В сфере государственного управления дисциплинарная ответственность предусмотрена для служащих государственного аппарата. При этом если для государственных служащих она наступает по нормам административного права, то для иных работников государственных органов - по трудовому законодательству.
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. Субъектами этих отношений, с одной стороны, является гражданский служащий, с другой - представитель нанимателя. Публично-правовой характер таких отношений позволяет представить дисциплинарную ответственность гражданских служащих не только как самостоятельный институт административного права, но и как самостоятельный вид юридической ответственности, особенности которой проявляются в наличии: 1) единой нормативной основы - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ); 2) специального субъекта - гражданского служащего; 3) особых санкций - дисциплинарных взысканий; 4) особенного порядка их реализации субъектом дисциплинарной власти (представителем нанимателя); 5) специфических последствий - официальной отрицательной оценкой поведения гражданского служащего, только в исключительных случаях сопровождающейся ограничением его прав; 6) собственного основания - состава дисциплинарного проступка, который, как указано в ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Кроме того, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ установил еще одно основание дисциплинарной ответственности гражданского служащего - совершение коррупционного проступка, под которым, исходя из формулировки новой ст. 59.1, следует понимать несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм государственного принуждения - принуждение, применяемое представителем нанимателя к гражданскому служащему, совершившему нарушение служебных обязанностей, в том числе антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений, и влекущее неблагоприятные для него последствия. Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения. Состав дисциплинарного проступка включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект.
Объектом дисциплинарного проступка являются интересы службы в конкретном государственном органе, т.е. точное соблюдение и исполнение гражданским служащим требований законов, иных нормативных правовых актов, должностного регламента, служебного распорядка, а также служебного контракта.
Объективная сторона дисциплинарного проступка может быть выражена как в бездействии, так и в определенных действиях. Дисциплинарная ответственность наступает за неисполнение (бездействие) или ненадлежащее исполнение (действие) гражданским служащим как основных обязанностей, закрепленных в ч. 1 ст. 15 Закона N 79-ФЗ, так и обязанностей по должности, установленных в должностном регламенте и служебном контракте. Кроме того, при анализе объективной стороны, как правило, устанавливается причинная связь между проступком и наступившими отрицательными последствиями.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка характеризуется любой формой вины (как умыслом, так и неосторожностью). Гражданский служащий предвидит отрицательные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей и желает их наступления (прямой умысел) или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если гражданский служащий предвидел возможность наступления отрицательных последствий своего неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Субъектом дисциплинарного проступка является гражданин Российской Федерации, заключивший служебный контракт с представителем нанимателя.
Для наступления дисциплинарной ответственности необходимо наличие всех элементов дисциплинарного проступка.
В соответствии со ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка применяются следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, согласно ст. 59.1 Закона N 79-ФЗ, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии, а также увольнение в связи с утратой доверия (ст. 59.2).
Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки.
Совершение дисциплинарного проступка может повлечь за собой наложение только одного дисциплинарного взыскания. В тех случаях если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб государственному органу, то помимо дисциплинарного взыскания гражданский служащий может быть привлечен к материальной ответственности.
Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан с предложениями, содержащимися в заключении о результатах служебной проверки, а также с необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в Законе N 79-ФЗ.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка в порядке, установленном ст. 59 Закона N 79-ФЗ. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
По результатам служебной проверки представитель нанимателя может, руководствуясь принципами законности, индивидуализации, целесообразности и справедливости дисциплинарной ответственности, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания либо вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.
При применении дисциплинарного взыскания представитель нанимателя учитывает тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей.
Тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка составляет его объективное свойство (качество), она означает способность деяния причинить вред государственно-служебным отношениям. Тяжесть дисциплинарного проступка определяется способом и обстановкой его совершения, характером причиненного вреда, а также другими обстоятельствами, влияющими на меру социальной вредности конкретного проступка. Так, неисполнение гражданским служащим без уважительных причин служебных обязанностей, в результате которого было задержано представление важного документа в вышестоящий государственный орган, отличается большей тяжестью, чем неисполнение гражданским служащим без уважительных причин служебных обязанностей, выразившееся в несвоевременной подготовке гражданским служащим иного документа. Конкретная оценка тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка дается представителем нанимателя с учетом всей совокупности обстоятельств его совершения.
Например, приказом руководителя Алтайстата на основании заключения о проведении служебной проверки к Ч.Е.Р. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. В заключении отражены факты опоздания Ч.Е.Р. на работу <дата> (прибыла на работу в 8 ч 01 мин. 28 с), <дата> (прибыла на работу в 8 ч 02 мин. 49 с) и <дата> (прибыла на работу в 8 ч 02 мин. 35 с). Начало работы установлено в 8 ч 00 мин.
