Для любого дела, возбужденного и рассматриваемого судом, необходим факт подачи заявления. Данное действие носит строго формальный характер и должно отвечать соответствующим требованиям. От точного выполнения этих требований зависит возможность проверки квалифицированным судом нормативного правового акта.
Правом на предъявление административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов в суд общей юрисдикции обладают:
лица, в отношении которых применен акт;
лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;
общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом;
Генеральный прокурор РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, прокурор субъекта РФ, заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 3 ст. 208 и ст. 39 КАС) <1>;
Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, если полагают, что принятый
нормативный правовой акт нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан (ч. 3 ст. 208 КАС);
Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 4 ст. 208 КАС);
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов (ст. 40 КАС).
<1> См., например, Определение ВС РФ от 17 декабря 2014 г. N 67-АПГ14-16 // СПС "КонсультантПлюс".
Заявление подается в суд по месту нахождения органа, принявшего оспариваемый акт.
В Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться:
граждане, индивидуальные предприниматели и организации, если полагают, что оспариваемым нормативным правовым актом или его отдельными положениями нарушаются их права и законные интересы (ч. 1 ст. 192 АПК);
прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы в защиту нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (ч. 2 ст. 192 АПК);
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (ст. 53.1 АПК).
При подаче заявления в Суд по интеллектуальным правам местонахождение ответчика не имеет значения.
Оспаривание нормативного правового акта допускается в период его действия. Отдельное правило предусмотрено для административного искового заявления о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим, которое может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта (ч. 7 ст. 208 КАС).
Обращение в вышестоящий орган не является обязательным условием для обращения в суд.
По такой категории дел не могут быть приняты встречные административные исковые требования.
Общие требования к форме административного искового заявления предусмотрены ч. 1 ст. 125 КАС. Заявление должно быть подано в письменной форме в разборчивом виде и подписано с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта помимо сведений, предусмотренных п. 1,2, 4, 8 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 КАС, должны быть указаны:
наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
сведения о том, какие права, свободы и законные интересы заявителя или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В соответствии с ч. 1 ст. 126 КАС к административному исковому заявлению прилагаются:
документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления с приложениями;
квитанция об уплате государственной пошлины;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что он не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС предусмотрено обязательное участие представителя;
доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Аналогичным является требование к заявлению, предъявляемому в Суд по интеллектуальным правам (ст. 193 АПК).
Сам факт оспаривания нормативного правового акта или его отдельных положений не приостанавливает их действие. Между тем суд в порядке принятия мер предварительной защиты вправе запретить применение оспариваемого нормативного правового акта, его отдельных положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС, гл. 8 АПК). Принятие иных мер или мер в отношении неопределенного круга лиц не допускается.
При соблюдении всех требований к форме и содержанию административного искового заявления судья единолично принимает его к производству, о чем выносит определение в трехдневный срок (ст. 127 КАС, ст. 127 АПК). Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
Если административное исковое заявление подано с нарушением требований, предусмотренных ст. 209 КАС, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения. В определении указывается на недостатки административного искового заявления и предлагается срок для их устранения (ч. 1 ст. 130 и ч. 3 ст. 210 КАС). Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами (ч. 2 ст. 130 КАС).
Аналогичное правило предусмотрено ст. 128 АПК.
Судья возвращает административное исковое заявление в соответствии с ч. 1 ст. 129 и ч. 2 ст. 210 КАС в случае,
если:
дело неподсудно данному суду;
административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;
в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;
не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу.
Перечень оснований для возвращения заявления судьей Суда по интеллектуальным правам является более узким. Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта подлежит возвращению в соответствии с ч. 1 ст. 129 АПК в случае, если:
дело неподсудно данному арбитражному суду;
до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;
не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда;
отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.
О возвращении административного искового заявления судья выносит определение, которое направляет административному истцу. Возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению с административным исковым заявлением о том же предмете.
Судья отказывает в принятии административного искового заявления в следующих случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 128 и ч. 1 ст. 210 КАС:
административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством;
административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие;
имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями КАС, определяющими особенности производства по данной категории дел.
Об отказе в принятии административного искового заявления принимается определение, которое направляется административному истцу. Отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению с таким административным исковым заявлением.
В арбитражном процессе отказ в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта не предусмотрен.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела, суд вправе объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько административных дел об оспаривании одного и того же нормативного правового акта (ст. 136, 212 КАС, ст. 130 АПК).
Если при подаче заявления о признании нормативного правового акта или его части недействующими будет установлено, что имеет место также спор о праве, подведомственный суду (например, заявлены требования о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта), судья должен оставить заявление в части требования, содержащего спор о праве, без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления в этой части с соблюдением положений ГПК, АПК, при условии, что этим не нарушаются правила подсудности рассмотрения дела. В случае, если рассмотрение и разрешение заявленных дополнительных требований неподсудно данному суду, заявление в этой части возвращается заявителю <1>.
<1> Пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
|