1. Общая характеристика. По итогам рассмотрения судом первой инстанции административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме по существу выносится судебное решение. Решение по данной категории дел должно соответствовать общим требованиям к решению суда, предусмотренным гл. 15 КАС, с учетом особенностей, установленных гл. 24 данного Кодекса.
По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме судом принимаются следующие виды решений: об удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части и признании соответствующих решений, действий (бездействия) незаконными (ч. 1 ст. 244 КАС) либо об отказе в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 2 названной статьи).
Законодательством о выборах и референдуме могут устанавливаться дополнительные требования к содержанию решения суда, в частности к его резолютивной части. Так, согласно п. 9 ст. 10 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
Учитывая сокращенные сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и апелляционного обжалования судебных решений по названным делам, в ч. 3 и 4 ст. 244 КАС закреплены специальные положения относительно сроков изготовления мотивированного решения суда и способов вручения (направления) участникам процесса копий решений судов по данной категории дел, принятых в том числе до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума. При этом к числу способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку копий соответствующих решений, по аналогии с ч. 4 ст. 135 КАС можно отнести использование судом любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и др.), позволяющих контролировать их получение адресатом.
Немедленное исполнение. По общему правилу решения судов по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме приводятся в исполнение после вступления их в законную силу. Вместе с тем в целях обеспечения эффективной и своевременной судебной защиты избирательных прав в ч. 6 ст. 244 КАС закреплено положение о немедленном исполнении решения суда о включении гражданина в список избирателей (обязательное немедленное исполнение) и других решений, обращенных судом к немедленному исполнению по правилам ст. 188 КАС (факультативное немедленное исполнение), до вступления соответствующих решений в законную силу. При этом в силу прямого законодательного запрета не может быть обращено к немедленному исполнению решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Вступление в законную силу. Решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме вступает в законную силу в общем порядке, предусмотренном ст. 186 КАС. При этом КАС с учетом специфики процессуальных сроков по делам о защите избирательных прав установлены сокращенные сроки подачи апелляционных жалоб, представлений на решения суда по делам данной категории. Так, в силу ч. 3 ст. 298 КАС апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения. Таким образом, КАС предусмотрел общий срок апелляционного обжалования решений по данной категории дел, не дифференцировав его в зависимости от стадии избирательной кампании, в период которой было вынесено решение.
Вступление в законную силу решения суда по рассматриваемой категории дел влечет за собой наступление предусмотренных законодательством о выборах и референдуме материально-правовых последствий. Так, согласно ч. 6 ст. 91 Закона о выборах депутатов одним из оснований аннулирования Центральной избирательной комиссией РФ регистрации федерального списка кандидатов является вступившее в законную силу решение суда о приостановлении деятельности политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов.
Исполнение (реализация). КАС и законодательство о выборах и референдуме предусматривают специальный порядок исполнения (реализации) решений судов по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме <1>. Специфика реализации решений по рассматриваемой категории дел заключается в возможности их принудительного исполнения вне рамок исполнительного производства путем совершения органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, должностными лицами в пределах их компетенции действий, предусмотренных решением суда. В силу ст. 6 Закона о судебной системе, ч. 8 ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции, ст. 16 КАС и п. 3 ст. 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан, не требуя какого бы то ни было подтверждения со стороны соответствующих лиц. В связи с этим в целях исполнения судебных решений по рассматриваемой категории дел копия вступившего в законную силу решения суда, которым удовлетворено заявленное требование, или решения, подлежащего немедленному исполнению, незамедлительно направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу (ч. 5 ст. 244 КАС).
<1> О реализации судебных решений как особой исполнительной процедуре см., например: Шумкова И.В. Реализация как вид исполнения судебных актов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.
|