Пересмотр судебного решения, не вступившего в законную силу.
Обжалование решения, не вступившего в законную силу, принятого по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в апелляционном порядке осуществляется с соблюдением правил, установленных гл. 34 КАС, с особенностями, установленными в ст. 294 КАС.
Статья 294 КАС устанавливает, во-первых, сокращенный срок для апелляционного обжалования указанных решений и, во-вторых, особый порядок исчисления срока для апелляционного обжалования.
Решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней. Указанный срок начинает течь со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Также следует обратить внимание на то, что в КАС могут быть установлены специальные правила апелляционного обжалования судебных актов по отдельным категориям административных дел. К таким правилам относится установление порядка обжалования, отличного от общего, сокращенных сроков (даже в сравнении со сроками обжалования, установленными в ст. 294 КАС) и др. Например, апелляционные жалоба, представление на решение по административному делу о присуждении компенсации, принятое по первой инстанции ВС РФ, рассматриваются Апелляционной коллегией этого Суда. Сокращенные сроки апелляционного обжалования установлены в ст. 298 КАС, например, апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия судом решения. Если при определении суда апелляционной инстанции, которому надлежит рассматривать апелляционную жалобу (представление), нормы не противоречат правилам, закрепленным в гл. 33 КАС, то сроки и порядок их исчисления, установленные в ст. 298 данного Кодекса, совершенно отличны от регулирования этих вопросов в ст. 294 КАС. Возникает вопрос о том, какие правила должны быть применены в случае, если для решения по административному делу установлены сокращенные сроки обжалования, но при этом оно было вынесено по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Представляется, что должны применяться правила, установленные в ст. 294 КАС, особенно этот вывод касается определения момента начала течения сроков на апелляционное обжалование - со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Установление этого специального правила в ст. 294 КАС призвано обеспечить соблюдение баланса между частными и публичными интересами, защиту интересов лиц, участвующих в деле, не присутствовавших в судебном заседании и не участвовавших в исследовании доказательств.
На практике сложным является решение вопроса о том, начал ли свое течение срок на апелляционное обжалование, поскольку он определяется моментом получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда. Устанавливать, что решение суда вручено лицу, участвующему в деле, следует с учетом правил гл. 9 КАС о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле. В этом случае правоприменитель сталкивается с уже знакомой проблемой исчисления сроков на апелляционное обжалование заочного решения в гражданском процессе, поскольку в соответствии со ст. 237 ГПК ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, а далее заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Попытка внести определенность в разрешение данного вопроса сделана ВС РФ <1>. Предлагается в целях реализации принципа правовой определенности в случае отсутствия у суда сведений о вручении копии заочного решения ответчику исходить из того, что такое решение суда вступает в законную силу по истечении совокупности следующих сроков: трехдневного срока для направления копии решения ответчику, семидневного срока, предоставленного ответчику на подачу заявления об отмене вынесенного решения, и месячного срока на обжалование заочного решения в апелляционном порядке. При этом в случае вручения ответчику копии заочного решения после истечения срока на его апелляционное обжалование пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы на такое решение может быть восстановлен судом. Если данное разъяснение попытаться применить к исчислению сроков на апелляционное обжалование решений, принятых по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, то следует говорить о том, что срок на обжалование должен начать течь с момента направления лицам, участвующим в деле, копии судебного решения. В случае же получения ими копии судебного решения за рамками срока, установленного для апелляционного обжалования, такой срок может быть восстановлен. С применением такого порядка трудно согласиться, поскольку он прямо противоречит императивному указанию КАС о том, что срок должен начинать течь с момента получения лицами, участвующими в деле, копии решения, и, таким образом, процессуальный срок на апелляционное обжалование лица, участвующие в деле, не нарушают, а следовательно, нет оснований для его восстановления.
<1> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 26 июня 2015 г.) (вопрос N 14) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 10.
2. Пересмотр вступившего в законную силу решения. Решение, вступившее в законную силу, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, является объектом кассационного, надзорного обжалования и пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Статьи 318, 319, 332, 345 КАС каких-либо изъятий или запретов для обжалования (принесения представления) в порядке кассационного, надзорного обжалования или пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам для решений, принятых в порядке упрощенного производства по административным делам, не содержат. Тем не менее следует учитывать, что законодателем могут быть установлены особенности обжалования решений по отдельным категориям административных дел, указание на которые содержатся в соответствующих главах КАС. Например, решение Дисциплинарной коллегии может быть обжаловано сторонами в апелляционном, надзорном порядке, а также пересмотрено ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств (ч. 4 ст. 238 КАС), т.е. кассационное обжалование для решений по таким делам исключается. Также исключается кассационное обжалование для решений ВС РФ по административным делам о присуждении компенсации (ч. 1 ст. 260 КАС). Эти особенности распространяются и на обжалование решений, принятых по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке упрощенного производства. В остальном порядок обжалования судебных решений, принятых по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, вступивших в законную силу, а также рассмотрения таких жалоб (представлений) соответствующими судами ничем не отличается от обжалования судебных решений, принятых по результатам рассмотрения дела в обычном порядке.
|