В качестве примеров базовых законодательных актов субъектов Российской Федерации приведем следующие:
Закон г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы"; Закон Республики Адыгея от 4 августа 2005 г. N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея"; Закон Московской области от 11 февраля 2005 г. N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области"; Закон Республики Алтай от 7 июня 2005 г. N 37-РЗ N "О государственной гражданской службе Республики Алтай"; Закон Санкт-Петербурга от 1 июля 2005 г. N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга"; Областной закон Ленинградской области от 25 февраля 2005 г. N 11-оз "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области" и др.
Все законы субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы соответствующих субъектов РФ структурно и текстуально практически повторяют текст Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", с определенной спецификой, присущей каждому из субъектов Российской Федерации. Поэтому подробно рассматривать каждый из перечисленных законов субъектов РФ смысла нет, да и объем настоящей главы сделать это не позволяет. Остановимся на особенностях, содержащихся в законах некоторых субъектов РФ.
В Законе г. Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы", в частности, гражданину, имеющему классный чин муниципального служащего внутригородского муниципального образования в городе Москве, поступившему на гражданскую службу, классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с таблицей соотношения классных чинов муниципальных служащих и классных чинов гражданской службы со дня назначения на должность гражданской службы:
1-й классный чин муниципального служащего
государственный советник города Москвы 1-го класса
2-й классный чин муниципального служащего
государственный советник города Москвы 2-го класса
3-й классный чин муниципального служащего
государственный советник города Москвы 3-го класса
4-й классный чин муниципального служащего
советник государственной гражданской службы города Москвы 1-го класса
5-й классный чин муниципального служащего
советник государственной гражданской службы города Москвы 2-го класса
6-й классный чин муниципального служащего
советник государственной гражданской службы города Москвы 3-го класса
7-й классный чин муниципального служащего
референт государственной гражданской службы города Москвы 1-го класса
8-й классный чин муниципального служащего
референт государственной гражданской службы города Москвы 2-го класса
9-й классный чин муниципального служащего
референт государственной гражданской службы города Москвы 3-го класса
10-й классный чин муниципального служащего
секретарь государственной гражданской службы города Москвы 1-го класса
11-й классный чин муниципального служащего
секретарь государственной гражданской службы города Москвы 2-го класса
12-й классный чин муниципального служащего
секретарь государственной гражданской службы города Москвы 3-го класса
При идентичности с Федеральным законом длительности сроков проведения испытания особенностью является установление дополнительных сроков ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы, в соответствии с которой испытание может устанавливаться:
1) при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, - на срок от одного до шести месяцев;
2) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа - на срок от одного до шести месяцев.
Также появляется дополнительный вид поощрения гражданских служащих г. Москвы - награждение наградами и присвоение почетных званий г. Москвы.
Общее руководство гражданской службой г. Москвы и ее координация осуществляются мэром Москвы.
Орган по управлению государственной службой создается в целях:
1) выработки предложений по проведению кадровой политики в государственных органах г. Москвы, а также в целях контроля за ее реализацией;
2) координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы, использования кадрового резерва, подготовки, дополнительного профессионального образования гражданских служащих, а также в целях осуществления контроля за соблюдением в государственных органах законодательства о гражданской службе;
3) подготовки и внесения предложений о реализации положений законодательства о гражданской службе в установленном порядке;
4) обеспечения деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов, созданной в органе по управлению государственной службой, и участия в деятельности аналогичных комиссий, создаваемых в государственных органах, а также в деятельности комиссий по проведению конкурсов на замещение должностей гражданской службы, по проведению аттестации гражданских служащих и по сдаче квалификационных экзаменов гражданскими служащими;
5) определения периодов службы (работы), которые включаются в стаж гражданской службы;
6) подготовки разъяснений и рекомендаций для государственных органов по вопросам гражданской службы.
