Предмет регулирования валютного права Российской Федерации. При определении предмета валютного права РФ необходимо исходить из того, что оно является публичным правом. Публичность валютно-правовых отношений обусловлена прежде всего заинтересованностью государства в контроле над валютными операциями, регламентации важной части экономической жизни. Валютное регулирование играет важную роль в экономике (выбор и поддержание валютного курса, регламентация обязательной продажи части валютной выручки, препятствование оттоку валюты за рубеж и т.п.). «Валютная» составляющая в значительной мере обеспечивает наполнение бюджета, что делает возможным выполнение государством своих функций в экономической, социальной, правоохранительной и других сферах. Таким образом, нормы валютного права обеспечивают публичные функции государства и являются в итоге отражением интересов всего общества.
Валютное право России регламентирует:
а) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
полномочия органов валютного регулирования;
в) права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами;
г) права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля;
ответственность за нарушение валютного законодательства;
е) иные отношения, подпадающие под регулирование норм валютного права.
Метод регулирования валютного права — императивный, что также позволяет отнести валютное право к публично-правовой сфере. Основными способами правового регулирования являются: обязывание (предписание совершить определенные действия); запрет (возложение обязанности воздерживаться от совершения определенных действий). Такой способ, как управомочивание (предоставление возможностей различного поведения), в валютном праве используется меньше.
Отношения, составляющие предмет российского валютного права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или иную сторону финансовой и экономической деятельности государства, физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов). Нормы валютного права объективно группируются по предмету регулирования. Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп правовых норм, существующих и развивающихся в рамках валютного права, образует систему данной отрасли.
Институты валютного права представляют собой группы норм, объективно выделяющиеся в рамках валютного права, регулирующие отдельные сферы отношений (например, институт валютных операций, институты валютного контроля и обязательной продажи части валютной выручки и т.п.).
Валютное право — совокупность правовых норм (международных и внутригосударственных), регулирующих отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Предметом валютного права выступают:
функционирование системы валютного регулирования и валютного контроля;
правовая регламентация осуществления операций с валютными ценностями;
защита публичного правопорядка в сфере валютных операций;
поддержание стабильности курса национальной валюты.
Принципы валютного права нашли свое отражение в ст. 3 Закона № 173-ФЗ:
приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Место валютного права в системе российского права. В большинстве зарубежных государств валютное право является самостоятельной отраслью права. В России современное валютное законодательство в точном значении этого слова начало развиваться в конце 80-х гг. XX в. На это время приходится начало не запрещенной государством частной предпринимательской деятельности и бурный рост внешнеэкономических связей.
В настоящее время российское валютное право представляет собой отдельную отрасль законодательства и находится на пути выделения в отдельную отрасль права. Вместе с тем валютное право РФ опирается на достижения других отраслей российского права. В статье 1 Закона № 173-ФЗ в связи с этим подчеркивается: «Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».
Вопрос статуса совокупности норм, регламентирующих валютное регулирование и валютный контроль в России, в системе российского права в среде отечественных ученых-юристов является дискуссионным.
Проблема определения места совокупности правовых норм, определяющих основы валютного регулирования и валютного контроля, в системе права должна рассматриваться в контексте проблемы статуса валютного права в системе российского права и законодательства.
Основные точки зрения на статус валютного права в системе российского права следующие. Валютное право — это:
самостоятельная отрасль права;
подотрасль (институт) финансового права;
подотрасль административного права;
комплексная отрасль законодательства.
Валютное право и финансовое право имеют частично пересекающийся предмет регулирования.
Думается, что российское валютное право представляет собой комплексную отрасль законодательства, которая основывается на нормах национального права (конституционного, финансового, гражданского, административного, уголовного т др.) и международного права.
Валютное право «отпочковывается» прежде всего от финансового права. Основное отличие валютного от финансового права заключается главным образом в предмете правового регулирования. Валютное право регламентирует прежде всего операции с валютой и валютными ценностями, финансовое право — все расчеты и операции. Хотя, безусловно, некоторые отношения подпадают под двойное или тройное «регулирование» (формирование «валютной» части
бюджета, уведомления налогоплательщиков об открытии ими валютных счетов и вкладов, проверки налоговыми органами соблюдения валютного законодательства и т.п.).
Валютное право РФ имеет большое число точек соприкосновения с административным правом. К ним относятся: императивный метод регулирования; установление за валютные правонарушения административной ответственности и другие обстоятельства. Вместе с тем особый объект регламентации (в частности, установление и поддержание валютного курса, совершение сделок с валютой, и т.п.), субъекты (резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и др.), широкое использование экономических и финансовых категорий («платежный баланс», «трансферты», «валютная интервенция» и т.д.) свидетельствуют о самостоятельности валютного права как отрасли российского права.
Весьма близки валютное и таможенное право (которое в настоящее время по большей части является международным правом). Так, в соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности. По статье 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза (далее — ТС).
Разграничение между этими валютным и таможенным правом проводится по предмету правового регулирования. Таможенное право в сфере валютных отношений регламентирует главным образом ввоз в ТС и вывоз из ТС валютных ценностей. Предметом же валютного права является прежде всего оборот валюты внутри страны и проведение валютных операций на территории РФ. Области, подпадающие под совместное регулирование, все же меньше по объему, чем остающиеся в «единоличном владении» норм валютного и таможенного права.
Валютное право РФ тесно связано с гражданским правом. В актах валютного законодательства и валютного регулирования широко используются гражданско-правовые термины и категории («собственность», «сделки», «работы», «договор банковского счета» и т.д.). Зачастую валютное право вообще немыслимо без норм гражданского права (недействительность сделки с валютой, страхование валютного риска, исполнение обязательства по ввозу импортируемого товара и т.д.). Однако ст. 140—141 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой в сферу действия валютного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 140 ГК РФ, случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ «определяются законом или в установленном им порядке». В соответствии со ст. 141 ГК РФ «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле». Таким образом, гражданское законодательство РФ по отношению к валютному носит субсидиарный характер.
Большое количество точек соприкосновения валютное право имеет с банковским правом. Центральный банк РФ является органом валютного регулирования и контроля со всеми вытекающими последствиями. Согласно ст. 5 Закона о банках купля-продажа иностранной валюты относится к банковским операциям. В соответствии со ст. 13 Закона в лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Иными словами, некоторые валютные правоотношения регулируются нормами и валютного, и банковского права.
Таким образом, несмотря на области «совместного ведения», валютное право обладает собственным предметом регулирования, отличным от предмета других отраслей российского права.
|