Вторник, 26.11.2024, 01:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Организация и осуществление процесса получения образования

В современных условиях национальное образование рассматривается как один из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства1. Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.

По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 г., 82,2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн человек, из которых 501 млн — женщины. Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них женщины).

Соответственно в табл. 18.1 и 18.2 приводятся данные за период с 2000 по 2004 г. десяти государств с самым высоким уровнем грамотности среди населения и десяти — с самым низким уровнем грамотности[1] [2].

Страны с самым высоким уровнем грамотности населения

Таблица 18.1

Место в рейтинге

Страна

Общий уровень грамотности, %

Грамотность мужчин,%

Грамотность женщин, %

1-7

Андорра

100,0

100,0

100,0

1-7

Ватикан

100,0

100,0

100,0

1-7

Грузия

100,0

100,0

100,0

1-7

Лихтенштейн

100,0

100,0

100,0

1-7

Люксембург

100,0

100,0

100,0

1-7

Норвегия

100,0

100,0

100,0

1-7

Финляндия

100,0

100,0

100,0

8-10

Куба

99,8

99,8

99,8

8-10

Польша

99,8

99,8

99,8

8-10

Эстония

99,8

99,8

99,8


 

Страны с самым низким уровнем грамотности населения

Таблица 18.2

Место в рейтинге

Страна

Общий уровень грамотности, %

Г рамотность мужчин,%

Грамотность женщин, %

1

Мали

19,0

26,7

11,9

2

Чад

25,7

40,8

12,8

3

Буркина-Фасо

26,6

36,9

16,6

4

Афганистан

28,1

43,1

12,6

5

Нигер

28,7

42,9

15,1

6

Гвинея

29,5

42,6

18,1

7

Бенин

34,7

47,9

23,3

8

Сьерра-Леоне

35,1

46,9

24,4

9

Сомали

37,8

49,7

25,8

10

Сенегал

39,3

51,1

29,2


 

В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса[3]. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4,5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 г. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тыс. населения.

Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже к 2011 г. предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования.

Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья, прокурор, нотариус.

После распада СССР в Российской Федерации наблюдается бурное развитие высшего образования. Но в основном он отражает количественные характеристики. По сравнению с началом 90-х гг. XX в. общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.

В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России — около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 142 млн человек). Отметим и еще одну особенность, объясняющую рост численности вузов и студентов. Председатель Правительства РФ Д. Медведев считает, что в Советском Союзе «в вузы поступали 30—40% школьников, а сейчас — почти 100%»'.

В 2011 году в России действовало 29 научно-исследовательских и девять федеральных университетов, стипендиальный фонд в которых выше, чем в остальных вузах. Учредителями двух университетов (МГУ и СПбГУ) с 2009 г. является Правительство РФ. Особый статус этих двух университетов заключается еще и в том, что их финансирование предусматривается отдельной строкой в федеральном бюджете, а их уставы утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ[4] [5] утверждены «Правила установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета» по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению.

Объемы контрольных цифр приема определяются ежегодно Министерством образования и науки РФ с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других главных распорядителей средств федерального бюджета, учитывающих в установленном Министерством образования и науки Российской Федерации порядке потребность экономики в квалифицированных кадрах.

Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным учреждениям путем проведения конкурсов для образовательных учреждений по следующим направлениям подготовки (специальности) с выделением очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения:

по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств (по специальностям среднего профессионального образования);

образовательным программам бакалавриата (по направлениям подготовки высшего профессионального образования);

образовательным программам подготовки специалиста (по специальностям высшего профессионального образования);

образовательным программам магистратуры (по направлениям подготовки высшего профессионального образования).

Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным учреждениям федеральными органами исполнительной власти и главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствии с объемами контрольных цифр приема, определяемыми организатору конкурса Министерством образования и науки РФ.

Порядок проведения конкурса на установление контрольных цифр приема устанавливается Министерством образования и науки РФ и должен включать требования к объявлению о проведении конкурса и срокам проведения конкурса, а также показатели деятельности образовательных учреждений, методику проведения конкурсного отбора и критерии принятия решения об установлении контрольных цифр приема.

Проведение конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией (конкурсными комиссиями), создаваемой организатором конкурса на основании поданных образовательными учреждениями

 

заявок. В их состав по решению организатора конкурса включаются представители федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, работодателей и общественных организаций.

В 2012 году российские вузы должны были предоставить абитуриентам 490 775 бюджетных мест, из которых: 360 473 — для бакалавров; 62 053 — для магистров и 68 249 — для специалистов. Было определено, что платное обучение на внебюджетных местах должно стоить столько же, сколько и бюджетное обучение, т.е. от 60 до 112 тыс. руб. в год1.

