Развитая транспортная сфера — необходимое условие эффективности российской экономики, ее успешной интеграции в мировую экономику. Как отмечают специалисты, анализ мировых тенденций развития транспорта показывает, что ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций. Заинтересованность государства в развитии транспортной отрасли обусловлена и тем, что уровень этого развития определяет состояние всех других отраслей экономики, а также жизненный уровень населения, без транспорта невозможна связь жителей окраин с центром. Кроме того, перевозки, особенно морские, обслуживание флота — один из самых прибыльных видов мирового бизнеса, и важно, чтобы государственное управление транспортной сферой способствовало развитию и обеспечению конкурентоспособности этого российского бизнеса.
О значимости транспорта для экономики России свидетельствует тот факт, что на его долю приходится около 10% валового внутреннего продукта России, 12% основных фондов и 15% инвестиций; удельный вес транспорта в основных производственных фондах страны более 27%, а в численности занятых работников 6,3%. В потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику, транспорт занимает одно из первых мест.
Транспорт играет важную роль в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России. Руководство страны усиливает требования к мобильности Вооруженных Сил РФ, а значит, и к транспортной составляющей. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. Метрополитен используется как убежища для укрытия населения, например, в военное время (постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 (ред. от 28.02.2013) «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»),
Усиление глобальной конкуренции, структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастание роли региональных экономических союзов влекут за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, а значит, возрастание роли транспорта, требований к качеству транспортного обслуживания, конкуренции в транспортной сфере. В этих условиях Россия должна эффективно использовать выгодное геополитическое положение — ее территория находится на пересечении основных исторически сложившихся торговых путей Евразийского континента. У России много конкурентов: государства, граничащие с Россией, также принимают меры для стимулирования направлений мировых грузопотоков через их территорию, и важно своевременно занять лидирующие позиции. На территории России планируется создать для мирового бизнеса транспортные коридоры — «Север—Юг», «Запад—Восток». Увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов. Особенно возрастает роль транспорта в условиях присоединения России к ВТО. Это присоединение означает, в частности, открытие внутренних водных путей России (далее — ВВП) для иностранного флота, и ВВП других стран для российского флота.
Характеристика транспортной сферы. В России в среднем в сутки транспортом пользуются 80 млн человек. Протяженность путей сообщения транспортной системы России — 87 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, свыше 600 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными. В России 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий; 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. На транспорте трудятся свыше 3,2 млн человек.
Транспортная сфера — сложная система, включающая в себя несколько видов транспорта, каждый из которых состоит из транспортных средств, инфраструктуры и системы управления. Транспортная инфраструктура — это станции, вокзалы, склады, порты, где осуществляется перевалка грузов из подвижного состава одного вида транспорта в подвижной состав другого вида, перевозка пассажиров, переоформление грузовых и пассажирских потоков и пр.
Особую роль в экономике России играет железнодорожный транспорт. По протяженности железнодорожного полотна, половина которого электрифицирована, Россия находится на втором месте после США. Железнодорожный транспорт был реформирован позже других видов транспорта. Однако и здесь была проведена реформа, и в результате приватизации эта базовая отрасль России перешла в новую организационно-правовую форму — создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), на железных дорогах — его филиалы. Железнодорожные объекты и их инфраструктура — это и вокзалы, мосты, тоннели, виадуки, склады горюче-смазочных материалов и базы топлива. Железнодорожный транспорт выполняет 62% общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, или 84,3% общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного).
Железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Железнодорожный транспорт необщего пользования предназначен для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»),
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации выделяет «пути общего пользования» — они открыты для приема и отправления поездов, приема и выдачи грузов, багажа, обслуживания пассажиров, выполнения сортировочных и маневровых работ, и необщего пользования — подъездные пути, примыкающие к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (ст. 2). У этих путей есть владельцы — индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. Организации промышленного железнодорожного транспорта осуществляют транспортное обслуживание на договорных условиях организаций, в том числе грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Эти организации имеют в собственности или на ином вещном праве локомотивы, вагоны, железнодорожные пути.
Гражданская авиация — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов. Это имущество может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов РФ. В настоящее время в России работают около 130 авиакомпаний, из которых примерно 85% регулярных рейсов выполняют десять крупнейших компаний.
Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты)
и выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для названной цели, — к авиации общего назначения (АОН). Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения определенных в ВК РФ государственных задач, относится к государственной авиации. Это задачи в сфере обороны, обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также в сфере внутренних дел, в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности (государственной авиации специального назначения). Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Морской транспорт — это дорогостоящие суда: контейнеры, универсальные суда, специализированные суда (суда-автомобилевозы, рефрижераторные суда), тяжеловозы, навалочные (балкеры), буксирные, лихтеровозы, морские порты со сложнейшей инфраструктурой, системой управления движением флота и др. С участием морского транспорта осуществляется 60% внешнеторгового оборота в России. Динамика объема грузооборота российских портов по видам перевозок морским путем показывает абсолютно устойчивый рост.
