Содержательная характеристика законности зависит от многих факторов: от формы государства, государственной идеологии, конкретно решаемых исторических задач, степени развитости гражданского общества и т.д. Например, на различных этапах существования СССР государством обосновывалась необходимость соблюдения революционной и социалистической законности.
Законность представляет собой точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.
В общей теории права законность рассматривается как системный фактор государственной и общественной жизни[1]. Она характеризуется
как определенный режим общественной жизни; метод государственного руководства; принцип организации и деятельности субъектов правоприменения; социальное явление.
Для законности, рассматриваемой как режим общественной жизни, характерны единство законности; реальная гарантированность конституционных прав и свобод граждан; неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; взаимосвязь законности, правовой осведомленности и правопослушания[2].
Законность является обязательным атрибутом существования и развития любого организованного общества. Она необходима для обеспечения реализации прав и свобод граждан; образования и функционирования общества; научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.
В числе факторов, определяющих особую значимость законности в государственно-управленческой деятельности, целесообразно выделить следующие:
многоаспектность управленческой деятельности, обеспечивающая проникновение упорядочивающего воздействия во все сферы общественной жизни;
непосредственные контакты субъектов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве субъектов административного права;
органам исполнительной власти предоставлены широкие полномочия по административному нормотворчеству (как одной из административно-правовых форм государственного управления);
органы исполнительной власти в законодательном порядке наделены полномочиями по осуществлению правоохранительных функций с правом вынесения решения во внесудебном порядке (административное принуждение и административная юрисдикция;
субъекты исполнительной власти, действующие на всех уровнях государственной власти, в рамках административного процесса широко используют юридически-властные средства воздействия на управляемые объекты независимо от их организационной подчиненности и форм собственности.
В юридической литературе законность рассматривается как принцип государственной деятельности; метод государственного руководства обществом; режим системы взаимоотношений населения с государственными органами.
Конституция РФ (ст. 15) определяет, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Принципами законности являются'.
и верховенство Конституции РФ и федеральных законов;
недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
реальная гарантированность прав и свобод личности;
взаимосвязь законности и правовой культуры;
единое понимание законности на всей территории России;
создание обстановки неотвратимости наступления ответственности в случае совершения лицом правонарушения.
За последние годы состояние преступности в Российской Федерации, ее динамика и уровень характеризовались следующим образом: в 2004 г. было зарегистрировано 2893,8 тыс. преступлений; в 2005 г. — 3554,7; в 2006 г. — 3855,4; в 2007 г. — 3582,5 а в 2008 г. — 3209,9 тыс. преступлений[3].
Режим законности необходим во всех областях социальной жизни. Однако особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собою, а также с гражданами и негосударственными организациями.
Во-первых, субъекты исполнительной власти представляют многочисленную группу, с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Количество государственных служащих, связанных с исполнительно-распорядительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятельностью.
Во-вторых, субъекты исполнительной власти, применяя нормы права, издают большое число подзаконных нормативных актов и обладают значительными властными полномочиями.
В-третьих, они непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.
В-четвертых, органы исполнительной власти (должностные лица) вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты (армия, милиция, уголовно-исполнительная система и т.п.).
В-пятых, они наделены дискреционными полномочиями, свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.
Создание устойчивого правового режима во взаимоотношениях между субъектами административной власти, с одной стороны, и гражданами, их объединениями, организациями — с другой, предполагает необходимость следующих условий: наличие в государстве развитого законодательства и основанной на нем системы юридических норм; реальности со стороны государства гарантий, обеспечивающих строгое и неуклонное соблюдение правовых норм всеми участниками управленческих отношений; эффективно действующего в рамках соблюдения законности механизма государственного принуждения.
Среди общих условий гарантии законности следует выделить правовые, политические, экономические, организационные. К специальным юридическим средствам обеспечения законности относятся надзор, контроль и принуждение.
[1] См.: Законность в Российской Федерации / НИИ законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М, 2008.
[2] См.: Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации: пособие / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус; акад. Ген. Прокуратуры РФ. М., 2012. С. 9.
[3] См.: Щит и Меч. 2009. № 6. 12 февраля.
|