Понятие и признаки исполнительной власти в значительной степени раскрываются многочисленными конституционными нормами. В соответствии с Конституцией РФ субъектом государственного управления в институционном смысле является государство в лице его органов. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18).
По конституционному смыслу под исполнительными органами государственной власти подразумеваются лишь те органы государственной власти, которые сопутствуют органам законодательной и судебной власти в системе разделения властей.
Исполнительные органы государственной власти от имени государства наделены функциями по практическому выполнению задач исполнительной власти в экономической, социальной и административно-политической сферах. Соответственно своему предназначению они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, являются носителями определенного объема государственно-властных полномочий. Эти полномочия выражаются в принятии нормативных правовых актов и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами.
Исполнительные органы государственной власти обладают определенной самостоятельностью, границы которой устанавливаются правовым положением данного органа. В этих рамках они совершают юридически значимые действия, выражающие их административную право- и дееспособность. Наиболее характерны нормотворческая, правоисполнительная и правоохранительная виды деятельности. Эта деятельность основана на законе и осуществляется во исполнение закона. Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти подзаконна.
Исполнительные органы государственной власти обладают определенной структурой. Образование, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном законодательством России и ее субъектов.
Исполнительные органы государственной власти - это основная часть государственного аппарата, призванная на основе и во исполнение законодательства организовывать и регулировать общественные отношения в интересах развития и защиты личности, общества и государства.
Классификация исполнительных органов государственной власти преследует цель более широко представить и упорядочить множество видов органов исполнительной власти и более глубоко понять содержание их деятельности. Критерии классификации могут быть самые различные. Если учесть и принять во внимание многочисленные виды органов исполнительной власти, таких критериев может быть достаточно много. Наиболее удачные классификации органов исполнительной власти, на наш взгляд, следующие.
Федеративное государственное устройство РФ:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов Федерации.
На сегодняшний день можно с весьма большой степенью уверенности говорить о сформированной системе федеральных органов исполнительной власти. Вторая группа в силу большого разнообразия субъектов исполнительной власти (губернаторы, главы администраций, председатели правительств, мэры и т.д.) находится только на этапе формирования.
Порядок образования исполнительных органов государственной власти:
а) исполнительные органы государственной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции РФ и отнесено к ведению РФ;
б) исполнительные органы государственной власти, формирование которых осуществляется в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и нормами конституций (уставов) субъектов Федерации (главы 11, 12 Конституции Республики Татарстан; глава 7 Устава г. Москвы и др.).
Первую группу составляют федеральные органы исполнительной власти. В соответствии со ст. 112 Конституции РФ и ст. 24 ФКЗ "О Правительстве РФ" Председатель Правительства России не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Принципиально новые система и структура федеральных органов исполнительной власти были сформированы в соответствии с Указами Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. и "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 21 мая 2012 г.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).
Вторая группа - исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Система и структура этих органов устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Первая группа органов осуществляет свои функции в отношении широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности (по большей части это правительства - федеральное, субъектов РФ). В большинстве субъектов председателями правительств являются высшие должностные лица этих субъектов (например, мэр г. Москвы - одновременно председатель правительства г. Москвы; губернатор Рязанской области - председатель правительства Рязанской области и т.д.).
Признаки исполнительной власти. Прежде чем перечислить признаки исполнительной власти, необходимо определиться с термином "власть". Власть - специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей, это способность и возможность осуществлять целенаправленное воздействие на общественные отношения, подчинение воли управляемого объекта воле субъекта управления.
Наиболее ярко раскрывается содержание понятия "власть" в теории общественного договора, представителями которой являются Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо. По их мнению, государство возникло на основе общественного договора для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа - высший закон государства. Забота о мире - основа естественного права, созданного общественным договором. Правительству передается только некоторая часть "естественных прав" ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры, собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной и судебной. Причем само правительство должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 исполнительную власть Российской Федерации исполняет Правительство РФ. Статья 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" определяет основное предназначение исполнительной власти: "Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации".
Существует множество определений термина "исполнительная власть", наиболее удачными из которых являются следующие. Исполнительная власть - это "деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции". Исполнительная власть - это "вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти".
Таким образом, исполнительная власть - деятельность специально созданных органов управления по исполнению установленных законом функций в рамках их полномочий.
Признаки исполнительной власти. Наиболее важными, существенными признаками исполнительной власти, которые отличают ее от других ветвей государственной власти - законодательной и судебной, являются следующие.
1. Предназначение исполнительной власти. Этот признак имеет предметный характер и, в отличие от законодательной и судебной власти, иное содержание. Предназначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного, права.
2. Организация исполнительной власти. Исполнительная власть не только имеет свою систему и структуру, значительно отличающиеся от законодательной и судебной власти, но и ее деятельность не распространяется на эти ветви власти. Легального определения терминов "система исполнительной власти" и "структура исполнительной власти" нет. При всей этимологической близости понятий они различны: если система органов исполнительной власти включает в себя Правительство РФ - Высший исполнительный орган государственной власти, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, то структура исполнительной власти предопределена задачами и полномочиями Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти и представляет собой перечень конкретных органов исполнительной власти, входящих в эту систему. Для исполнительной власти, в отличие от законодательной, характерна многоуровневая вертикаль власти: строгая иерархия и подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Современная система и структура исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.
3. Принуждение в деятельности исполнительной власти. В отличие от других ветвей власти, исполнительная власть вправе использовать принуждение (психическое, физическое) - форму влияния, характеризующуюся высоким уровнем оказываемого давления или понуждения. Принуждение есть категория, тесно связанная с исполнительной властью, ее властными полномочиями. Обладание правом на законное применение физического принуждения является отличительным признаком государства. Для этого исполнительная власть не только обладает правом применить принуждение, но и имеет для этого соответствующие и уполномоченные на это органы: МВД, ФСБ, ФСИН и многие другие.
4. Подзаконный характер исполнительной власти. В отличие от законодательной власти, которая носит первичный характер, исполнительная власть является производной от нее, действует на основании и во исполнение законов, дополняя закон уточнениями, регулируя общественные отношения более основательно.
5. Универсальность и самостоятельность исполнительной власти. Исполнительная власть действует непрерывно и на территории всего государства. Полномочия исполнительной власти распространяются на экономическую, социальную, административно-политическую сферы. Исполнительная власть самостоятельна и не подчинена ни Федеральному Собранию РФ, ни Верховному Суду РФ. Но самостоятельность и независимость исполнительной власти не является абсолютной и безответственной: обе ветви власти - и законодательная, и судебная - имеют эффективные рычаги воздействия на исполнительную власть.
|