Вторник, 26.11.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Теоретико-правовое обоснование принципов права и правового статуса личности в Российской Федерации

В отечественной юридической науке нет единообразного понимания принципов права. Практически все ученые, обращавшиеся к исследованию правовых принципов, в целом едины во мнении, что «принципы права – это исходные и определяющие идеи, начала, положения и установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права». Однако они по-разному конкретизируют и развивают это понятие.

Так, Хропанюк В.Н. определяет принципы права как основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни [1]. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу.

Лукашева Е.А. полагает, что «принцип права – это те объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства [2]. Это нормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления и способы правовой регуляции социальной деятельности людей».

Колодий А.М. определил принципы права «как исходные идеи существования права, выражающие наиболее важные закономерности определенного типа государства и права»[3]. По сути, такое теоретическое обоснование и роли принципов права сводится к признанию за ними свойства рабочего механизма, при помощи которого определяются пределы возможного и надлежащего поведения участников правовых отношений, т.е. признание принципов права источниками правовых норм.

Ромашов Р.А. под принципами права понимают основные исходные начала, положения и идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора, определяющие главное и основное в праве, тенденции его развития, то, на что оно должно быть ориентировано и устремлено[4]. Таким образом, принципы права выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Недбайло П.Е. полагает, что принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов, групп и слоев населения, с другой же стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды, чувства и требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях понимания права[5]. Это обуславливает то, что принципы права должны рассматриваться с учетом, как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном праве.

Карташов В.Н. под принципами права понимает исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений[6]. Как полагает автор, разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права. Таким образом, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Алексеев С.С. под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни [7].

Иванов Р.Л. предлагает рассматривать принципы права комплексно, выделяя генетический (исходя из социально-юридической природы принципов права), гносеологический (в контексте понимания принципов как особых юридических понятий, адекватно выражающих сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания), онтологический (рассмотрение принципов права как идей, закрепленных в формальных источниках, а также хотя и не имеющих такого закрепления, но получивших общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях) и функциональный (принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой – непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений в случае наличия пробелов и противоречий в регулировании) аспекты понимания данного правового явления[8].

Явич Л.С. понимает принципы права как исходные, руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в правовой форме, но и в тех общественных отношениях, которые они опосредуют [9].

Принципы права не являются по своему характеру произвольными началами или исходными положениями, пронизывающими нормы, институты и отрасли права. Они объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режима, основными принципами построения и функционирования политической системы общества.

Они выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой реализуются не только отдельные нормы права, институты или отрасли права, но и вся система права, служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Кроме того, принципы права не всегда лежат на поверхности и четко сформулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и их идеалов. В законодательстве принципы права могут быть по-разному сформулированы. В одних случаях их действительный смысл бывает завуалирован, в других – они изложены ясно.

В качестве одного из примеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослаться на провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современных стран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. провозглашает, что вся власть в стране «принадлежит народу... Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами» [10]. В Конституция Швеции 1947 г. говорится, о том что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа», «правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системах и посредством коммунального самоуправления» [11].

Принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Они определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя, являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Правоприменитель должен руководствоваться принципами права при издании законов. По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно ли он является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулировании поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Принципы права имеют общеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую систему и систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальность страны в целом. Они призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права; характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм и институтов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает.

Роль принципов права в различных правовых системах современности неодинакова. Однако, несмотря на это, практически везде либо номинально, либо фактически они являются одним из источников права, в том числе в российской правовой системе.

Принципы права позволяют устранять несогласованность, противоречия между отдельными правовыми предписаниями, выступают критерием, позволяющим оценить то или иное законодательное установление с точки зрения его соответствия праву в целом.

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системообразующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

В основных правовых системах прошлого и настоящего можно выделить, по крайней мере, три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. Надо сказать, что в традиционных правовых системах понятие «принципы права» не сложилось, хотя и существует круг идей, которые фактически и являются принципами права. Так, в мусульманском праве ими признают вечность, неизменность, универсальность и непререкаемость божественных норм шариата.

В странах романо-германской правовой системы «общие принципы права» сложились по большей части как источники административного права.

Например, французский Государственный совет сформулировал понятие общих принципов права. Применяя их, он установил, что источником, использованным при решении дела, является справедливость. По существу, это означает решение любого дела на основе разума, т.е. общие принципы отражают подчинение права в том виде, как последнее понимается в определенный момент. Позднее принципы права играют все большую и большую роль и наиболее четко проявляются в области основных прав человека. Не случайно во Франции их впоследствии стал применять и Конституционный совет. Соответственно изменяется и роль принципов в правовой системе. Постепенно они начинают рассматриваться как своего рода высшая ценность права.

