В России сформировалась правовая основа обеспечения национальной безопасности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения и развития.
Основополагающее значение в правовом регулировании обеспечения национальной безопасности принадлежит Конституции РФ как нормативному правовому акту высшей юридической силы страны.
Важным является то, что в основу конституционного строя России положена принципиально новая концепция «человек-общество-госу- дарство» в отличие от советского конституционного законодательства, которое при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата «государство-общество-личность».
В Конституции РФ используется термин «безопасность», которую в широком смысле можно понимать как национальную безопасность, поскольку именно она является источником, основой других видов безопасности, затрагивающих конституционно-правовые отношения.
До недавнего прошлого основополагающим нормативным правовым актом в сфере безопасности был Закон РФ «О безопасности»1, закреплявший правовые основы обеспечения безопасности человека, общества и государства, определявший систему безопасности, ее функции, устанавливающий порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью в их деятельности. Важность этого закона заключалась в том, что он закрепил принципиально новый для нашей страны, качественный подход к проблеме национальной безопасности, учитывающий интересы личности и общества.
В настоящее время принят новый Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»[1] [2], в котором определены основные принципы обеспечения безопасности и установлены полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области безопасности.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.[3] (Стратегия) является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности (СОНБ) Российской Федерации. Стратегия обладает политико-идеологической направленностью и не только декларирует общее видение направлений и подходов к обеспечению национальной безопасности страны, но также ставит необходимые задачи органам государственной власти, позволяет напрямую обращаться ко всему российскому обществу в целом и к каждому гражданину в частности.
В Стратегии определена совокупность критерийных параметров системы национальной безопасности:
«национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
«национальные интересы Российской Федерации» — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
«угроза национальной безопасности» — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
«система обеспечения национальной безопасности» — силы и средства обеспечения национальной безопасности;
«силы обеспечения национальной безопасности» — Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;
«средства обеспечения национальной безопасности» — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Систему национальной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти; государственные, общественные и иные организации и объединения; граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности; законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности, иные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности. Федеральные законы являются важнейшим элементом этой системы.
Важнейшая роль в правовой системе обеспечения безопасности России принадлежит подзаконным нормативным правовым актам,
представляющим собой нормативный акт компетентного органа, основанный на законе и соответствующий закону. Среди этих актов различают: общие федеральные; общие субъектов Федерации; ведомственные; местные, в том числе органов местного самоуправления; локальные (внутриорганизационные).
Среди ведомственных и локальных нормативных актов в системе обеспечения национальной безопасности выделяются нормативные акты, которые издаются органами специальной компетенции и распространяются на ведение управленческих дел и поведение лиц, входящих в соответствующие подсистемы государственного управления (министерство, служба, агентство, управление и т.д.).
В системе правового обеспечения безопасности страны большое значение играют международно-правовые договоры, соглашения и т.д. К ним относятся: Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1972 г.; факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и др.
Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ1.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом.
Объектом национальной безопасности является то, что требуется обезопасить. Согласно Стратегии национальной безопасности, объектами национальной безопасности являются личность, общество и государство, которые необходимо защитить от внутренних и внешних угроз, чтобы обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Основным объектом обеспечения безопасности является личность, которая присутствует во всех видах безопасности. Применение в определении национальной безопасности понятия личности, а не просто человека, вполне обоснованно и подчеркивает, что речь идет о человеке как о социальном субъекте. Личность — это индивид с устойчивой системой его социально значимых черт. Обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. Однако положение личности определяется состоянием общества и государства.
В обеспечении национальной безопасности приоритетной является сбалансированная защита интересов личности. В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.1 провозглашены права и свободы человека, его честь и достоинство в качестве высшей ценности общества и государства и признано необходимым приведение законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Федеральным законом от 30 марта 1998 г. ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод[4] [5]. Права и свободы человека и гражданина также получили закрепление в Конституции РФ.
Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может себя обезопасить. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности определены в главе 2 Федерального Закона «О безопасности».
В качестве субъектов в той или иной степени могут выступать объекты безопасности, в чем заключается главнейшая особенность по сравнению с объектами безопасности в неживой природе. Субъекты обеспечения безопасности — это люди, социальные организации, которые осознают возможные и возникшие опасности в жизни общества и призваны осуществлять деятельность по их предупреждению и ликвидации.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности», основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Национальную безопасность можно дифференцировать в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю национальную безопасность. В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами, т.е. используется подход с точки зрения категории деятельности внутри и вне пределов государства. Деятельность в пределах государства по обеспечению его стабильности — внутренняя безопасность; деятельность вне пределов государства — внешняя безопасность.