В Законе Московской области от 11 февраля 2005 г. N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области" наименования должностей гражданской службы в государственных органах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Московской области, и устанавливаются:
постановлением Московской областной Думы - в Московской областной Думе;
распоряжением губернатора Московской области или уполномоченного им лица - в администрации губернатора Московской области;
распоряжением председателя Избирательной комиссии Московской области - в Избирательной комиссии Московской области;
распоряжением Уполномоченного по правам человека в Московской области - в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат";
постановлением губернатора Московской области - должности руководителя центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, руководителя государственного органа Московской области, руководство деятельностью которых осуществляет губернатор Московской области, а также должности заместителей указанных руководителей;
постановлением правительства Московской области - должности руководителя центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, руководителя государственного органа Московской области, руководителя территориального исполнительного органа государственной власти Московской области, а также должности заместителей указанных руководителей, за исключением центральных исполнительных органов государственной власти и государственных органов Московской области, деятельностью которых руководит губернатор Московской области;
распоряжением исполнительного органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области, территориального исполнительного органа государственной власти Московской области - иные должности в исполнительном органе государственной власти Московской области, государственном органе Московской области, территориальном исполнительном органе государственной власти Московской области;
распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области - в Контрольно-счетной палате Московской области;
распоряжением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области - в государственном органе Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его Аппарат".
В целях обеспечения исполнения полномочий, а также организационного обеспечения деятельности депутата Московской областной Думы в штатное расписание Московской областной Думы включаются должности помощников депутатов Московской областной Думы. Помощники депутатов Московской областной Думы могут работать по срочному служебному контракту, а также по срочному трудовому договору (на постоянной основе либо по совместительству).
Помощники депутатов Московской областной Думы, работающие по срочному служебному контракту, являются гражданскими служащими Московской области. Статус и условия оплаты труда таких помощников устанавливаются законодательством о гражданской службе.
Помощники депутатов Московской областной Думы, работающие по срочному трудовому договору, не являются гражданскими служащими Московской области. Условия и порядок осуществления деятельности таких помощников определяются Московской областной Думой в соответствии с законодательством.
Ненормированный служебный день (ст. 13 указанного Закона Московской области) устанавливается для гражданских служащих Московской области, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих Московской области, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.
Гражданским служащим Московской области, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предельная продолжительность которого определяется законом Московской области.
Также в ст. 17 Закона Московской области появляются дополнительные виды поощрений для гражданских служащих Московской области: награждение наградами Московской области и присвоение почетного звания Московской области.
Кроме того, есть несколько интересных моментов относительно организации управления государственной гражданской службой в Московской области, в частности ст. 23 указанного Закона устанавливается, что Совет по вопросам государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области создается как совещательный орган, для координации вопросов, связанных с гражданской службой Московской области, и для принятия согласованных решений по вопросам гражданской службы Московской области в государственных органах законодательной (представительной) и исполнительной власти Московской области. Порядок формирования и деятельности Совета по вопросам государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области устанавливается законом Московской области.
В ст. 24 определяется, что орган по управлению государственной службой Московской области осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области при решении вопросов поступления на гражданскую службу Московской области, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы Московской области, ведения Реестра гражданских служащих Московской области, использования кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы Московской области, подготовки кадров для гражданской службы и дополнительного профессионального образования гражданских служащих Московской области, а также осуществляет вневедомственный контроль за соблюдением в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области законодательства о гражданской службе.
Московская областная Дума самостоятельно решает вопросы поступления на гражданскую службу Московской области, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы Московской области, ведения Реестра гражданских служащих в Московской областной Думе, использования кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы Московской области, подготовки кадров для гражданской службы и дополнительного профессионального образования гражданских служащих Московской области.
Порядок осуществления органом по управлению государственной службой Московской области вневедомственного контроля за соблюдением в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области законодательства о гражданской службе определяется губернатором Московской области.
Для рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих Московской области, замещающих должности гражданской службы в органе по управлению гражданской службой Московской области, и гражданских служащих Московской области, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей других государственных органов, в органе по управлению гражданской службой Московской области образуется комиссия.
Орган по управлению государственной службой Московской области направляет своих представителей в составы следующих комиссий (за исключением комиссий, образованных в Московской областной Думе):
- по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Московской области и урегулированию конфликта интересов;
- по проведению конкурсов при поступлении на гражданскую службу и при замещении по конкурсу должности гражданской службы;
- по аттестации гражданских служащих Московской области.
По запросу представителя нанимателя орган по управлению государственной службой Московской области приглашает представителей научных и образовательных организаций, других организаций в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в составы следующих комиссий:
- по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Московской области и урегулированию конфликта интересов на гражданской службе;
- по проведению конкурсов при поступлении на гражданскую службу и при замещении по конкурсу должности гражданской службы;
- по аттестации гражданских служащих Московской области.
Оплата труда независимых экспертов производится в порядке, установленном Губернатором Московской области.
