Цели, задачи, принципы управления в названных сферах сформулированы в законодательстве, многочисленных концепциях, стратегиях, программах развития. Так, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» регламентирует принципы этого регулирования. К ним относятся: защита государством прав и законных интересов участников ВЭД, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; равенство и не дискриминация участников ВЭД, взаимность в отношении другого государства; обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников ВЭД, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; обоснованность и объективность этих мер, гласность в их разработке, принятии и применении; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам ВЭД и экономике Российской Федерации; обеспечение обороны страны и безопасности государства; единство системы государственного регулирования ВЭД; единство применения методов этого регулирования на всей территории Российской Федерации и др. (ст. 4).
Цели и задачи государственного управления в рассматриваемой сфере сформулированы, в частности, в упоминавшейся выше «Концепцией внешней политики Российской Федерации». В качестве одной из целей определено укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях.
Особую актуальность, как отмечено в Концепции, приобретают международные усилия по созданию новых, более сбалансированных и отвечающих реалиям глобализации мировых торговой и валютно-финансовой систем. Для обеспечения экономической безопасности государств все больше требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках.
Основные задачи России в сфере международных экономических отношений с учетом приоритетов инновационного развития страны заключаются в обеспечении ее равноправных позиций в современной системе мирохозяйственных связей, сведении к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В соответствии с Программой долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) целями государственного управления рассматриваемыми сферами являются обеспечение развития внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами, содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности российских обрабатывающих отраслей и сферы услуг.
В концепциях, программах развития подчеркивается значимость для целей государственного управления развития торгово-экономических отношений с Китаем, Южной Кореей, Японией как наиболее сильными игроками на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Если в отношениях с Китаем отмечается важность расширения экспорта российских товаров, то в отношениях с Южной Кореей и Японией основной акцент сделан на необходимости развития импорта технологий и создания интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры.
В связи с тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного администрирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности, влияния этой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, определены новые цели и задачи государственного управления таможенной сферой. Это расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, участие России в решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Одна из важнейших задач — совершенствование законодательства, регламентирующего внешнеторговую и таможенную сферы, его унификация с законодательством участников ТС и международным законодательством. Вступление в силу Таможенного кодекса ТС ставит перед государственным управлением цель — создание соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условий для определения, а также реализации приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации.
В таможенной сфере государственное управление нацелено на создание благоприятных условий для «прозрачного сектора» ВЭД, т.е. для предпринимателей, не совершающих нарушений таможенных правил; обеспечение баланса интересов: с одной стороны, бизнеса, с другой — государства, а именно безопасности для общества внешнеэкономической деятельности (предупреждение ввоза запрещенных к ввозу товаров, наркотиков, некачественных товаров и т.д.); упрощение и либерализацию контроля, поддержку российского экспорта; совершенствование договорно-правовой базы и таможенного законодательства в целях реализации потенциала ТС и ЕЭП; адаптацию к нормам и правилам ВТО. Конкретизация этих задач выражается в совершенствовании таможенного администрирования, создании эффективной системы контроля, усилении взаимодействия таможенной и пограничной службы, нормативном регулировании порядка этого взаимодействия; обеспечении межведомственного информационного взаимодействия на наднациональном уровне, создании Интегрированной информационной системы внутренней и внешней торговли; переходе на электронное декларирование; гармонизации и унификации налоговых систем в рамках ТС, реформировании системы управления таможенными органами в рамках ТС синхронизации работы таможенных служб участников ТС, обеспечении полноты и своевременности поступления таможенных платежей, эффективности противодействия правонарушениям и преступлениям, введении в таможенную систему международных стандартов (стандарт ИСО серии 9000), использовании в качестве основы деятельности таможенных органов принципов, определенных в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией и одобренных Федеральной таможенной службой, введении независимого аудита, практики проведения социологических исследований, определения рейтингов таможенных органов; в усилении взаимодействия с международными организациями, торговыми палатами, совершенствовании таможенного администрирования, укреплении взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности,
Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих международных принципах:
стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;
прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры в сфере таможенного дела применяются последовательно; они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;
минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочное™ и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;
ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;
сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;
сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.
Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает следующие формы государственного воздействия на рассматриваемые сферы: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД. Таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин. Нетарифное регулирование — это количественные ограничения для экспорта и импорта товаров, устанавливаемые Правительством РФ (применяются, как правило, вне зависимости от страны происхождения товаров), введение квот (Правительство РФ определяет метод распределения квоты и порядок проведения конкурса или аукциона), лицензирование; предоставление исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационные мер, применение тарифных льгот, а также другие меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами.
Поскольку ВЭД связана с осуществлением валютных операций, государственное управление сферой ВЭД осуществляется и путем валютного регулирования. Целью государственного управления в сфере валютных отношений является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Основными принципами государственного валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
В настоящее время многие меры валютного регулирования для участников ВЭД, которые действовали ранее, отменены (обязательная продажа части валютной выручки, обязательное резервирование валютных операций, административные ограничения на открытие зарубежных счетов и осуществление операций). Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит следующие основные меры валютного регулирования: обязанность резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета о некоторых установленных названным законом валютных операциях не позднее установленного срока по установленной форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 12); установление названным законом перечня валютных операций, которые должны осуществляться не в обычном порядке, а в соответствии с этим законом (ст. 14); обязанность резидентов при осуществлении ВЭД в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; обязанность резидентов обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; обязанность резидентов представлять уполномоченным банкам установленную названным законом информацию (порядок ее представления устанавливается Центробанком РФ (ст. 19).
|