Во второй половине 2007 г. в Российской Федерации стали активно создаваться государственные корпорации, которые следует рассматривать как новую форму взаимодействия государства и бизнеса по решению важных для экономики страны задач.
Государственная корпорация — это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством[1]. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента РФ.
В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы) в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательные для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты РФ.
Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство РФ.
Контрольно-надзорные органы государства[2] без согласия самих госкорпораций не могут:
запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
направлять представителей для участия в проводимых госкорпорацией мероприятиях;
проводить проверки соответствия деятельности госкорпораций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию;
в случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения госкорпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества госкорпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
[1] См., например: Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 137-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Российская газета. 2007. 25 июля; Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом»"; Указ Президента РФ от 20 марта 2008 г. № 369 (ред. от 22.04.2013) «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом"».
[2] Федеральные органы государственного финансового контроля; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (см.: ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях»).
|