Вторник, 26.11.2024, 05:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

Процессуальные особенности рассмотрения. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме определяется общими правилами производства в суде первой инстанции с учетом специальных предписаний, предусмотренных гл. 24 КАС. К числу основных процессуальных особенностей рассмотрения данной категории административных дел можно отнести:

особый состав лиц, участвующих в деле (ст. 239 КАС);

сокращенные сроки рассмотрения и разрешения дел, включая сокращенные сроки принятия судом решений по отдельным категориям избирательных споров (ст. 241 КАС);

специальные основания прекращения судебного производства по административному делу (ч. 2 ст. 242 КАС);

специфику мер предварительной защиты (ч. 5 ст. 243 КАС);

недопустимость рассмотрения дел указанной категории по правилам упрощенного (письменного) производства (ч. 6 ст. 243 КАС), а также возможность заключения соглашения о примирении в порядке ст. 137 КАС.

По общему правилу административные дела данной категории рассматриваются в суде первой инстанции судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о результатах референдума Российской Федерации, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей (ч. 2 ст. 29 и ч. 2 ст. 243 КАС).

О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию. При этом КАС не выделяет вышестоящую избирательную комиссию в качестве самостоятельного участника административного судопроизводства по данной категории дел. Исключение предусмотрено в ч. 4 ст. 243 КАС, которая предусматривает обязательное участие представителя территориальной комиссии (при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум) по административным делам об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования. Кроме того, КАС закрепил право суда привлечь Центральную избирательную комиссию РФ в лице ее представителя к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме для дачи заключения по этому делу.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе суд вправе привлекать к участию в деле любых заинтересованных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты судебным актом. Так, например, при рассмотрении поданного в соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС зарегистрированным кандидатом административного искового заявления об отмене решения о регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, к участию в деле в качестве заинтересованного лица должен быть привлечен также кандидат, решение о регистрации которого оспаривается.

По административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме могут применяться меры предварительной защиты по административному иску, предусмотренные гл. 7 КАС, но с учетом ограничений, установленных в гл. 24 данного Кодекса. В частности, КАС запрещает налагать арест на избирательную документацию, в том числе на избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей или списки участников референдума. Не допускается изъятие избирательной документации. Не существует и такой меры предварительной защиты, как приостановление деятельности избирательных комиссий или комиссий референдума. Не допускается прибегать к наложению запрета на осуществление избирательными комиссиями или комиссиями референдума установленных законом действий по подготовке и проведению выборов или референдума.

Сроки рассмотрения. КАС устанавливает не только специальные сроки обращения в суд, но и специальные сроки рассмотрения дел данной категории судами, а в ряде случаев и специальные (предельные) сроки вынесения решений об удовлетворении заявленных требований. Сроки рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме зависят от стадии избирательного или референдумного процесса и характера заявленных требований.

В отношении заявлений, поступивших после дня голосования или после окончания избирательной кампании, в том числе заявлений, касающихся решений избирательных комиссий (комиссий референдума) об итогах голосования и о результатах выборов (референдума), действует общий двухмесячный срок, который начинает течь со дня поступления соответствующего заявления в суд (ч. 3 ст. 241 КАС).

В отношении заявлений, поступивших в суд в период избирательной кампании (кампании референдума) до дня голосования, действует сокращенный срок их рассмотрения и вынесения по ним решений. Он составляет пять дней со дня поступления заявления в суд (если факты, содержащиеся в заявлении, требуют проверки, срок может быть увеличен до 10 дней), при этом дело должно быть разрешено по существу не позднее дня, предшествующего дню голосования. Если же заявление поступает в день голосования либо в день, предшествующий дню голосования, либо в день, следующий за днем голосования, оно должно быть рассмотрено судом немедленно (ч. 1 ст. 241 КАС).

Помимо названных сроков ст. 241 КАС предусматривает ряд специальных сроков рассмотрения отдельных заявлений, а также вынесения судебных решений об удовлетворении определенных требований. Так, заявления об ошибках и о неточностях в списках избирателей (участников референдума) рассматриваются судом первой инстанции в течение трех дней со дня поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявления, поступившие в день голосования, - немедленно (ч. 2 ст. 241 КАС). Решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть принято судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования (ч. 4 ст. 241 КАС); решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования (ч. 5 ст. 241 КАС). Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии (комиссии референдума) должно быть принято судом не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании (кампании референдума) - не позднее чем через три дня со дня поступления соответствующего заявления в суд (ч. 6 ст. 241 КАС). В ч. 5 - 7 ст. 305 КАС также установлены специальные сроки рассмотрения избирательных споров судами апелляционной инстанции.

Порядок исчисления установленных сроков рассмотрения дел данной категории и вынесения решений устанавливается в гл. 8 КАС. Вместе с тем, если последний день срока рассмотрения дела приходится на нерабочий день, это не влечет переноса дня окончания соответствующего срока на следующий за ним рабочий день. Напротив, согласно ч. 7 ст. 241 КАС в период избирательной кампании, кампании референдума суд обязан рассмотреть дело о защите избирательных прав или права на участие в референдуме в том числе в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Истечение установленного срока рассмотрения заявления судом не является основанием прекращения производства по делу (ч. 8 ст. 241 КАС). КС РФ обратил на это внимание в Постановлении от 26 декабря 2005 г. N 14-П <1>. Вместе с тем некоторые установленные сроки являются пресекательными в том смысле, что их истечение не позволяет суду вынести решение об удовлетворении заявленных требований, даже если суд придет к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. В первую очередь это относится к решениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), которые, как было указано ранее, могут быть вынесены не позднее чем за пять дней до дня голосования. С истечением этого срока суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 337.

3. Прекращение судебного производства. В соответствии со ст. 242 КАС производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть прекращено как при наличии общих оснований прекращения производства по административным делам в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, так и при наличии специальных оснований прекращения судебного производства по административным делам рассматриваемой категории. При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 3 ст. 194 КАС прекращение производства по делу, в том числе по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, допускается только в случаях, предусмотренных указанным Кодексом.

Специальные основания прекращения производства по административным делам рассматриваемой категории закреплены в ч. 2 ст. 242 КАС. Согласно п. 1 ч. 2 данной статьи производство по административному делу также подлежит прекращению в случае, если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из выдвинутого им списка кандидата, совершившего действия, перечисленные в подп. "а" - "в" п. 1 ч. 2 указанной статьи и послужившие поводом для обращения в суд. В данной ситуации необходимо учитывать, что КАС не конкретизирует категории дел о защите избирательных прав, по которым может применяться названное основание прекращения производства по делу, и не ограничивает перечень административных ответчиков.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 242 КАС производство по административному делу также подлежит прекращению в случае, если избиратель или участник референдума обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он не принимал участия в голосовании на соответствующих выборах, референдуме. Данная норма вытекает из правовой позиции, сформулированной КС РФ, который признал право на оспаривание соответствующего решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии исключительно за гражданами Российской Федерации, принявшими участие в голосовании на данном избирательном участке <1>.

<1> См.: Постановление КС РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%