Внешняя и внутренняя безопасность в свою очередь имеют подсистемы «вертикального расположения»: внутренняя безопасность — федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень; внешняя безопасность — глобальный уровень; региональный уровень; локальный уровень. По объекту национальной безопасности можно выделить следующие виды национальной безопасности: безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. В Конституции РФ представлены «безопасность государства» (ст. 13), «безопасность граждан» (ч. 5 ст. 56), «общественная безопасность» (ч. 1 ст. 72). В ст. 1 Федерального закона «О безопасности» — безопасность государства, общественная безопасность, безопасность личности.
Система национальной безопасности (СНБ) — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз; СНБ — организационная система органов, сил, средств, различных организаций, граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Система национальной безопасности — это совокупность элементов, которые сами по себе представляют относительно независимые, саморазвивающиеся системы: угрозы национальной безопасности; национальные интересы; СНБ.
Основу государственной СНБ составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Они реализуют меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. При этом граждане, общественные и иные
организации и объединения также являются субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством России.
В СНБ входят органы государственной власти Российской Федерации по их функциям в области обеспечения национальной безопасности.
Органы, основные функции которых связаны с обеспечением национальной безопасности.
Органы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности.
Комитеты палат Федерального Собрания России, занимающиеся вопросами национальной безопасности.
Органы, задачи которых заключаются в выявлении и устранении внутренних и внешних угроз национальной безопасности.
К первой группе относятся Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном ст. 80 Конституции РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности; утверждает стратегию национальной безопасности и иные концептуальные и доктринальные документы; формирует и возглавляет Совет Безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; вводит на территории России или ее отдельных местностях чрезвычайное положение; принимает в соответствии с законодательством РФ решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; решает вопросы, связанные с обеспечением защиты информации и государственной тайны, населения от чрезвычайных ситуаций; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами1.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России1; определяет основные направления военной политики РФ; утверждает Военную доктрину РФ[6] [7]; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России, возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию[8], вводит на территории страны военное положение; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса и другие задачи.
Правительство РФ, согласно Конституции РФ (ст. 110), осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации самостоятельно, руководствуясь требованиями Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ[9].
Правительство РФ: участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности; формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет; организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности[10].
Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране государственной границы РФ; руководит гражданской обороной1.
Ко второй группе органов относится Совет Безопасности РФ (СБ). Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности[11] [12].
Основными задачами СБ РФ являются:
обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности;
формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
подготовка предложений Президенту РФ о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий, о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;
оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Возглавляет и формирует СБ в соответствии с Конституцией России и Федеральным законом «О безопасности» Президент РФ. В состав СБ входят: Председатель СБ, которым по должности является Президент России; Секретарь СБ; постоянные члены СБ и члены СБ, включаемые в состав СБ и исключаемые из него Президентом по представлению Секретаря СБ. Секретарь СБ входит в число постоянных членов СБ.
Важной задачей СБ является координация деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности. СБ координирует деятельность ведомств, но не вмешивается в осуществление их функций. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности СБ осуществляет аппарат СБ.
Поскольку СНБ разветвлена по многим функциональным направлениям, то для принятия решений в области национальной безопасности она предполагает создание ряда межведомственных уровней, в качестве которых выступают различные межведомственные комиссии при Президенте и Правительстве РФ. СБ в соответствии с основными направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии[13]: по проблемам стратегического планирования; по безопасности в экономической и социальной сфере по общественной безопасности, по экологической безопасности, по информационной безопасности и др.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О безопасности», решения СБ принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами СБ в порядке, определяемом Президентом РФ.
Третью группу структур обеспечения безопасности составляют комитеты Федерального Собрания России, занимающиеся вопросами национальной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности» (ст. 9) Совет Федерации РФ: рассматривает принятые Государственной Думой: федеральные законы в области обеспечения безопасности; утверждает указ Президента РФ: о введении чрезвычайного положения. Государственная Дума: принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
В соответствии сост. 101 Конституции России на постоянной основе действуют комитеты по безопасности (в Государственной Думе) и по вопросам безопасности и обороны (в Совете Федерации) во взаимодействии с соответствующими подразделениями их аппаратов (информационно-аналитическим управлением Совета Федерации и аналитическим центром Государственной Думы). В Совете Федерации имеются комитеты, связанные с решением вопросов обеспечения различных аспектов национальной безопасности: по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию; делам СНГ; международным делам; вопросам безопасности и обороны; социальной политике; аграрной политике; вопросам науки и техники; экономической реформе, собственности и имущественным отношениям1.
