятельности органов государственной власти - основа положительной динамики состояния законности в сфере государственного управления.
Наиболее заметное влияние на уровень законности оказывает деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти. Ведь они являются наиболее многочисленной и разветвленной подсистемой государственного аппарата, и именно с ними и их представителями люди чаще всего вступают в самые разнообразные управленческие отношения. Насколько эффективна исполнительная власть в неукоснительном соблюдении законодательства в его практическом воплощении в повседневной жизни, настолько показателен уровень законности в этой сфере государственно-властной деятельности. Поэтому борьба с управленческим произволом государственной администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.
Практический смысл законности заключается в том, чтобы закон реально действовал в жизни общества, оказывая свое регулятивное воздействие на соответствующие сферы общественных отношений. Для поддержания законности на должном уровне необходимо, чтобы в обществе устанавливались благоприятные для его развития правовые нормы, которые бы обеспечивались системой юридических средств и гарантий с соответствующими им госструктурами и соблюдались всеми субъектами общественной и государственной жизни (гражданами и их организациями, государственными органами, их должностными лицами и др.). Когда выраженные в правовых нормах (правилах поведения) позитивные обязывания исполняются, дозволения используются, а запреты соблюдаются, тогда закон реально выполняет свою роль в жизни государства, общества и конкретного человека. Именно здесь в определяющей степени проявляется уровень зрелости правосознания и правовой культуры граждан.
Законность взаимосвязана и одновременно не отождествляется с такими правовыми явлениями, как правопорядок, легитимность и государственная дисциплина.
Правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающиеся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, внутренние правила организаций и др.). Правопорядок - это система общеобязательных отношений, складывающихся на основе действующего права. Его надо рассматривать в тесной связи с правом, политическим строем данного общества, государства. Правовые отношения, складывающиеся в обществе и государстве, регламентируются правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Урегулированный нормами права порядок общественных отношений олицетворяет наиболее важные стороны и черты социально-экономического строя. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями. Правопорядок можно трактовать как упорядоченный подзаконный порядок общественной жизни.
Государственная власть всегда охраняет правовой порядок общественных отношений в государстве, т.е. существующий общественный строй. Все без исключения органы государственной власти и должностные лица государства в соответствии с принципом законности должны действовать в рамках существующего права. Современная правовая теория и практика исходят из необходимости строгого соблюдения правового порядка и постоянного совершенствования принципа законности в государственном управлении и всей общественной жизни.
Важно различать понятие легитимности (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный). Этим юридическим термином характеризуется социальный порядок, обладающий престижем, в силу которого он диктует обязательные для всех людей требования и устанавливает образцы их поведения. Здесь, правда, следует отличать социальную легитимность (легитимность социального порядка), связанную с его фактической значимостью для людей и проявляющуюся в их поведении, от нормативной легитимности (легитимности правового порядка). Последняя характеризуется формальным соответствием социального порядка законам страны и именно в этом смысле служит показателем легитимности, законности государственного строя, государственной власти, органов государственной власти, должностных лиц, их действий и т.д.
При легитимном и демократическом правопорядке материальные и процессуальные составные законодательства должны в равной мере соответствовать правам и свободам личности, императивам свободного существования и развития членов гражданского сообщества, гуманизму общественных отношений, социальной справедливости. Если законность - это показатель соответствия поступков или действий требованиям юридических норм, то легитимность есть основа соответствия самого закона сущности права, залог того, насколько закон отражает и воспроизводит объективное начало общественной жизнедеятельности и тем самым признается обществом, а государственная власть получает его доверие и становится легитимной. Проблема легитимности воспроизводства государственной власти от интересов и воли народа, различных государственных структур и должностных лиц, а значит, и реализуемых ими функций государственного управления имеет серьезное политико-правовое значение. Ее обострение ведет к отчуждению власти, недоверию политическим лидерам страны, инертности и отрыву госаппарата от реальных нужд населения, расцвету бюрократизма, стремлению к подавлению оппозиционной критики и прочим извращениям в состоянии законности. В этом смысле легитимность была использована в 1993 г. Конституционным Судом РФ для обоснования не предусмотренного Конституцией страны досрочного прекращения Президентом РФ полномочий высших представительных органов - Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
Законность как принцип, метод и режим является объективным условием эффективности государственного управления, деятельности гражданских служащих. Она обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми субъектами.
Нарушение законности в государственном управлении и деятельности гражданских служащих наносит ущерб государству и обществу, затрагивает права и законные интересы граждан. Поэтому последовательное соблюдение требований обеспечения законности и поддержания дисциплины на должном уровне предполагает наличие развитой системы юридических способов и средств, гарантированных государством. Такие способы и средства обеспечения законности в своей совокупности состоят из различных правовых и организационных видов и методов деятельности государственных органов, применяемых ими практических приемов, операций, форм, процедур, выбор которых в конкретных ситуациях обусловлен многими предпосылками. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые способы и средства обеспечения законности.
