Воскресенье, 24.11.2024, 14:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Президент Российской Федерации является главой государства. В статье 80 Конституции Российской Федерации закреплен данный статус Президента РФ, а также в обобщенной форме сформулированы связанные с этим функции, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества в целом.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ и несет ответственность за то, чтобы механизмы защиты прав человека и гражданина работали слаженно, без сбоев в их реализации.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. При осуществлении этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия и действовать в рамках Конституции РФ.

Президент РФ не входит ни в одну ветвь государственной власти и, соответственно, не является главой исполнительной власти, однако играет весьма значительную роль в сфере ее организации и функционирования. Он осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. Например, Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ и иных органов исполнительной власти. Подчиненность указанных органов государственной власти непосредственно Президенту РФ объясняется значимостью их деятельности для обеспечения безопасности и целостности Российской Федерации как государства.

Кроме того, в отношении формирования и деятельности государственных органов исполнительной власти Президент РФ имеет следующие полномочия: утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти по представлению Председателя Правительства РФ; формирует Правительство РФ; назначает с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ Председателя Правительства РФ; назначает на должность и освобождает от нее заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ; вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ, а также имеет иные полномочия.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Президент РФ наделен следующими полномочиями (ст. 85 Конституции):

- вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе заинтересованных сторон. Данное полномочие Президента РФ носит квазисудебный характер. Конституция РФ не определяет содержания согласительных процедур: это может быть, например, создание согласительной комиссии, действующей под контролем главы государства, который при этом может также предложить способ разрешения спора. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ;

- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Данное полномочие Президента РФ вытекает из его статуса как главы государства и обусловлено федеративным устройством Российской Федерации. Стоит учитывать, что указанное полномочие - право, но не обязанность Президента РФ, оно ограничивается во времени и контролируется по содержанию.

В сфере функционирования органов исполнительной власти Президент РФ имеет иные важнейшие полномочия, которые связаны с деятельностью соответствующих органов государственной власти. Так, например, Президент РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области функционирования государственного управления. Закрепленное ст. 34 Конституции РФ право каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть реализовано в том числе посредством государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе РФ.

Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд полномочий в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Соответственно, к основным объектам безопасности относятся конституционный строй, суверенитет, государственная целостность, права и свободы личности, духовные ценности. В соответствии с международной практикой и Конституцией РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Исключительно ему принадлежит право утверждать военную доктрину РФ, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ. Однако ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира - это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении". Он закрепляет основания введения военного положения, полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения. В статье 11 ФКЗ N 1-ФКЗ "О военном положении" закреплены полномочия Президента РФ в области обеспечения режима военного положения. К примеру, Президент РФ:

1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения. Органами государственной власти и органами военного управления осуществляется обеспечение военного положения путем применения мер, предусмотренных данным Федеральным конституционным законом. Президент РФ, в свою очередь, руководит органами государственной власти и органами военного управления в данной сфере;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти возлагается на Президента РФ не только ФКЗ "О военном положении", но и ст. 80 Конституции РФ;

3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения. Это меры, которые применяются на территории, где введено военное положение, а также иные меры, применяемые в период действия военного положения.

Президент РФ уполномочен вводить на территории (ее части) России чрезвычайное положение в случаях попыток насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий. Президент РФ обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации РФ и Государственной Думе РФ, указ Президента РФ подлежит утверждению Советом Федерации РФ. Чрезвычайное положение вводится Президентом РФ для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Федеральный закон N 101-ФЗ "О международных договорах РФ" устанавливает, что международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

На основании Федерального закона N 101-ФЗ "О международных договорах РФ" Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью Министра иностранных дел РФ. Ратификационная грамота - документ, подтверждающий, что подписанный договор признается государством в качестве обязательного для него.

Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлены полномочия Президента РФ принимать решения по вопросам безопасности при использовании атомной энергии, утверждать перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также иные полномочия в сфере использования атомной энергии.

К компетенции Президента РФ относится решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. Также к компетенции Президента РФ отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве РФ.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и о награждении ими.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ предоставленных широких полномочий главы государства в распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в соответствии с Конституцией РФ специальный аппарат - Администрация Президента РФ. Правовое положение Администрации Президента РФ устанавливается Положением об Администрации Президента Российской Федерации 2004 г., а также другими указами Президента РФ: например, Положением о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, являющемся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции РФ. В ее задачи входит обеспечение деятельности Президента РФ необходимыми организационными и информационными условиями. Помимо обеспечения деятельности Президента РФ, Администрация также осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

В целях реализации полномочий Президента РФ он также имеет право издавать указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Исходя из представленной информации о полномочиях Президента РФ и его месте в системе органов исполнительной власти можно сделать общий вывод: Президент РФ де-юре не входит ни в одну ветвь государственной власти, однако наличие у него широких полномочий в области исполнительной власти дает основания говорить некоторым представителям научного сообщества о Президенте РФ как главе указанной ветви власти.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.02.2017)
Просмотров: 739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%