Орган по управлению государственной службой Московской области осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Кроме того, в Московской области действуют Закон Московской области от 31 октября 2008 г. N 164/2008-ОЗ "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области" и Закон Московской области от 12 мая 2005 г. N 120/2005-ОЗ (с изм. и доп.) "О классных чинах государственной гражданской службы Московской области", т.е. на законодательном уровне урегулировано то, что на федеральном уровне закрепляется актами Президента Российской Федерации, т.е. на подзаконном уровне.
Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" устанавливает следующие особенности. В стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, включаются:
1) периоды замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. N 91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга";
2) периоды замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 8 июня 2005 г. N 302-34 "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга";
3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей в органах государственной власти и управления Ленинграда (Санкт-Петербурга) до 1 июля 1995 г.:
в Ленинградском (Санкт-Петербургском) городском Совете народных депутатов (депутатов трудящихся), Аппарате Санкт-Петербургского Городского собрания, Санкт-Петербургском Городском собрании, Законодательном собрании Санкт-Петербурга и их аппаратах;
в районных (городских) и поселковых Советах народных депутатов (депутатов трудящихся) Ленинграда (Санкт-Петербурга);
в Исполнительном комитете Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов (депутатов трудящихся), мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга);
в исполнительных комитетах районных (городских) и поселковых Советов народных депутатов (депутатов трудящихся) Ленинграда (Санкт-Петербурга), администрациях районов (городов) Санкт-Петербурга;
в комитетах, плановых комиссиях, главных управлениях, управлениях, отделах и палатах Исполнительного комитета Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов (депутатов трудящихся), мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга);
4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей до 31 декабря 1991 г. включительно, в организациях и учреждениях Ленинграда (Санкт-Петербурга), осуществлявших в соответствии с законодательством СССР отдельные функции государственного управления.
Периоды замещения должностей гражданской службы лицами, прикомандированными к государственным органам Санкт-Петербурга, подлежат включению в стаж гражданской службы в государственных органах Санкт-Петербурга и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности).
Установление тождественности должностей в государственных органах Санкт-Петербурга, замещаемых после 1 июля 1995 г., наименования которых не соответствовали наименованиям должностей, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. N 91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга", должностям государственной службы Санкт-Петербурга, указанным в Реестре, для включения периодов замещения указанных должностей в стаж (общую продолжительность) для установления доплаты за стаж, а также рассмотрение спорных вопросов по исчислению стажа (общей продолжительности) для установления доплаты за стаж осуществляется Комиссией по установлению тождественности должностей для установления ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности), состав и порядок работы которой утверждаются правительством Санкт-Петербурга.
Комиссия формируется в составе:
трех представителей Законодательного собрания Санкт-Петербурга;
семи представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
одного представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии;
одного представителя Уставного суда Санкт-Петербурга;
одного представителя Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Существенно, даже названием, от других региональных законов о государственной гражданской службе соответствующих субъектов РФ отличается Областной закон Ленинградской области от 25 февраля 2005 г. N 11-оз "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области". В частности, четко определяются субъекты, которые могут являться представителями нанимателя государственного гражданского служащего Ленинградской области (ст. 5 указанного Областного закона). Так, представителями нанимателя государственного гражданского служащего Ленинградской области являются:
губернатор Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в органах исполнительной власти Ленинградской области и в аппаратах мировых судей;
председатель Законодательного собрания Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Законодательного собрания Ленинградской области;
председатель Избирательной комиссии Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Избирательной комиссии Ленинградской области;
председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в Контрольно-счетной палате Ленинградской области;
Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области;
Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.
Представитель нанимателя вправе делегировать частично или полностью свои полномочия лицу, замещающему государственную должность Ленинградской области, либо гражданскому служащему, замещающему должность категории "руководители", путем издания соответствующего правового акта.
Статья 7 данного Закона определяет нормативы формирования штатных расписаний государственных органов, в частности основной единицей структурного построения государственных органов является отдел. Отдел может входить в состав иных структурных подразделений государственных органов. В состав отдела могут входить секторы, группы, бюро. Штатная численность отдела должна составлять не менее пяти штатных единиц.
Предельная минимальная численность иных структурных подразделений государственных органов Ленинградской области устанавливается представителем нанимателя.
Количество должностей категории "руководители" в штатных расписаниях государственных органов должно составлять не более 30 процентов.
Кроме того, ст. 9 устанавливается порядок учреждения должностей государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Ленинградской области и принципы формирования органов исполнительной власти Ленинградской области, в соответствии с которым должности государственной гражданской службы Ленинградской области учреждаются в органах исполнительной власти Ленинградской области, входящих в состав администрации Ленинградской области.
|