Воскресенье, 24.11.2024, 15:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Требования к системе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и основы их функционирования определены главой III Федерального закона 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии с этим Законом в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской Федерации.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президент РФ.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации исполняет и иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

В качестве примера рассмотрим систему и структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан как, на наш взгляд, наиболее удачно функционально структурированную. Правоотношения, связанные с формированием и функционированием органов исполнительной власти Республики Татарстан, регулируются Законом Республики Татарстан 2005 г. "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" (далее - Закон РТ).

Закон РТ логично структурирован, имеет десять глав. В 1-й главе определен предмет его регулирования и даны основные понятия, используемые для его целей. В § 7.3 учебника уже были примеры некоторых понятий. Приведем другие, не менее важные, на наш взгляд.

Орган исполнительной власти Республики Татарстан - государственный орган Республики Татарстан, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление по вопросам, отнесенным к предметам ведения Республики Татарстан и полномочиям Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и включенный в структуру органов исполнительной власти Республики Татарстан.

Структура органов исполнительной власти Республики Татарстан - перечень органов исполнительной власти Республики Татарстан, включая их официальные наименования, образованные в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом и иными законами.

Республиканские органы исполнительной власти - органы исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти - совокупность полномочий органа исполнительной власти по осуществлению определенных управленческих функций.

Полномочия органа исполнительной власти - права и обязанности органа исполнительной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий в сфере его деятельности.

Заметим, что термины "исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан" и "органы исполнительной власти Республики Татарстан" используются в одном значении.

Глава 2 Закона РТ устанавливает систему, структуру, статус и полномочия органов исполнительной власти Республики Татарстан. В систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан; министерства, государственные комитеты Республики Татарстан; республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан (ведомства Республики Татарстан); представительства Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан является главой государства и высшим должностным лицом Республики Татарстан, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан. Закон РТ устанавливает полномочия Президента Республики Татарстан в сфере исполнительной власти (ст. 9), полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан (ст. 10 - 11).

Глава 4 Закона РТ определяет организацию деятельности Кабинета Министров: его состав, порядок формирования и отставки, назначение и освобождение от должности членов Кабинета Министров, полномочия премьер-министра Республики Татарстан, его заместителей, министров и иных членов Кабинета Министров.

Важными и более демократичными, по сравнению с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", на наш взгляд, являются те положения Закона РТ, которые исчерпывающим образом перечисляют вопросы, рассматриваемые исключительно на заседаниях Кабинета Министров Республики Татарстан. Например, это утверждение положений о министерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной власти Республики Татарстан; установление порядка создания и обеспечения деятельности территориальных органов республиканских органов исполнительной власти.

Глава 4 Закона РТ определяет порядок образования, реорганизации и упразднения республиканских органов исполнительной власти. В этой главе заслуживает внимания ст. 32, которая определяет порядок образования республиканских органов исполнительной власти. Министерства и государственные комитеты Республики Татарстан образуются Президентом Республики Татарстан по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан. Иные республиканские органы исполнительной власти образуются Президентом Республики Татарстан либо Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Глава 5 Закона РТ устанавливает порядок организации деятельности республиканских органов исполнительной власти: это их структура, полномочия, в том числе их руководителей, виды принимаемых правовых актов.

Глава 6 посвящена компетенции органов исполнительной власти Республики Татарстан: Кабинета Министров, республиканских органов исполнительной власти. Важной является норма ст. 48, определяющая требование установления функции республиканских органов исполнительной власти исключительно на основе единой методологии классификации функций государственного управления. Кодификатор функций органов исполнительной власти утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Глава 7 определяет организацию взаимоотношения Кабинета Министров Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан; глава 8 - организацию взаимодействия органов исполнительной власти с Государственным Советом Республики Татарстан, органами местного самоуправления; глава 9 - организацию взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан с федеральными органами исполнительной власти. Глава 10 - это заключительные и переходные положения.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.02.2017)
Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%