Вторник, 26.11.2024, 00:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и виды предприятий и учреждений

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы.

Производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики).

Производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и Т.Д.).

Оказывающие различные, в том числе и хозяйственные, услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и Т.Д.).

В свою очередь в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.

Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.

В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия.

Государственные (основанные на государственной собственности — федеральной или субъектов РФ).

Муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления).

Кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида).

Частные (основанные на частной собственности).

Предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий).

Смешанные (основанные на двух или более формах собственности).

По своему гражданско-правовому статусу различаются предприятия:

полное товарищество;

товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью;

акционерное общество и другие.

Особенностью унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.

В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Его Устав утверждается Правительством РФ, а собственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера1. Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера[1] [2].

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения).

В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся:

на учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);

внешнеполитические учреждения (системы МИДа России — консульства, посольства, миссии);

учреждения правоохранительных органов (высшие и среднеспециальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).

Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.

Федеральным законом[3] предусмотрено создание «Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса РФ.

Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Наблюдательный совет — создается не более чем на пять лет в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель ит.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель действует без доверенности. Представляет интересы и совершает сделки от имени автономного учреждения. Утверждает штатное расписание. Контролирует документооборот. Издает «приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения».

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство РФ утвердило порядок ведения соответствующего государственного реестра[4]. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; предоставление сведений, содержащихся в реестре.

 

[1] См.: п. 1 ст. 120 части первой Гражданского кодекса РФ. Такая же формулировка воспроизведена и в ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ (ред. от 08.11.2010) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) „Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений».

[2] См.: ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях».

[3] См.: Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях».

[4] См.: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.03.2017)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%