К общим условиям относятся политические (идеологические), экономические, организационные предпосылки формирования законности. Так, их политические предпосылки производны от режима демократии, развитости ее институтов: гласности, общественного мнения, зрелости общественного сознания (в частности, правосознания, политической и правовой культуры), авторитета государственной власти, имиджа государственной службы и т.д. Велико значение экономических предпосылок, с которыми связаны достигнутый страной уровень благосостояния, наличие материальных ресурсов и т.д. К организационным предпосылкам следует отнести эффективность организационных структур аппарата управления, квалификацию государственных служащих и т.д.
К специальным юридическим средствам и способам обеспечения законности относятся юридические (правовые) гарантии, контроль и надзор, принуждение, обжалование, поощрение, ответственность.
Юридические гарантии - законодательно закрепленные средства охраны и способы реализации субъективных прав граждан и организаций, а также средства обеспечения законности и охраны правопорядка, интересов личности и государства. Правовые гарантии, устанавливаемые законодательством в сфере государственного управления, имеют конкретное отраслевое выражение.
Конституционные гарантии устанавливают права и обеспеченные государством возможности их использования гражданами как во взаимоотношениях с государством в целом, так и при осуществлении политической, экономической и иных видов деятельности. Конституционные гарантии прав и свобод граждан могут быть классифицированы на: 1) общие конституционные нормы-гарантии (нормы-принципы); 2) специальные конституционные гарантии, к числу которых относятся: а) любая правомерная деятельность государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также самих граждан; б) конституционная ответственность государства в лице органов государственной власти перед личностью и обществом; в) контроль общества за государственной властью. К особой группе конституционно-правовых гарантий прав человека и гражданина относятся судебные (конституционно-процессуальные) гарантии, применяемые при осуществлении конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Важным средством обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования гражданского общества в России может быть расширение полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, например, путем наделения его правом законодательной инициативы. Другим средством, способствующим повышению эффективности конституционных гарантий, является дальнейшее совершенствование судебной власти, выражающееся в становлении административного судопроизводства.
Развитие судебной власти неразрывно связано с возрастанием роли процессуальных гарантий. Процессуальные гарантии - система правовых средств, установленных законом для обеспечения надлежащего отправления правосудия, осуществления задач судопроизводства по уголовным, административным, арбитражным и гражданским делам, защиты прав и свобод человека в судебном процессе (право на защиту, бесплатную юридическую помощь, обжалование судебного решения (приговора), гласность судебного разбирательства, коллегиальность суда и др.).
Важным средством обеспечения прав и свобод граждан в сфере государственного управления, законности в деятельности государственных органов и гражданских служащих является развитая система государственного и общественного контроля. Еще в конце 1920-х гг. профессор В.Л. Ковалевский писал: "Необходимость в создании, наряду с судебной проверкой закономерности административной деятельности, особых, самостоятельных способов, гарантирующих правильность и законность действий носителей государственного управления, обусловлена природой административной деятельности и своеобразными особенностями административно-правового регулирования". Данная проблема ввиду ее теоретической и практической значимости получила дальнейшее развитие в административно-правовой доктрине. В учебной литературе советского периода освещение вопросов о роли и месте контроля в обеспечении законности в государственном управлении стало обязательным. В результате сформировалось четкое представление о контроле как об эффективном способе обеспечения законности.
В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности, и при этом вмешательство в оперативно-хозяйственную или иную профессиональную деятельность поднадзорного объекта не допускается.
В настоящее время в России сложились три вида надзора за законностью деятельности государственных органов и гражданских служащих: судебный, прокурорский, административный.
В порядке судебного надзора реализуется право граждан на судебную защиту в формах рассмотрения жалоб, требований и протестов органов государственной власти о признании неправомерными действий (решений) государственной администрации, незаконными административных актов, проверки судами (судьями) законности административных актов, имеющих значение для разрешения рассматриваемых ими дел, и т.д. Надзор за законностью административной деятельности осуществляют все действующие в Российской Федерации суды: общие, арбитражные, конституционные (уставные). Конституционный надзор - особый вид правоохранительной деятельности судебных органов, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов Конституции страны. Его осуществляет Конституционный Суд РФ.
Функция прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми органами государственной власти, должностными лицами и государственными служащими принадлежит органам прокуратуры.
Административный надзор как разновидность межотраслевого управления, направленного на обеспечение законности, представляет собой разновидность межведомственного контроля исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм. Для осуществления административного надзора в ходе административной реформы были созданы специальные федеральные органы исполнительной власти - федеральные службы, часть из которых осуществляет надзор и за деятельностью государственных органов, должностных лиц и государственных служащих. Например, надзор за законностью осуществления закупок государственными органами независимо от их ведомственной принадлежности осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
В ходе надзорной деятельности широко используются разнообразные меры административного принуждения: чаще всего пресекательные средства, реже карательные, еще реже правовосстановительные санкции.