Внутренний водный транспорт (далее ВВТ) — это внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения и порты, суда и иные плавучие объекты.
Россия располагает самой большой сетью ВВП. В европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система, включающая крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения. ВВТ — это грузовой флот, транспортный флот, пассажирский, вспомогательный, включая технический флот (всего на учете около 30 тыс. судов), порты (примерно — 130), система управления движением судов. В России действует более 20 речных пароходств, многие из которых обеспечивают жизнедеятельность регионов Сибири, где реки являются практически единственными транспортными магистралями.
На автомобильный транспорт приходится 47,4% объема коммерческих перевозок грузов. Удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта на рынке транспортных услуг. Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 57,8%. В объеме финансирования за счет средств федерального бюджета на долю автомобильных дорог приходится 89,9% (в сравнении, на долю железнодорожного транспорта — 0,4%). О значимости автомобильного транспорта свидетельствуют и следующие цифры: из общих объемов финансирования расходы на железнодорожный транспорт составили 27,1%, на автомобильные дороги — 57,4%.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на дороги федерального значения; регионального или межмуниципального значения; местного значения; частные автомобильные дороги. Кроме того, в зависимости от вида разрешенного использования они подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К дорогам необщего пользования — дороги, используемые собственниками исключительно для обеспечения своих нужд, в том числе государственных, муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Есть дороги оборонного значения (ст. 5, 7, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),
Рассматриваемый транспорт — это автобусы (автотранспортное средство с числом мест для сидения более восьми человек), троллейбусы, трамваи. Данный транспорт относится к транспорту общего пользования. Кроме того, автомобильный транспорт — это легковые автомобили, грузовыми автомобили, в том числе с автомобильными прицепами и полуприцепами. Численность парка только легковых автомобилей превышает 30 млн единиц. Инфраструктура этого транспорта — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств; в частности, терминалы — производственно-технологические комплексы, созданные для осуществления операций, связанных с перевозками грузов.
Метрополитен — разновидность городского электрического транспорта. Метрополитен также является видом внеуличного транспорта — пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям в пределах границ населенных пунктов, между близлежащими населенными пунктами или из населенных пунктов к объектам транспорта, торговли, промышленным объектам, объектам культуры, отдыха, спорта и подобным объектам. Линии метрополитена оборудованы станциями и расположены преимущественно на подземных участках. Электропитание подвижных составов метрополитена осуществляется через контактные рельсы. Метрополитены созданы в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске. В Волгограде функционирует скоростной трамвай. Имущество метрополитенов находится в муниципальной или государственной собственности, на их деятельность в равной мере распространяются отдельные положения нормативных правовых актов субъектов РФ, на территории которых они расположены[1]. Некоторые станции Московского метрополитена являются объектами культурного наследия.
Метрополитен близок к железнодорожному транспорту. Так, на работников метрополитена распространяется действие положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта (постановление правительства РФ от 11.10.1993 № 1032). При передаче метрополитенов из федеральной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 за их работниками сохранены права и льготы, предусмотренные для работников предприятий железнодорожного транспорта (Постановление Правительства РФ от 01.05.1992 № 278 «О сохранении прав и льгот работников метрополитенов»), Министерство транспорта РФ (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере городского электрического, включая метрополитен (Положение о Минтрансе).
Помимо метрополитена, есть и другой внеуличный транспорт. Легкое метро — вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог и линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на наземных участках. Кроме метро, к внеуличному транспорту относятся внеуличный трамвай — его пути на регулируемых перекрестках могут иметь пересечения с автомобильными дорогами. Его линии оборудованы остановочными пунктами. Монорельсовый транспорт — вид внеуличного транспорта, технологическая конструкция путей которого позволяет осуществлять движение подвижного состава по одному рельсу, пути которого не должны иметь пересечений с автомобильными дорогами и линии которого должны быть оборудованы станциями.
С начала осуществления программы экономических реформ доминирующее положение в сфере транспорта занял негосударственный сектор. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется: на автомобильном транспорте — 94,9% перевозок грузов и 18,5% перевозок пассажиров, на морском — соответственно 88,4 и 97,3%, на внутреннем водном — 97,7 и 90,4%, на воздушном — 87,1 и 77,8%, на промышленном железнодорожном — 85,6% перевозок грузов.
[1] Беликова Р.А. Вопросы обеспечения безопасности метрополитена // Прокурор. 2012. № 1.
|