Положения Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" заполнили правовой вакуум, препятствовавший созданию и деятельности "внутренних" третейских судов для рассмотрения споров между организациями и физическими лицами (гражданами).
Нормы, регулирующие "внутреннее" третейское разбирательство, приведены в большее соответствие с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже", а значит, и с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже". А именно:
- расширен перечень способов заключения третейского соглашения в письменной форме (ст. 7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");
- сближены правила осуществления (арбитражного) разбирательства (разд. V Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; разд. V "Третейское разбирательство" Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");
- введен институт отмены решений всех действующих на территории Российской Федерации третейских судов (международных коммерческих арбитражей) государственными судами (ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"*(307); ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; гл. 30 АПК РФ);
- сближены основания и процессуальные правила отмены и отказа в принудительном исполнении решений третейского суда (международного коммерческого арбитража);
- получила развитие функция содействия государственных судов третейскому разбирательству - к компетенции арбитражных судов отнесено принятие обеспечительных мер в отношении заявленных в третейском суде и в международном коммерческом арбитраже требований (гл. 8 АПК РФ).
В то же время Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" имеет следующие особенности:
- отсутствие норм о том, какой орган осуществляет назначение, отвод, замену третейского судьи в случае отказа стороны или согласованного сторонами органа произвести такие действия;
- регламентация так называемого порядка образования и деятельности третейского суда.
В ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" регламентируется порядок образования и деятельности 2 видов третейских судов:
- постоянно действующих третейских судов;
- третейских судов для разрешения конкретного спора.
Под "образованием постоянно действующего третейского суда" закон понимает не создание, и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством*(308). Именно такой подход был законодательно закреплен в ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", согласно которой:
1) постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;
2) такая организация должна являться юридическим лицом;
3) постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:
- приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
- утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
- утвердила список третейских судей.
Направление в компетентный суд документов об образовании постоянно действующего третейского суда имеет уведомительный характер.*(309)
Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например в Арбитражный суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда также не влияет.
Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды также не влияют на дату образования постоянно действующего третейского суда.
"Образование" третейского суда для разрешения конкретного спора фактически означает формирование состава третейского суда.
К иным, отличающимся своеобразием, новеллам Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" относятся положения:
- об исключении возможности образования третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 2 ст. 3);
- о недопустимости понуждения к третейскому разбирательству путем включения третейских соглашений в договоры присоединения (п. 3 ст. 5);
- об установлении квалификационных требований к третейским судьям. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные квалификационные требования к третейским судьям могут быть согласованы сторонами (ст. 8);
- о запрете выполнять функции третейских судей лицам, которые в соответствии с их должностным статусом, определенным федеральным законом, не могут быть избраны (назначены) третейскими судьями (ст. 8). Такой запрет уже предусмотрен в изменениях, внесенных в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
|