Это многочисленные международные конвенции: Конвенция ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 1982), Конвенции МОТ, связанные с деятельностью моряков и др., в том числе конвенции по безопасности движения и эксплуатации транспорта: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море (Лондон, 1972) и др.; конвенции о предупреждении загрязнений природы от использования транспорта: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (Лондон, 1954), Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (1973), измененная Протоколом 1978 (МАРПОЛ 73/78); международные акты, направленные на предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта: Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988), Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации — в дополнение указанной конвенции (Монреаль, 1988). Национальное законодательство: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ; «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ, «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ, «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», федеральные законы: от 25.08.1995 № 153-ФЗ (ред. от 10.01.2003), от 25.08.1995 № 153-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О федеральном железнодорожном транспорте», от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Нужно отметить недостаточный уровень законодательного регулирования деятельности метрополитенов и особенно, несмотря на значимост, магистрального трубопроводного транспорта (в основном регулирование осуществляется на уровне подзаконных нормативных актов — инструкций, утвержденных постановлениями Ростехнадзора, Минэнерго России). Среди рассматриваемого национального законодательства можно выделить законодательство, посвященное обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте. В частности, это федеральные законы от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О транспортной безопасности», от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основе названного законодательства принимались указы Президента, постановления Правительства, ведомственные нормативные акты (прежде всего Минтранса), имеющие отношение к деятельности транспорта. К транспортной сфере имеют непосредственное отношение многие другие законы, которые в целом регулируют экономические отношения в стране, в частности Федеральные законы «О техническом регулировании».
|