В 2007 году в России более 500 вузов и почти 700 филиалов имели юридические факультеты. Только в Москве действовало 133 аккредитованных вуза, из них 54 государственные (в 70—80-х гг. XX столетия их было только четыре), в которых имеются юридические факультеты. Ежегодно они выпускают около 25 тыс. молодых специалистов в области юриспруденции. В 2007 году всего на юридических факультетах училось 137 335 человек, из которых на дневном отделении — 40 171; на вечернем отделении (очно-заочная форма) — 14 506; по заочной форме — 82 339; в экстернате — 4296 человек.

В 2013 году официальные классификаторы, по которым осуществлялось обучение в учебных заведениях России, содержали около 500 специальностей (или направлений), многие из которых не соответствовали документам ЮНЕСКО. Высказываются обоснованные предложения о необходимости сокращения направлений обучения до 100.

По данным Рособрнадзора, подготовку юристов в России (2010) осуществляли 1211 высших образовательных учреждений. В СССР будущие юристы обучались в 52 государственных вузах. 64% юристов Советского Союза работали в правоохранительных органах. Именно тогда сложилась ставшая на долгие годы доминирующей «криминально-правоохранительная» модель советского юриста. В других государствах около 80% юристов трудятся в неправоохранительной сфере (управление, экономика, социальная сфера и т.д.).

В экономике современной России наблюдается дефицитный спрос на высококвалифицированных специалистов в ряде новых отраслей рыночной экономики.

На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса

 

в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы1.

Объем рынка образовательных услуг в Российской Федерации за период с 1995 по 2004 г. возрос с 2,8 до 118,7 млрд руб. В то же время как отмечают работодатели, постоянно возрастает дефицит квалифицированных кадров. Если в 1998 г. эту проблему отмечали только 9% бизнесменов, то в 2005 г. — уже 35%[6] [7].

В СССР широко применялся принцип самого тесного союза науки, образования и практики. Многие вузы имели ярко выраженный отраслевой характер. Современные государственные вузы в большинстве своем были созданы в ответ на вызовы советского времени. Не всегда они могут переориентироваться на современные потребности общественной жизни. В свою очередь негосударственный сектор образования прежде всего ориентирован на текущие потребности общества.

Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 г. МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ — в четвертой сотне.

Одним из общепризнаваемых в мире признаков и критериев качества национального образования является численность иностранных студентов. На протяжении многих лет США являются мировым лидером на рынке образовательных услуг. В 2004—2005 годах в США обучались 565 тыс. иностранных студентов[8]. Великобритания, занимающая второе место, уступает по этому показателю США в два раза.

По относительному числу студентов, обучающихся в США, лидирует Южная Корея — 112 студентов на 100 тыс. населения. По этому показателю она опережает Канаду — 85 студентов. У Индии — восемь, а у Китая — пять студентов на 100 тыс. населения. Значительная часть иностранных студентов уже имеют высшее образование. Среди китайских студентов таких 79%, среди индийских — 72,5%, среди корейских — примерно 50%, среди российских студентов — 52,5%.

Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

С признанием права на труд государство обязано создавать условия, способствующие экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Это является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности.

Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе.

Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Родителям (или лицам, их заменяющим) вменяется в обязанность способствование получению детьми основного общего образования.

Основными задачами законодательства РФ в образовательной сфере являются:

разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней;

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;

определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц, в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся следующие программы: дошкольного образования; начального образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных органов). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.

По российскому законодательству образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган — ученый совет.

Ранее главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимало Министерство образования РФ (Минобразование России). Сейчас эта роль принадлежит Министерству образования и науки РФ (Минобрнауки России), в состав которого входят: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по делам молодежи[9].

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, атакже в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

В качестве главной задачи Минобрнауки России призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования и науки. В частности, к ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, а также иных основных задач, стоящих перед Минобрнауки России, как правило, определяется Правительством РФ1.

К компетенции Минобрнауки России относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненные ему.

На региональном уровне задачи и функции Минобрнауки России выполняют его территориальные органы.

 

[1] Торкунов А. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.

[2] Алексеев А. Подотчетная грамота // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.

[3] Николаев И. Ловушка ожиданий (Пропагандистская кампания вокруг нацпроектов может кончиться только разочарованиями) // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.

[4] Цит. по: Юрьев С. Места знать надо // Российская газета. 2012. № 34. 6 сентября.

[5] См.: Постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 859 «Об утверждении Правил установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета». Документ утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.04.2013 № 350.

[6] См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (в редакции Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2008 г. № 885) // Российская газета. 2008. 28 мая. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Рособрнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2011 № 22764).

[7] Поиски кадра. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения роста // Коммерсантъ. 2006. 31 марта.

[8] Мониторинг экспорт образования // Коммерсантъ. 2006. 30 мая.

[9] См.: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 19.03.2014) «О структуры федеральных органов исполнительной власти».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.03.2017)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%