Исполнительная власть реализуется при осуществлении различного рода действий, что позволяет утверждать, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.
Административный процесс может рассматриваться в широком смысле, как совокупность всех действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. В таком понимании административный процесс трактуется в качестве государственно-управленческой деятельности во всем многообразии ее проявления.
А административный процесс в узком смысле представляет собой только чисто юрисдикционную деятельность. В основе административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных норм административного права, правовая оценка поведения физических и юридических лиц, применение к ним в соответствующих случаях мер административной ответственности.
Административная юрисдикция нуждается в определенных формах своего практического выражения в зависимости от характера рассматриваемых индивидуальных административных дел. Эта зависимость обуславливает выделение в рамках единого института административно-юрисдикционной деятельности определенных ее видов. Каждый из них отличается своими процессуальными особенностями и именуется административным производством.
Под административным производством понимается урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.
В юридической литературе преобладает понимание того что, совокупность отдельных административных производств составляет административный процесс. Основная взаимосвязь этих двух понятий состоит в том, что «процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Производство — часть процесса, процесс есть совокупность производств»[1].
Административное производство состоит из конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в целях достижения поставленных перед производством задач. Можно выделить следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения по делу;
пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия); 4) исполнение постановления по делу.
Административный процесс по характеру деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц можно разделить на следующие виды: а) административно-распорядительный процесс; б) административно-охранительный процесс (административно-юрисдикционный процесс); г) административно-нормотворческий процесс.
Административно-распорядительный процесс включает: 1) регистрационное производство; 2) лицензионно-разрешительное производство; 3) правопредоставительное производство; 4) государственно-экзаменационное производство; 5) экспертно-удостоверительное производство; 6) государственно-обеспечительное производство; 7) государственно-поощрительное производство и др.
Административно-юрисдикционный процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения: а) производство по делам об административных правонарушениях; б) исполнительное производство; в) рассмотрение жалоб на нарушение прав и законных интересов граждан и др.
Административно-нормотворческий процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления.
[1] Масленников М.Я. Административно-юридический процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. 2001. №2. С. 16.
|