В основе понимания и разделения государственного управления и государственной власти лежит разница в корневых понятиях: управление - целенаправленное воздействие на общественные отношения, власть - способность и возможность осуществлять это воздействие на общественные отношения, подчинение воли управляемого объекта воле субъекта управления.
Основным субъектом государственного управления является государство, которое выполняет поставленные перед ним задачи путем реализации своих функций. Для этого создается государственный аппарат, имеющий свою структуру, соответствующую функциям государства и выполняющий исполнительно-распорядительные функции управления государством.
Под исполнительно-распорядительными функциями государственного аппарата принято понимать правотворчество, правоисполнение и правоохрану. Его структуру составляют государственные органы - учреждения, выполняющие от имени государства нормативно определенные функции. Правовая основа каждого учреждения устанавливается в положении о нем: сфера деятельности учреждения, его задачи, компетенция и организация деятельности.
Для большинства субъектов государственного управления присущ ряд обязательных признаков. Это системность организации, функциональность структуры, определенное место в государственной системе. К сожалению, государственное управление до недавнего времени рассматривалось как явление малозначительное, но сегодня многие вновь начинают признавать его роль в обеспечении публичных интересов, соблюдении правил для многих видов деятельности, регулировании строгого порядка и ответственности - выполнении социальных функций, в которых заинтересовано общество.
Исполнительная власть - понятие многогранное, она служит реализации одной из ветвей государственной власти. Необходимо понимать и обеспечивать ее правильное соотношение с другими ветвями власти, упрощенные взгляды на исполнительную власть сводятся к ее отождествлению с исполнительными органами. Постоянное реформирование системы и структуры исполнительной власти кажется единственно нужным. На самом же деле такое реформирование исполнительной власти не имеет отношения к формированию эффективной ее системы и структуры.
Принятие Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, новых законов привело к замене понятия "органы государственного управления" понятием "исполнительная власть", которые нельзя отождествлять. Все ли управленческие органы можно считать органами исполнительной власти или такое понятие охватывает лишь конституционный уровень - правительства, министерства и т.д.?
Думается, есть смысл остальные органы функционального назначения не считать таковыми. Лучше относить их к категории органов государственного управления. Исполнительная власть как бы "расходится" по разным уровням, с неодинаковым проявлением своих свойств. Управление и исполнительность служат главными признаками для всех органов.
Закрепление принципа разделения властей означает признание самостоятельности этой ветви власти и ее большую структурную независимость от представительных органов, но ее нельзя абсолютизировать и доводить дело до полной независимости. Ведь уже немало ненужных конфликтов между областными думами и областными администрациями.
Вместо бывшего недавно "двойного подчинения" теперь возникли функциональные связи по вертикали. Но эти связи оказались ослабленными, хотя федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Надо полагать, единство ограничено рамками предметов ведения Федерации и предметов ее совместного ведения с субъектами Федерации на "поле субъектов", особенно в части влияния на избрание глав администраций.
Происходят изменения в системе исполнительных органов и прежде всего в связи с общими экономическими и социальными преобразованиями. Исчезли или видоизменились многие прежние органы и появились другие. Новые регулятивные функции управления привели к созданию органов по управлению госимуществом, налоговых, таможенных органов.
|