Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
государственных образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
государственных органов (федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации);
лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации)).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу; военную службу; до 1 января 2016 г. - правоохранительную службу, а с 1 января 2016 г. - государственную службу иных видов (в соответствии с изменениями в ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ).
В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Основанием для данной классификации является профессиональный признак.
Статьи 5, 6, а также действующая до 1 января 2016 г. ст. 7 указанного Федерального закона дают определения каждого из перечисленных видов государственной службы, составляющих, в свою очередь, предложенную законодателем систему.
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Приведенные определения государственной гражданской службы и ее видов действуют с момента вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", то есть еще до принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Однако, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 19 указанного ФЗ, определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 6 Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о военной службе, а такой закон до сих пор не принят и продолжает действовать Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 этого Закона военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Разница между двумя определениями принципиальная, так как первое предполагает создание профессиональной армии, формируемой исключительно по профессионально-контрактному принципу, что во втором случае предусматривается лишь как один из видов формирования. Именно поэтому определение из ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" вряд ли в ближайшие 5 - 10 лет вступит в силу.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Указанное определение также до сих пор не действует, так как абз. 3 ч. 1 ст. 19 указанного ФЗ предусматривает, что определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 данного Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе, а такой законопроект не прошел еще даже первого чтения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, так как в различных правоохранительных органах предусмотрены специальными законами абсолютно разные и условия, и требования, и порядок прохождения такой службы и единые требования так и не были согласованы. Представляется, что именно в связи со сложившейся ситуацией Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ данный вид государственной службы вообще был исключен и заменен на государственную службу иных видов (федеральную).
Государственная служба может делиться по масштабу: федеральная служба (федеральная государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба, а с 1 января 2016 г. - государственная служба иных видов); служба субъектов Российской Федерации (государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации).
В зависимости от ветви государственной власти, в которой осуществляется государственная служба: в исполнительных органах; в представительных органах; в судебных органах.
Однако данная классификация представляется не полной, так как не включает в себя государственную службу в иных государственных органах, не относящихся ни к одной из ветвей государственной власти. К таким органам относятся, в частности, Администрация Президента РФ, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Счетная палата РФ и др.
Следующим важнейшим вопросом для административно-правового регулирования является разграничение правовых категорий "государственная должность" и "должность государственной службы".
Государственная должность - это должность, установленная Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, федеральными законами (в том числе федеральными конституционными законами и текущими федеральными законами) и законами субъектов Российской Федерации (а в Чеченской Республике еще и конституционными законами Чеченской Республики).
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" к таким должностям относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ и иные члены Правительства РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), Председатель, Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, председатель, заместитель председателя и Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания, Председатель, Первый заместитель, заместитель Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель, заместитель председателя и член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда РФ, Председатель, первый заместитель, заместитель и судьи Председателя Верховного РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка РФ, Председатель, заместитель Председателя, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии РФ (замещающие должность на постоянной основе), председатель, заместитель председателя и судьи федерального суда, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Должность государственной службы действующим законодательством не определена, однако можно выделить ряд признаков, исходя из анализа ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации".
1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы (до 1 января 2016 г.) и должности федеральной государственной службы иных видов (с 1 января 2016 г.).
3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
В частности, должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.
Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
И еще одна важнейшая правовая категория института государственной службы - это государственный служащий. Статья 10 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" не дает общего определения государственному служащему, а содержит понятия двух видов государственных служащих:
- федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание, вознаграждение или довольствие за счет средств федерального бюджета;
- государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание, вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (по общему правилу) и в случаях, предусмотренных федеральным законом, - за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Можно привести несколько классификаций государственных служащих по различным основаниям:
1) по масштабу - федеральные; субъектов Российской Федерации;
2) по профессиональному признаку - государственные гражданские служащие; военнослужащие; служащие правоохранительной службы (до 1 января 2016 г.) и служащие, замещающие должности федеральной государственной службы иных видов (с 1 января 2016 г.);
3) по сроку действия контракта - государственные служащие, замещающие должности на определенный срок; государственные служащие, замещающие должности на неопределенный срок; государственные служащие, замещающие должности на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания;
4) по объему должностных полномочий - должностные лица; служащие, не являющиеся должностными лицами.
Государственно-служебные отношения - это внутриорганизационные отношения исполнительно-распорядительного характера, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственной службы, согласно действующему законодательству РФ, на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Возглавляет систему управления государственной службой Президент РФ (именно поэтому столько нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, принимается Президентом РФ), которому в этом помогает Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, являющееся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.
Основными задачами Управления являются:
1) участие в обеспечении реализации Президентом РФ его полномочий по решению кадровых вопросов и полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы Российской Федерации;
2) осуществление в пределах своих полномочий контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации), указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров;
3) подготовка предложений Президенту России по вопросам реформирования и развития государственной службы, а также по вопросам кадровой политики;
4) содействие Президенту РФ в пределах своих полномочий в определении основных направлений кадровой политики, реформирования и развития государственной службы, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по этим вопросам и др.
Основными функциями Управления являются:
1) участие в подготовке законопроектов, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений и поручений Президента по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
2) подготовка и согласование в установленном порядке с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации проектов указов и распоряжений Президента РФ и необходимых документов:
о назначении на государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, а также об освобождении от указанных должностей;
о назначении и отзыве чрезвычайных и полномочных послов Российской Федерации в иностранных государствах и постоянных представителей (наблюдателей) при международных организациях;
о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;
о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
о заключении контрактов с высшими офицерами и с офицерами, назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также о сроке нового контракта, заключаемого с указанными лицами;
о продлении срока службы сверх установленного предельного возраста пребывания на службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, замещающим должности, для которых штатом предусмотрены высшие специальные звания;
об увольнении с военной службы высших офицеров;
о присвоении классных чинов, дипломатических рангов, высших воинских и высших специальных званий;
о присвоении высшего чина казачьего генерала;
об утверждении атаманов войсковых казачьих обществ и др.;
3) подготовка и согласование в установленном порядке с Государственно-правовым управлением Президента РФ и Управлением Президента РФ по внутренней политике проектов представлений Президента РФ о наделении полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;
4) участие в подготовке проектов приказов Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о награждении Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и об объявлении благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ;
5) учет и ведение баз персональных данных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или по представлению Президента РФ, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, лиц, кандидатуры которых представлены для назначения на эти должности, а также других лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) ведение личных дел высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и др.
Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.
При обработке персональных данных государственного служащего кадровая служба соответствующего государственного органа обязана соблюдать следующие требования:
1) обработка персональных данных государственного служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия государственному служащему в прохождении государственной службы, обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, учета результатов исполнения им должностных обязанностей и обеспечения сохранности имущества государственного органа;
2) персональные данные следует получать лично у государственного служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных служащего у третьей стороны следует известить об этом служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить государственному служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;
3) запрещается обрабатывать и приобщать к личному делу государственного служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;
4) при принятии решений, затрагивающих интересы служащего, запрещается основываться на персональных данных служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки;
5) защита персональных данных государственного служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;
6) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия государственного служащего, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Условия передачи персональных данных служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В личное дело служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.
|