Контроль и надзор как действенные способы обеспечения законности в системе государственного управления, без соответствующих норм права, предусматривающих возможность принуждения и привлечения к ответственности правонарушителей, теряют свой смысл и эффективность.
Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществить общую и частную превенцию правонарушений. Принуждение выражается в применении государством в лице его уполномоченных органов принудительных мер воздействия к субъекту правонарушения. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия. Основные виды мер государственного принуждения - дисциплинарные, административные, гражданско-правовые, уголовные. Они различаются основаниями и процедурами их применения. Но все они широко используются для обеспечения законности в отношениях с государственной властью, где ей принадлежит ведущая роль. Дисциплинарное и административное, т.е. внесудебное, принуждение используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права; как к тем, которые являются элементами государственного аппарата, так и к тем, которые в него не включены.
Дисциплинарное принуждение связано со служебными отношениями субъекта совершения дисциплинарного проступка и субъекта, полномочного применять меры дисциплинарного воздействия. Так, оно применяется в целях обеспечения надлежащего и своевременного выполнения объектом управления, нижестоящим органом и его работником (государственным служащим) распоряжений субъекта управления, т.е. вышестоящего органа (должностного лица).
Административное принуждение применяется уполномоченными на то органами и должностными лицами. Его применение не связано с рамками служебных отношений, так как может применяться независимо от служебной подчиненности. Оно служит общим целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка. Административное принуждение включает в себя меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, административно-восстановительные меры и административные наказания.
Материальное принуждение заключается в возмещении материального ущерба, нанесенного противоправными действиями государственного служащего государственному органу. Данный вид принуждения осуществляется в соответствии со служебным (в отношении военнослужащих) или трудовым законодательством. Как правило, решение о возмещении материального ущерба может быть принято уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами. Если материальный ущерб государственный служащий причинил третьим лицам (учреждениям, организациям или гражданам), то порядок возмещения материального ущерба регулируется гражданским законодательством (ст. 1069 ГК РФ). Размер нанесенного ущерба определяется судом, который выносит по делу соответствующее решение о взыскании материального ущерба с лица, признанного виновным.
Меры уголовного принуждения применяются за совершение преступления органами следствия и судами в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Наиболее эффективным средством обеспечения законности в деятельности государственных органов и государственных служащих является установление уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ). В частности, за злоупотребление и превышение должностных полномочий, получение взятки, служебный подлог и т.д.
Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права обращаться в органы государственной власти и к их должностным лицам с требованиями, жалобами и заявлениями, содержащими оценочные суждения негативного характера по поводу нарушения их субъективных прав, интересов и свобод. Такое право может быть реализовано в суде на основании КАС РФ либо в административном порядке - на основе Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Личные и коллективные обращения граждан, направляемые в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, служат одним из важных способов обеспечения законности в их деятельности. На обращения граждан должны быть даны обоснованные ответы и в установленные сроки, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны без проволочек вмешаться и обеспечить соблюдение закона. Благодаря правовой основе они приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой государственных служащих и руководителей органов власти. Они - действенный инструмент противодействия чиновничьей волоките, бюрократизму, служебному произволу и всем должностным злоупотреблениям и правонарушениям.
Побудительные мотивы правомерного поведения формируются как под влиянием возможностей применения государственного принуждения, так и в результате действия поощрительных стимулов. Поощрения - своеобразный способ морального и материального стимулирования сознательного соблюдения требований законов. Под поощрением понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в своей работе или выполнении общественного либо государственного долга. Поощрение играет существенную стимулирующую роль в государственном управлении. В систему поощрительных мер входят: высшая степень отличия - звание Героя Российской Федерации, ордена и медали Российской Федерации, государственные премии, почетные и иные звания Российской Федерации (для гражданских служащих - классные чины) и др. К мерам поощрения относятся также ведомственные награды, ценные подарки, премии, благодарности и т.д.
Юридическая ответственность - разновидность государственного принуждения, а меры этой ответственности - особый вид мер такого принуждения. Она наступает на основе норм права за конкретное правонарушение, т.е. за такое виновно совершенное деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а в ряде случаев - другими нормативными правовыми актами, признано как общественно опасное. Правонарушения подразделяются на преступления и проступки (деликты). В зависимости от того, какое совершено правонарушение или преступление, наступает соответствующий вид юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная. Имея специфические особенности, их общие черты выражаются в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую они преследуют по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. Принцип законности предполагает, что всякий вид юридической ответственности наступает только в случаях, предусмотренных правовыми предписаниями государства.
Юридическая ответственность является важнейшим правовым средством, обеспечивающим сдерживание правонарушений. Наряду с применением других правовых средств, признаваемых видами государственного принуждения, в обществе и государственном управлении поддерживается режим законности.
Соблюдение законности в деятельности государственных органов и гражданских служащих служит социально значимым фактором эффективности государственного управления в определенной общественной сфере.
|