В некоторых странах, которые относятся к романо-германской правовой системе в законе, в качестве источников права могут прямо закрепляться общие принципы права. Например, что касается того, когда в законодательстве появляется пробел, то судьи стран Австрии, Греции, Египта, Италии, Испании, должны обращаться к общим принципам права.

В странах англосаксонского права дела при наличии пробелов в праве решаются на основе понятия естественной справедливости и законности, выработанных английскими судами.

Что касается западноевропейских государств, то общие принципы права рассматриваются в связи с задачей обеспечения основных прав человека.

1.2 Виды принципов права

Как правило, принципы российского права подразделяют на общие, межотраслевые и отраслевые.

К общим принципам права можно отнести: гуманизм, справедливость, равноправие, демократизм, законность, независимость правосудия, презумпцию невиновности[12].

Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, безопасность и личную свободу, право на охрану своей репутации и чести, защиту от любого незаконного и произвольного вмешательства в сферу личной жизни и многое другое.

Гуманизм правовых установлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения, каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию в местах лишения свободы [13]. Реальный и действенный оказывается лишь тот гуманизм, который умеет себя защитить. Право, регулируя общественные отношения, как раз к этому и стремится [14].

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством[15]. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, должна быть соразмерна юридическая ответственность допущенному правонарушению. Законы будут отражать эту закономерность только в том случае, если будут отвечать принципу справедливости. Все отрасли права должны проводить в жизнь начала справедливости в регулируемые ими общественные отношения.

Принцип равноправия означает равенство прав и обязанностей, а также равенство перед законом и судом всех граждан независимо от их пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, уровня образования, в создании равных стартовых правовых условий для каждого человека[16]. Это отражает и гарантирует сама Конституция Российской Федерации в ст. 19. Кроме равенства перед законом и судом данный принцип включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

В правовом государстве принцип демократизма пронизывает всю систему права[17]. Этот принцип означает, что право достаточно точно отражает волю народа и формируется через демократический институт народовластия. Принцип демократизма направлен и воздействует на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством[18]. В ст. 3 Конституции Российской Федерации прямо закреплено положение о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»[19].

Принцип законности представляет систему требований общества и государства, которая состоит в реализации норм органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, то есть всеми и повсеместно. Этот принцип нашел отражение к Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»[20].

Принцип независимости правосудия подразумевает под собой признание особого положения судебных органов и требует, чтобы судьи и присяжные разрешали судебные дела на основе закона и в условиях, исключающих на них давление и другое какое-либо постороннее воздействие.

Принцип презумпции невиновности означает то, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом в установленном законом порядке.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Поэтому межотраслевые принципы можно определить как исходные идеи, которые отражают особенности нескольких отраслей права, смежных или близко соприкасающихся между собой, например, принципы материального и процессуального права, публичного и частного [21].

Принципы, которые действуют в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми, характеризуют черты конкретных отраслей права. Так, для уголовного права характерен принцип императивности, а для земельного права – принцип равенства различных форм собственности на землю; для трудового – принципы свободы труда, равенства прав и возможностей работников

 

[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М. : Изд. Омега-Л, 1995 – 323 с.

[2] Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 2004. - 447с.

[3] Колодий А.М. Принципы права Украины: Монография. – К.: Юринком Интер, 1998. – С. 27

[4] Ромашова Р.А. Теория государства и права: учебник - СПб.: изд-во Р.Асланова «Юридический центрПресс», 2005. - 294 с.

[5] Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве: к итогам дискуссии Правоведение. - 1974. - №1

[6] Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 382 с

[7] Иванов Р.Л. О Понятии принципа права. // Вестник Омского университета. - 1996. - Вып.2. - с. 115-118

[8] Иванов Р.Л. О Понятии принципа права. // Вестник Омского университета. - 1996. - Вып.2. - с. 115-118

[9] Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: Издательство ЛГУ, 1976. - 285 с.

[10] Ст. 2 Конституции КНР от 1982 г.

[11] Ст. 1 Конституции Швеции от 1947 г.

[12] Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов – М. : Изд. Юрайт, 2010 – 635 с.

[13] Хропанюк В.Н. Теория государства и права Учебник – М: Изд. Омега - Л, 2009 – 336 с.

[14] Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов – М. : Изд. Юрайт, 2010 – 635 с.

[15] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт 1998 – 416 с.

[16] Ст. 19 Конституцияи РФ от 12.12.1993 г.

[17] Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник – М: Изд. Омега - Л, 2009 – 336 с.

[18] Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.

[19] Ст.3 Конституции РФ от 12.12.1993 г.

[20] Ст. 15 Конституции РФ от 12.12.1993 г.

[21] Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов – М. : Изд. Юрайт, 2010 – 635 с.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%