Нормы права, регламентирующие исполнительное производство, никогда не смогут быть теми правилами поведения, которые реально применяются в повседневной жизни, если они не будут иметь внешнюю форму выражения, закрепляющую волю государства. Подобной формой выражения норм права являются источники права, представляющие собой способ, "которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила" <1>.
<1> См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2004. С. 506.
Система источников исполнительного производства определена в ст. 3 Закона об исполнительном производстве, куда включены две большие группы нормативных правовых актов, а именно национальные и международные правовые акты.
Международно-правовые источники правового регулирования исполнительного производства.
Современные правотворческие и правоприменительные процессы, происходящие в России, невозможны без исследования и учета общемировых интеграционных процессов. Современную российскую правовую систему невозможно представить вне связи с международным правом. Конституция РФ позволяет сделать теоретически и практически значимый вывод: международные акты являются источником права России. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Во исполнение указанных положений Конституции РФ Закон об исполнительном производстве в ч. 4 ст. 3 предусматривает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
На общемировом уровне можно выделить принятую Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщую декларацию прав человека, распространяющую свое действие на все государства. В соответствии с положениями ст. 29 Декларации каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. В то же время при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
На общеевропейском уровне можно выделить международно-правовые источники правового регулирования исполнительного производства, которые распространяют свое действие на большинство государств и стран Европы в силу географической и юридической близости, включая Россию. К числу таких источников можно отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В ст. 6 указанной Конвенции напрямую не закреплено право на безусловное и своевременное исполнение судебного решения, однако ЕСПЧ последовательно выводит его из "права на суд" при рассмотрении конкретных дел. В Постановлении от 19 марта 1997 г. по делу "Хорнсби против Греции (Hornsby v. Greece)" (жалоба N 25701/94) ЕСПЧ подчеркнул значимость права на принудительное исполнение в качестве элемента права на справедливое судебное разбирательство, гарантированное ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Национальные источники правового регулирования исполнительного производства. Национальные источники, содержащие правила исполнительного производства, разнообразны и делятся на две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. В соответствии с требованиями ст. 3 Закона об исполнительном производстве законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из законов об исполнительном производстве, о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Такой круг источников отражает характерную особенность, присущую данной правовой сфере, - в качестве основного источника выступает закон.
В ст. 3 Закона об исполнительном производстве упоминается лишь об актах исполнительного законодательства. В действительности же регулирование отношений в сфере исполнительного производства осуществляется не только специальными актами законодательства об исполнительном производстве - отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере принудительного исполнения, включаются в акты других отраслей российского законодательства.
КАС и АПК содержат нормы, регламентирующие порядок исполнения судебных актов, принятых в порядке административного судопроизводства.
Раздел VIII КАС устанавливает порядок разрешения судами общей юрисдикции процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам. В нем регламентированы такие вопросы, как выдача исполнительного документа, выдача дубликата исполнительного документа, отсрочка, рассрочка исполнения и т.д.
Правовые нормы, регулирующие общие вопросы исполнения судебных актов арбитражных судов, закреплены в разд. VII АПК, в котором устанавливается порядок выдачи исполнительных листов, поворота исполнения судебных актов, отложения исполнительных действий и т.д.
ГК закрепляет правила об обращении взыскания на заложенное имущество (ст. 348 - 350), о порядке проведения торгов (ст. 448, 449), об обращении взыскания на исключительные права, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1241,1284, 1319, 1405).
В отдельных случаях в качестве источника, содержащего правила исполнительного производства, выступают подзаконные и иные акты. При этом такие подзаконные акты должны соответствовать Законам об исполнительном производстве и о судебных приставах. К данным актам могут быть отнесены Постановления Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов" (вместе с Правилами изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов) <1>, от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" <2> и др.
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 31. Ст. 3748. <2> Там же. 2002. N 17. Ст. 1677.
Особое место в системе источников правового регулирования исполнительного производства занимают акты КС РФ и ВС РФ с содержащимися в них правовыми позициями.
Среди актов КС РФ, оказавших большое влияние на процедуру принудительного исполнения, можно выделить следующие:
- Постановление от 14 мая 2003 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа" <1>.
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.
Пункт 2 ст. 14 Закона о судебных приставах признан не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой им предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, какой требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых судом;
- Постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна".
В названном Постановлении впервые на государственном уровне были признаны и сформулированы принципы гражданского исполнительного права: приоритет защиты прав взыскателя, так как в отличие от судебного процесса в исполнительном производстве не действует принцип состязательности, а соблюдение принципа равенства участников исполнительного производства понимается с учетом необходимости ограничения имущественных прав должника; принцип минимальных стандартов правовой защиты, заключающийся, во-первых, в применении мер исключительно правового принуждения к исполнению должником возложенных на него обязательств, а во-вторых, в сохранении для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого (достойного) уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, ВС РФ принял Постановление Пленума "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". В указанном Постановлении даются ответы на вопросы, которые вызывают наибольшую трудность в ходе исполнительного производства.
|