В Государственной Думе действуют комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; труду и социальной политике; бюджету и налогам; финансовому рынку; экономической политике и предпринимательству; собственности; промышленности; строительству и земельным отношениям; науке и наукоемким технологиям; энергетике, транспорту; обороне; безопасности; международным делам; делам СНГ и др.[14] [15]
К четвертой группе структур обеспечения безопасности относятся все министерства и ведомства, осуществляющие задачи по выявлению и устранению угроз национальной безопасности. Это федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), являющиеся самой многочисленной группой органов обеспечения национальной безопасности. Они осуществляют реализацию законов, решений Президента и Правительства России в области национальной безопасности в пределах своей компетенции и разрабатывают нормативные правовые акты в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Они обеспечивают различные виды национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти можно дифференцировать на три группы: органы, находящиеся в непосредственном ведении Президента РФ, и органы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ (с отнесенными к подведомственности этих органов другими структурными звеньями управления); органы, находящиеся в непосредственном ведении министерств.
Система ФОИВ России представляет собой трехуровневую систему: федеральные министерства; федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр).
Федеральная служба является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство является ФОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Руководители ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России. Порядок взаимодействия между ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России, а также порядок их взаимодействия с иными ФОИВ устанавливаются Президентом России. Положения о ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России, утверждаются Президентом. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством России по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.
К основным ФОИВ, напрямую связанным с решением вопросов обеспечения национальной безопасности России, относятся: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство иностранных дел РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная миграционная служба РФ, Федеральное агентство специального строительства РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ.
Министерство обороны РФ1 (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативноправовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Министр обороны является постоянным членом СБ.
Министерство внутренних дел РФ (МВД России)[16] [17] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет функции по обеспечению в целом национальной безопасности, особенно общественной безопасности, в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, общественными объединениями, а также взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
МВД России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России, являющийся постоянным членом СБ.
ФСБ России[18] является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государствен-
ное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ (далее именуется — государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
ФСБ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России, на правах федерального министра, являющийся постоянным членом СБ.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО)1 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи (далее — специальная связь) и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам (далее — государственные органы).
Основными задачами ФСО России являются:
обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;
защита охраняемых объектов;
участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;
участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;
информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение собственной безопасности.
Одним из крупнейших органов государственной СОНБ, руководитель которого входит в СБ, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)[19]. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ; Государственную противопожарную службу МЧС; войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России. Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
МЧС России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом России. Министр руководит войсками гражданской обороны и является первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации.
Основными задачами МЧС России являются:
выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации является Служба внешней разведки РФ (СВР)[20], которая призвана защищать безопасность личности, общества и государства
от внешних угроз с использованием присущих ей методов и средств. В соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке» внешняя разведка России представлена как совокупность специально создаваемых государством органов (органов внешней разведки), является составной частью сил обеспечения безопасности России и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств. Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент России и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности иными способами.
Министерство иностранных дел РФ (МИД)1 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент РФ.
Основными задачами МИДа России являются:
разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;
обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма;
защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;
координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения), территориальные органы — представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее — территориальные органы).
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации1 (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.
Руководство деятельностью ГФС России осуществляет Президент РФ.
ГФС России является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации.
Основными задачами ГФС России являются:
обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (далее — корреспонденция):
Президента РФ, федеральных органов государственной власти,
органов прокуратуры РФ,
следственных органов Следственного комитета РФ,
органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления по решению Правительства РФ,
членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ,
Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, региональных командований внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России,
администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства РФ,
доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ,
доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи,
доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации;
управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями (далее — подведомственные организации), созданными для решения возложенных на ГФС России задач.
Федеральная налоговая служба (ФНС России)[21] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)1 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ.
Основными задачами ФСКН России являются:
обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — органы наркоконтроля);
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
Федеральная таможенная служба (ФТС России)1 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная миграционная служба (ФМС России)[22] [23] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
Основными задачами Федеральной миграционной службы являются:
выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;
нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;
производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
управление территориальными органами Службы, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на Службу задач.
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)' является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее — воинские формирования).
Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент РФ.
Спецстрой России подведомствен Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности.
Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП)[24] [25] является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
Руководство деятельностью ГУСПа осуществляет Президент РФ.