Другой пример: Приказом УФССП России по Приморскому краю от 10 октября 2013 г. N 988-О М.И. объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания за то, что в рамках сводного исполнительного производства, в которое включено 26 исполнительных производств, нарушен установленный двухмесячный срок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований. В материалах сводного исполнительного производства отсутствуют постановления о наложении ареста на недвижимое имущество, а также постановления об обращении взыскания на имущественные права, принадлежащие должнику. На протяжении длительного времени - с 22 апреля по 19 июля 2013 г. - меры по исполнению исполнительных документов не принимались, исполнительные действия не совершались, не приняты меры по обращению взыскания на имущество должника. Указанные нарушения стали возможны в силу ненадлежащего исполнения судебным приставом-исполнителем М.И. своих должностных обязанностей и повлекли нарушение прав и законных интересов взыскателя.
Из приведенных примеров видно, что один вид взыскания применен за совершение явно различных по степени общественной опасности дисциплинарных проступков. И подобных примеров можно привести множество.
Поэтому предлагается дисциплинарные проступки в зависимости от степени тяжести подразделить на грубые, значительные и малозначительные.
В ст. 37 Закона N 79-ФЗ установлен следующий перечень грубых нарушений гражданским служащим должностных обязанностей:
1) прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
2) появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
3) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
4) совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
5) принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
6) нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
За совершение указанных дисциплинарных проступков п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы.
К грубым проступкам также относится нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Нарушение требований охраны труда в этом случае должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами (актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением федерального инспектора по охране труда и др.). Однако совершение подобного дисциплинарного проступка не влечет за собой увольнения с гражданской службы в качестве дисциплинарного взыскания. Поэтому если гражданский служащий не будет уволен с гражданской службы по подп. "д" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, то к нему может быть применено дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном должностном соответствии.
Значительные дисциплинарные проступки - неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, повлекшие нарушение охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества или государства и (или) причинившие материальный ущерб государству.
К таким проступкам можно отнести, например, нарушение прав физических или юридических лиц при предоставлении государственных услуг или осуществлении государственных функций (регистрации права, получении лицензии, контрольно-надзорной деятельности и др.), нарушение должностных обязанностей, послужившее причиной невыполнения (ненадлежащего выполнения) возложенных законодательством на государственный орган задач и функций или поручений вышестоящих государственных органов и т.п.
В случае совершения значительных дисциплинарных проступков представитель нанимателя может применить такие дисциплинарные взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии или выговор.
Предупреждение о неполном должностном соответствии, как правило, применяется один раз за время пребывания гражданского служащего в замещаемой должности.
К малозначительным дисциплинарным проступкам следует относить неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, не повлекшее нарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества или государства, а также не причинившее материальный ущерб государству.
Эти дисциплинарные проступки, как правило, совершаются во внутриорганизационной управленческой сфере и, как правило, наносят вред исключительно государственно-служебным отношениям (незначительные опоздания на службу, нарушения сроков исполнения поручения руководства, подготовки документов, ответов на обращения и т.п.). За подобные нарушения виновным могут быть назначены дисциплинарные взыскания в виде замечания или выговора.
При этом необходимо учитывать, что неоднократное (два и более раза) неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет любое дисциплинарное взыскание, может повлечь увольнение с гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка по завершении служебной проверки, но не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам (повышение квалификации, командировка и т.п.), а также времени проведения служебной проверки. В этих случаях на соответствующие периоды течение срока приостанавливается.
К отпуску, приостанавливающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые представителем нанимателя в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные оплачиваемые) отпуска, отпуска в связи с обучением в образовательных организациях, отпуска без сохранения денежного содержания.
Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о совершенном проступке стало известно руководителю, которому гражданский служащий подчинен по службе, независимо от того, наделен ли этот руководитель правом наложения дисциплинарных взысканий. В отдельных случаях день обнаружения дисциплинарного проступка определяется по иным правилам. Например, в случае применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения с гражданской службы по основанию, предусмотренному подп. "г" п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (в связи с совершением по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества), днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день вступления в законную силу обвинительного приговора суда или постановления органа, уполномоченного рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
При совершении дисциплинарного проступка совместно несколькими гражданскими служащими дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины гражданского служащего в совершенном проступке).
В отношении гражданских служащих, назначаемых на должности гражданской службы руководителем федерального государственного органа, дисциплинарные взыскания оформляются приказом руководителя федерального государственного органа.
В отношении гражданских служащих, назначаемых на должности гражданской службы руководителем территориального органа, дисциплинарные взыскания оформляются приказом руководителя территориального органа.
Копия приказа федерального государственного органа (территориального органа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения приобщается к его личному делу и вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания приказа.
В случае отказа гражданского служащего от подписи составляется соответствующий акт, а при отсутствии гражданского служащего по уважительной причине на службе в период издания приказа о применении дисциплинарного взыскания (временная нетрудоспособность гражданского служащего, пребывание его в отпуске или нахождение в командировке) копия вручается в первый день выхода на службу.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд, при этом действие приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе по собственной инициативе, письменному заявлению гражданского служащего или ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня его применения.
|