Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.
Необходимо учитывать Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2006 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершению административных процедур урегулирования споров".
Судебное взыскание санкций носит редкий характер, поскольку для этого существуют административные процедуры.
Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ).
Дела данной категории подведомственны арбитражному суду при следующих условиях:
- участниками спора являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели;
- обязанность по уплате обязательных платежей (привлечение к ответственности в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее:
- уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должно быть предусмотрено федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т.е. налогов и сборов предусмотрен ст. 13-15 НК РФ;
- государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций. В качестве примера можно привести полномочия по контролю за правильностью уплаты и взысканию обязательных платежей, санкций Федеральной налоговой службы, таможенных органов и их территориальных подразделений, органов внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.);
- наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежей;
- при определенных условиях дела данной категории могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (см. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.2005 г. N 89 "О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства"*(168)).
В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны быть также указаны:
- наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию;
- нормы закона, предусматривающие уплату платежа;
- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятого по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме.
По данной категории дел заявители освобождены от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
При соблюдении требований к заявлению арбитражный суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения, возвращение заявления.
Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.
Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения.
Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ.
По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации и т.п.
При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить:
- наличие оснований для взыскания требуемой суммы;
- полномочия контролирующего органа;
- правильность расчета взыскиваемой суммы.
При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 2 ст. 48, ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.
2. Принятие решения по делу о взыскании обязательных платежей и санкций
Общие правила принятия решения по делу о взыскании обязательных платежей и санкций установлены ст. 169-173, 178 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих видов решений:
- об удовлетворении заявления полностью или в части и взыскании определенных сумм;
- об отказе в удовлетворении заявления. Во вводной части решения указываются:
- наименование арбитражного суда;
- состав суда;
- фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания;
- номер дела, дата и место принятия решения;
- наименование лиц, участвующих в деле;
- предмет спора;
- фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий.
В описательной части решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявителя и ходатайства лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения указываются:
- фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом;
- доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;
- мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле;
- законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В резолютивной части решения указываются:
- наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности;
- его место нахождения или место жительства;
- сведения о его государственной регистрации;
- общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с раздельным определением сумм основной задолженности, пени, санкций.
Решение по данной категории дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. 180, 181, 259, 276 АПК РФ). Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в 5-дневный срок со дня принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку.
Детальное урегулирование в арбитражном процессе правил административного судопроизводства призвано обеспечить защиту прав и интересов участников публичных правоотношений. В связи с этим, по нашему мнению, эти дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (гл. 29 АПК РФ). Еще одним аргументом является то, что в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены только дела по имущественным требованиям (ст. 227 АПК РФ).
|