Материальная ответственность в сфере государственного управления имеет свои особенности, прежде всего связанные с тем, что основанием ее применения является причинение ущерба имуществу, находящемуся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, закрепленному за государственными органами. Она возникает в рамках государственно-служебных отношений между государственным служащим и государством.
Сущность материальной ответственности определяют следующие признаки.
Во-первых, материальная ответственность государственных служащих является самостоятельным видом юридической ответственности и может применяться наряду с другими ее видами (дисциплинарной, административной, уголовной и др.).
Во-вторых, материальная ответственность в сфере государственного управления носит правовосстановительный характер, в отличие от дисциплинарной, административной или уголовной, которые имеют наказательное (карательное) значение.
В-третьих, материальная ответственность может быть применена к государственному служащему при наличии одновременно четырех условий: 1) прямого действительного ущерба; 2) противоправности поведения во время исполнения служебных обязанностей; 3) вины в причинении ущерба; 4) причинной связи между противоправным поведением (действиями или бездействием) и причиненным ущербом.
В-четвертых, материальная ответственность наступает на основе действия норм законодательства о государственной службе, а также ряда отраслей российского права, исполнение предписаний которых входит в круг обязанностей государственного служащего (административного, трудового, гражданского и др.).
В-пятых, обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред государственным служащим причинен третьим лицам, то он влечет гражданско-правовую ответственность и возмещается в порядке гражданского судопроизводства (ст. 1069 ГК РФ).
Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.
В настоящее время нормами административного права в полном объеме урегулированы вопросы материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Закон о материальной ответственности).
Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Согласно п. 1 и 4 ст. 8 Закона о материальной ответственности, возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд.
Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
В силу п. 4 ст. 3 Закона военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
К сожалению, материальная ответственность государственных служащих, замещающих должности государственной службы иных видов, в настоящее время подобными федеральными законами не урегулирована. Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством. Соответствующие положения Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) применяются и в отношении сотрудников иных правоохранительных органов.
В Законе о гражданской службе также не определены основание и порядок привлечения гражданских служащих к материальной ответственности. В этой связи действуют положения ст. 73 этого Закона о том, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Законом. Поэтому материальная ответственность государственных гражданских служащих наступает на общих основаниях в соответствии с разделом XI ТК РФ. По нормам трудового законодательства несут материальную ответственность рабочие и служащие государственных органов, не являющиеся государственными служащими.
Материальная ответственность гражданского служащего наступает за дисциплинарный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб государственному органу. Это вытекает из обязанности гражданского служащего беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о гражданской службе). При этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения виновного к дисциплинарной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб государственному органу.
Гражданский служащий обязан возместить государственному органу причиненный прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества государственного органа или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного гражданским служащим третьим лицам.
Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения представителем нанимателя обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного гражданскому служащему.
Трудовым законодательством (ст. 241 ТК РФ) установлено, что правонарушители несут ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (месячного денежного содержания гражданского служащего). Полная материальная ответственность, когда причиненный ущерб возмещается гражданским служащим в полном размере, наступает в случаях и порядке, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.
Взыскание с виновного гражданского служащего суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка (месячного денежного содержания), производится по распоряжению представителя нанимателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя размера причиненного гражданским служащим ущерба. Если месячный срок истек или гражданский служащий не согласен добровольно возместить причиненный государственному органу ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию, превышает средний месячный заработок (месячное денежное содержание) гражданского служащего, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
От материальной ответственности в сфере государственного управления следует отличать гражданско-правовую ответственность. К гражданско-правовой ответственности отдельные категории государственных служащих привлекаются за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (ст. 1069 ГК РФ). Вред подлежит возмещению в полном объеме за счет соответственно казны РФ или казны субъекта РФ. Кроме того, за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, государственный служащий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст. 15, 139, 393 ГК РФ.
В случае возмещения государством вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) государственного служащего, государственный орган имеет право обратного требования (регресса) к нему в размере выплаченного возмещения, для чего государственный орган может обратиться в суд от имени государства с соответствующим исковым заявлением.
|