В современных условиях национальное образование рассматривается как один из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства1. Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.
По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 г., 82,2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн человек, из которых 501 млн — женщины. Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них женщины).
Соответственно в табл. 18.1 и 18.2 приводятся данные за период с 2000 по 2004 г. десяти государств с самым высоким уровнем грамотности среди населения и десяти — с самым низким уровнем грамотности[1] [2].
Страны с самым высоким уровнем грамотности населения
Таблица 18.1
Место в рейтинге
Страна
Общий уровень грамотности, %
Грамотность мужчин,%
Грамотность женщин, %
1-7
Андорра
100,0
100,0
100,0
1-7
Ватикан
100,0
100,0
100,0
1-7
Грузия
100,0
100,0
100,0
1-7
Лихтенштейн
100,0
100,0
100,0
1-7
Люксембург
100,0
100,0
100,0
1-7
Норвегия
100,0
100,0
100,0
1-7
Финляндия
100,0
100,0
100,0
8-10
Куба
99,8
99,8
99,8
8-10
Польша
99,8
99,8
99,8
8-10
Эстония
99,8
99,8
99,8
Страны с самым низким уровнем грамотности населения
Таблица 18.2
Место в рейтинге
Страна
Общий уровень грамотности, %
Г рамотность мужчин,%
Грамотность женщин, %
1
Мали
19,0
26,7
11,9
2
Чад
25,7
40,8
12,8
3
Буркина-Фасо
26,6
36,9
16,6
4
Афганистан
28,1
43,1
12,6
5
Нигер
28,7
42,9
15,1
6
Гвинея
29,5
42,6
18,1
7
Бенин
34,7
47,9
23,3
8
Сьерра-Леоне
35,1
46,9
24,4
9
Сомали
37,8
49,7
25,8
10
Сенегал
39,3
51,1
29,2
В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса[3]. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4,5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 г. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тыс. населения.
Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже к 2011 г. предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования.
Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья, прокурор, нотариус.
После распада СССР в Российской Федерации наблюдается бурное развитие высшего образования. Но в основном он отражает количественные характеристики. По сравнению с началом 90-х гг. XX в. общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.
В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России — около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 142 млн человек). Отметим и еще одну особенность, объясняющую рост численности вузов и студентов. Председатель Правительства РФ Д. Медведев считает, что в Советском Союзе «в вузы поступали 30—40% школьников, а сейчас — почти 100%»'.
В 2011 году в России действовало 29 научно-исследовательских и девять федеральных университетов, стипендиальный фонд в которых выше, чем в остальных вузах. Учредителями двух университетов (МГУ и СПбГУ) с 2009 г. является Правительство РФ. Особый статус этих двух университетов заключается еще и в том, что их финансирование предусматривается отдельной строкой в федеральном бюджете, а их уставы утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ[4] [5] утверждены «Правила установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета» по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению.
Объемы контрольных цифр приема определяются ежегодно Министерством образования и науки РФ с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других главных распорядителей средств федерального бюджета, учитывающих в установленном Министерством образования и науки Российской Федерации порядке потребность экономики в квалифицированных кадрах.
Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным учреждениям путем проведения конкурсов для образовательных учреждений по следующим направлениям подготовки (специальности) с выделением очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения:
по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств (по специальностям среднего профессионального образования);
образовательным программам бакалавриата (по направлениям подготовки высшего профессионального образования);
образовательным программам подготовки специалиста (по специальностям высшего профессионального образования);
образовательным программам магистратуры (по направлениям подготовки высшего профессионального образования).
Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным учреждениям федеральными органами исполнительной власти и главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствии с объемами контрольных цифр приема, определяемыми организатору конкурса Министерством образования и науки РФ.
Порядок проведения конкурса на установление контрольных цифр приема устанавливается Министерством образования и науки РФ и должен включать требования к объявлению о проведении конкурса и срокам проведения конкурса, а также показатели деятельности образовательных учреждений, методику проведения конкурсного отбора и критерии принятия решения об установлении контрольных цифр приема.
Проведение конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией (конкурсными комиссиями), создаваемой организатором конкурса на основании поданных образовательными учреждениями
заявок. В их состав по решению организатора конкурса включаются представители федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, работодателей и общественных организаций.
В 2012 году российские вузы должны были предоставить абитуриентам 490 775 бюджетных мест, из которых: 360 473 — для бакалавров; 62 053 — для магистров и 68 249 — для специалистов. Было определено, что платное обучение на внебюджетных местах должно стоить столько же, сколько и бюджетное обучение, т.е. от 60 до 112 тыс. руб. в год1.
