После поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции судопроизводство включает в себя три этапа:
подготовку апелляционных жалобы, представления к рассмотрению;
рассмотрение апелляционных жалобы, представления по существу;
принятие и оглашение апелляционного определения.
А. Подготовка апелляционных жалобы, представления к рассмотрению. В соответствии со ст. 306 КАС суд
апелляционной инстанции как по своей инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в деле, вправе совершить на данном этапе следующие процессуальные действия:
истребовать необходимые доказательства;
разрешить вопрос о применении мер предварительной защиты;
разрешить вопрос о приостановлении исполнения судебного решения (если оно было обращено к немедленному исполнению).
После того, как административное дело подготовлено для рассмотрения апелляционных жалобы, представления по существу, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
При назначении даты рассмотрения апелляционных жалобы, представления учитываются сроки рассмотрения дел в судах апелляционной инстанции, предусмотренные ст. 305 КАС. По общему правилу дело, поступившее по апелляционным жалобе, представлению, рассматривается в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции. ВС РФ рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.
Для отдельных категорий административных дел законодателем установлены сокращенные сроки рассмотрения по апелляционным жалобе, представлению (ч. 3 - 10 ст. 305 КАС):
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого мероприятия и формы его проведения, если апелляционные жалоба, представление поступили до дня проведения публичного мероприятия, - не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия;
об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования - в течение 10 дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;
о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если апелляционные жалоба, представление поступили на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, - в течение пяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;
о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), если апелляционные жалоба, представление поступили в период избирательной кампании до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования;
о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении - в течение пяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;
об административном надзоре - в течение одного месяца со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке - в течение одного месяца со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции.
Б. Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции осуществляется по общим правилам производства в суде первой инстанции с учетом предусмотренных гл. 25 КАС особенностей. Состав суда, рассматривающий апелляцию, состоит из трех профессиональных судей, один из которых выполняет роль председательствующего.
Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья-председательствующий, который объявляет, какое рассматривается административное дело, по чьим апелляционным жалобе, представлению оно подлежит рассмотрению и на решение какого суда поданы эти жалоба, представление. Далее он совершает следующие процессуальные действия:
а) выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился;
б) устанавливает личность явившихся, проверяет паспортные данные;
в) проверяет полномочия должностных лиц;
г) разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.
После этого судья-председательствующий или один из судей делают доклад по делу. Судья-докладчик излагает обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.
После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает административный истец.
После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых, принятых судом, доказательств. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
В суде апелляционной инстанции не применяются следующие правила производства в суде первой инстанции:
а) о соединении и разъединении нескольких административных исковых требований;
б) об изменении предмета или основания административного иска;
в) об изменении административных исковых требований;
г) о предъявлении встречного административного иска;
д) о замене ненадлежащего административного ответчика;
е) о предъявлении новых требований.
Данные ограничения обусловлены тем, что производство по делу в суде первой инстанции уже завершено, а суд апелляционной инстанции лишь осуществляет проверку не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции.
Но вместе с тем лица, участвующие в деле, вправе отказаться от апелляционной жалобы, отозвать апелляционное представление, отказаться от административного иска, признать административный иск, заключить соглашение о примирении (ст. 303, 304 КАС).
Законодателем установлены пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции. В отличие от гражданского процесса суд апелляционной инстанции в административном судопроизводстве рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
По окончании выяснения обстоятельств административного дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.
В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме по правилам, установленным гл. 20 КАС, за исключением случаев рассмотрения частных жалоб в порядке упрощенного производства.
В. Принятие постановления суда апелляционной инстанции. После судебных прений судьи удаляются в совещательную комнату для постановления судебного акта. Постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения.
Апелляционное определение должно отвечать требованиям законности и обоснованности. Оно изготавливается в письменной форме, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 311 КАС).
В вводной части должны быть указаны дата и место вынесения определения; наименование суда, вынесшего определение, состав суда; лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление.
В описательной части кратко излагаются сущность обжалуемого решения суда первой инстанции, основания, по которым оно обжалуется, содержание представленных доказательств, объяснений лиц, участвовавших в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
В мотивировочной части указываются обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции; выводы суда второй инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к этим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался. При отказе в удовлетворении апелляционных жалобы, представления суд второй инстанции указывает мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклонены.
В резолютивной части содержатся выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, как они изложены в ст. 309 КАС, а также разрешается вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
При вынесении апелляционного определения суд апелляционной инстанции может допустить отдельные ошибки, которые не влияют на его суть. Эти ошибки могут быть исправлены тремя способами, предусмотренными для исправления судебного решения:
вынесение дополнительного решения (ст. 183 КАС);
разъяснение решения суда (ст. 185 КАС);
исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда (ст. 184 КАС).
Если решение суда первой инстанции было обращено к немедленному исполнению, а суд апелляционной инстанции отменил решение и принял новое решение об отказе в иске полностью или в части либо вынес определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, то в отношении ответчика должен быть совершен поворот исполнения судебного акта по правилам ст. 361 КАС.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Полномочия суда апелляционной инстанции. По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение;
отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;
отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в ст. 194 и 196 КАС;
оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 301 КАС.
Если при рассмотрении апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции признает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, он оставляет решение без изменения, а апелляционные жалобу, представление - без удовлетворения.
Решение является законным, когда оно вынесено при точном соблюдении норм административного процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать в определении мотивы, по которым доводы жалобы, представления признаны неправильными и не являющимися основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, если оно не отвечает предъявляемым требованиям, а именно
является незаконным или (и) необоснованным.
Согласно ч. 2, 3 ст. 310 КАС основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним формальным
соображениям.
Нарушением или неправильным применением норм материального права являются случаи, когда:
суд не применил закон, подлежащий применению;
суд применил закон, не подлежащий применению;
суд неправильно истолковал закон.
Пленум ВС РФ в Постановлении "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" дал следующее разъяснение: неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием для отмены или изменения судебного акта. Неправильное применение норм международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, либо, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо судом было дано неправильное толкование нормы международного права.
Нарушения норм процессуального права по степени значимости в процессуальной науке подразделяются на три
группы:
формальные нарушения, которые не составляют повода к отмене обжалуемого решения, являющегося по сути правильным (ч. 5 ст. 310 КАС);
существенные нарушения, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 4 ст. 310
КАС);
нарушения, составляющие повод к безусловной отмене решения независимо от правильности разрешения дела по существу (ч. 1 ст. 310 КАС).
Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае:
рассмотрения административного дела судом в незаконном составе;
рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
необеспечения права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется административное судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика;
принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;
если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело;
отсутствия в деле протокола судебного заседания;
нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Необоснованным считается решение, принятое при:
неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции полностью либо в части суд апелляционной инстанции обязан принять новое решение без передачи дела в суд первой инстанции.
Решение суда изменяется, когда спор по существу разрешен правильно, но нужно внести определенные уточнения, поправки.
Суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.
|