Основными задачами ГУСПа являются:
обеспечение в пределах своей компетенции исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти;
организация обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Аппарата Правительства РФ (далее — государственные органы);
осуществление мобилизационной подготовки и организация обеспечения мобилизации Администрации Президента РФ;
обеспечение в пределах своей компетенции согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
организация обеспечения функционирования пунктов управления государством и Вооруженными Силами РФ и иных специальных объектов мобилизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСПа, и объектов их инфраструктуры;
организация обеспечения работы, жизнедеятельности и безопасности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, Руководителя Администрации Президента РФ, а также иных должностных лиц в соответствии с устанавливаемым Президентом РФ распределением для работы на специальных объектах в период их пребывания на указанных объектах;
контроль в пределах своей компетенции за исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
В обеспечении национальной безопасности наряду с органами исполнительной власти участвуют судебные органы и прокуратура. Однако в настоящее время нет единых подходов в определении их места и роли в системе обеспечения национальной безопасности. Суды обеспечивают защиту конституционного строя, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации; осуществляют право-
судне по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации1.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд России; Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Цели, задачи и место военных судов в сфере обеспечения национальной безопасности определяются нормативными правовыми актами, регулирующими общий статус судебной власти и военных судов как органов системы обеспечения национальной безопасности.
В статье 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» отмечается, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства»[26] [27]. В результате создается универсальный механизм «сдержек и противовесов» в системе разделения властей в целях обеспечения единой государственной власти. В этом качестве прокуратура выступает своего рода гарантом надежного функционирования системы национальной безопасности на основе законности.
Прокуратура и Генеральный прокурор России координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также осуществляют надзор над исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В целом органы прокуратуры занимают центральное место в системе государственно-правовых институтов, обеспечивающих правопорядок и законность, защиту и представительство государственных интересов путем ведения надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, осуществление публичного уголовного преследования от имени Российской Федерации.
С целью повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений был создан институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Северо-Кавказском[28]. Территориальные органы управления федеральных «силовых» ведомств в настоящее время приведены в соответствие федеральному округу. В федеральных округах действуют региональный центр ФСБ РФ, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, Министерства юстиции, управления Генеральной прокуратуры РФ по федеральным округам.
Существуют федеральный, региональный и местный уровни формирования и функционирования СОНБ. На уровне федеральных институтов государственной власти (Президента и Правительства России) осуществляется стратегическое управление отраслевыми системами обеспечения безопасности. ФОИВ в целях обеспечения соблюдения законодательства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 77), выполнения решений Президента и Правительства России, СБ России, федеральных программ и планов совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством РФ; вносят в ФОИВ предложения по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Национальная безопасность России обеспечивается средствами, под которыми в п. 6 Стратегии понимаются «технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению».
Очевидна необходимость совершенствования организации взаимодействия между государственной и негосударственной (общественной) системой обеспечения безопасности, определение степени и правил участия граждан в обеспечении национальной безопасности. Негосударственные правоохранительные органы входят в негосударственную СОНБ, к которым, как правило, относятся: органы охраны общественного порядка местного самоуправления; частные детективные и охранные организации; службы безопасности хозяйствующих субъектов; организации граждан по охране общественного порядка (казачьи общества, народные дружины, общественные пункты охраны порядка и др.); внештатные сотрудники правоохранительных органов, народные, присяжные и арбитражные заседатели и другие лица, осуществляющие правоохранительную деятельность.
СОНБ России не является застывшей структурой. Это постоянно изменяющаяся система, совершенствовать которую необходимо при непрерывном изучении условий ее деятельности.
[1] Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изм.)//Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Статья 769.
[2] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. 29 декабря.
[3] Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Статья 2444.
[4] См.: ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Статья 1865.
[5] СЗ РФ. 1998. № 14. Статья 1514; № 20. С. 2143.
[6] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от03.02.2014) «Об обороне».
[7] Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7. Статья 724.
[8] Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
[9] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации».
[10] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
[11] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации».
[12] Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Статья 13.
[13] Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2721.
[14] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 30.10.2013) «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
[15] Постановление Государственной Думы РФ от 22.01.1998 № 2134-ГД (ред. от 25.02.2014) «О регламенте Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».
[16] Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 13.02.2014) «О министерстве обороны Российской Федерации».
[17] Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 25.12.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
[18] См.: Указ Президента РФ от И августа 2003 г. № 960 (ред. от 07.03.2014) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
[19] Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 10.03.2014) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
[20] Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О внешней разведке».
[21] Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».
[22] Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 №459 (ред. от 16.09.2013) «О Федеральной таможенной службе».
[23] Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 (ред. от 21.12.2013) «О вопросах Федеральной миграционной службы».
[24] Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1084 (ред. от 06.11.2012) «Вопросы Федерального агентства специального строительства».
[25] Указ Президента РФ от 07.09.2004 № 1146 (ред. от 21.12.2013) «Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации».
[26] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации».
[27] См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации».
[28] Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (ред. от 21.03.2014) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
|