В 2007 году в России более 500 вузов и почти 700 филиалов имели юридические факультеты. Только в Москве действовало 133 аккредитованных вуза, из них 54 государственные (в 70—80-х гг. XX столетия их было только четыре), в которых имеются юридические факультеты. Ежегодно они выпускают около 25 тыс. молодых специалистов в области юриспруденции. В 2007 году всего на юридических факультетах училось 137 335 человек, из которых на дневном отделении — 40 171; на вечернем отделении (очно-заочная форма) — 14 506; по заочной форме — 82 339; в экстернате — 4296 человек.
В 2013 году официальные классификаторы, по которым осуществлялось обучение в учебных заведениях России, содержали около 500 специальностей (или направлений), многие из которых не соответствовали документам ЮНЕСКО. Высказываются обоснованные предложения о необходимости сокращения направлений обучения до 100.
По данным Рособрнадзора, подготовку юристов в России (2010) осуществляли 1211 высших образовательных учреждений. В СССР будущие юристы обучались в 52 государственных вузах. 64% юристов Советского Союза работали в правоохранительных органах. Именно тогда сложилась ставшая на долгие годы доминирующей «криминально-правоохранительная» модель советского юриста. В других государствах около 80% юристов трудятся в неправоохранительной сфере (управление, экономика, социальная сфера и т.д.).
В экономике современной России наблюдается дефицитный спрос на высококвалифицированных специалистов в ряде новых отраслей рыночной экономики.
На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса
в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы1.
Объем рынка образовательных услуг в Российской Федерации за период с 1995 по 2004 г. возрос с 2,8 до 118,7 млрд руб. В то же время как отмечают работодатели, постоянно возрастает дефицит квалифицированных кадров. Если в 1998 г. эту проблему отмечали только 9% бизнесменов, то в 2005 г. — уже 35%[6] [7].
В СССР широко применялся принцип самого тесного союза науки, образования и практики. Многие вузы имели ярко выраженный отраслевой характер. Современные государственные вузы в большинстве своем были созданы в ответ на вызовы советского времени. Не всегда они могут переориентироваться на современные потребности общественной жизни. В свою очередь негосударственный сектор образования прежде всего ориентирован на текущие потребности общества.
Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 г. МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ — в четвертой сотне.
Одним из общепризнаваемых в мире признаков и критериев качества национального образования является численность иностранных студентов. На протяжении многих лет США являются мировым лидером на рынке образовательных услуг. В 2004—2005 годах в США обучались 565 тыс. иностранных студентов[8]. Великобритания, занимающая второе место, уступает по этому показателю США в два раза.
По относительному числу студентов, обучающихся в США, лидирует Южная Корея — 112 студентов на 100 тыс. населения. По этому показателю она опережает Канаду — 85 студентов. У Индии — восемь, а у Китая — пять студентов на 100 тыс. населения. Значительная часть иностранных студентов уже имеют высшее образование. Среди китайских студентов таких 79%, среди индийских — 72,5%, среди корейских — примерно 50%, среди российских студентов — 52,5%.
Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.
С признанием права на труд государство обязано создавать условия, способствующие экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Это является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности.
Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе.
Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Родителям (или лицам, их заменяющим) вменяется в обязанность способствование получению детьми основного общего образования.
Основными задачами законодательства РФ в образовательной сфере являются:
разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней;
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;
определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц, в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие программы: дошкольного образования; начального образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных органов). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.
По российскому законодательству образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган — ученый совет.
Ранее главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимало Министерство образования РФ (Минобразование России). Сейчас эта роль принадлежит Министерству образования и науки РФ (Минобрнауки России), в состав которого входят: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по делам молодежи[9].
Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, атакже в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.
В качестве главной задачи Минобрнауки России призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования и науки. В частности, к ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, а также иных основных задач, стоящих перед Минобрнауки России, как правило, определяется Правительством РФ1.
К компетенции Минобрнауки России относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненные ему.
На региональном уровне задачи и функции Минобрнауки России выполняют его территориальные органы.
[1] Торкунов А. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.
[2] Алексеев А. Подотчетная грамота // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.
[3] Николаев И. Ловушка ожиданий (Пропагандистская кампания вокруг нацпроектов может кончиться только разочарованиями) // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.
[4] Цит. по: Юрьев С. Места знать надо // Российская газета. 2012. № 34. 6 сентября.
[5] См.: Постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 859 «Об утверждении Правил установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета». Документ утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.04.2013 № 350.
[6] См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (в редакции Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2008 г. № 885) // Российская газета. 2008. 28 мая. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Рособрнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2011 № 22764).
[7] Поиски кадра. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения роста // Коммерсантъ. 2006. 31 марта.
[8] Мониторинг экспорт образования // Коммерсантъ. 2006. 30 мая.
[9] См.: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 (ред. от 19.03.2014) «О структуры федеральных органов исполнительной власти».
|