Понятие и виды валютных правоотношений. Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства и имеющие властно-имущественный характер, складывающиеся в процессе осуществления валютного регулирования и валютного контроля.
Валютные правоотношения можно подразделить на виды по различным основаниям.
I. В зависимости от сферы валютно-правового регулирования выделяются валютные правоотношения в сфере валютного регулирования, в сфере валютного контроля, в сфере валютного обращения.
Валютные правоотношения в сфере валютного регулирования охватывают деятельность уполномоченных органов по установлению порядка совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. В рамках этого вида валютных правоотношений реализуется компетенция органов валютного регулирования (Центрального банка РФ и Правительства РФ) по изданию нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, установлению валютных ограничений.
Особенность валютных правоотношений в сфере валютного регулирования состоит в том, что органу валютного регулирования противостоит не конкретно-определенный субъект, а неограниченный круг субъектов. Например, правомочию ЦБ РФ и Правительства РФ на осуществление валютного регулирования противостоит обязанность любого субъекта не препятствовать его реализации. Исключение индивидуализации подтверждает п. 3 ст. 5 Закона № 173-ФЗ, запрещая установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Валютные правоотношения в сфере валютного контроля произво- дны от валютных правоотношений в сфере валютного регулирования. Их содержание составляет деятельность специально уполномоченных субъектов по проверке соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений. В этих правоотношениях уполномоченному субъекту противостоит конкретный участник валютного правоотношения, обязанный соблюдать нормы валютного права, а конкретнее — совершать или не совершать определенные действия.
Полномочиями по осуществлению валютного контроля наделены органы и агенты валютного контроля. В большинстве валютных правоотношений органы и агенты валютного контроля имеют право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта валютного правоотношения (резидента или нерезидента).
Валютные правоотношения в сфере валютного обращения предполагают реализацию субъектами прав по осуществлению валютных сделок и валютных операций.
В зависимости от соотношения правового статуса субъектов валютного правоотношения выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные валютные правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны правоотношения другой. Они предполагают субординацию участников, где у субъекта существует право требования, а у другой стороны — обязанность подчинения. Примером являются все валютные правоотношения, складывающиеся в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Властный характер присущ валютным правоотношениям в том случае, когда одной из сторон выступает орган валютного регулирования, орган или агент валютного контроля. Публично-правовой характер валютного регулирования и валютного контроля обуславливает вертикальность подавляющего большинства валютных правоотношений.
Горизонтальные валютные правоотношения предполагают отсутствие у субъектов властных полномочий относительно друг друга. Для этого вида правоотношений характерно юридическое равенство.
В зависимости от роли в механизме правового регулирования выделяются материальные и процессуальные валютные правоотношения.
Материальные валютные правоотношения связаны с реализацией материальных норм валютного права. Эти правоотношения выражают содержательную сторону валютной деятельности, отражая правовой статус субъектов, участвующих в валютных отношениях.
Процессуальные валютные правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных норм валютного права и опосредуют различного рода процедуры в валютной сфере. Процессуальные нормы валютного права в большинстве случаев содержатся в подзаконных нормативных правовых актах.
Валютное правоотношение, возникающее на основе реализации норм валютного права и представляющее собой особую юридическую связь определенных субъектов, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. В структуре валютного правоотношения выделяются в качестве его элементов объект, субъект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность).
Субъекты валютных правоотношений. В валютных правоотношениях их участники реализуют принадлежащий им валютно-правовой статус.
Специфика правового регулирования валютных отношений во многом проявляется в установлении особенностей правовых статусов применительно к различным субъектам валютного права. Составляющими валютно-правовой статус юридическими элементами являются права и обязанности субъектов в сфере валютных отношений, характеризующие непосредственное обладание валютно-правовым статусом.
Предпосылкой, основой приобретения валютно-правового статуса субъектов выступает валютная правосубъектность, представляющая собой установленную нормами валютного права способность быть субъектом валютного права (способность быть носителем юридических прав и обязанностей в валютных отношениях). Выступая предпосылкой валютно-правового статуса, валютная правосубъектность определяет способность субъекта приобретать права, исполнять обязанности, быть субъектом валютного права, не конкретизируя прав и обязанностей. Валютно-правовой статус содержит конкретные права и обязанности, возможность обладания которыми предопределена наличием валютной правосубъектности, так как способность иметь права и обязанности еще не означает их фактического наличия у субъекта. Таким образом, свое продолжение валютная правосубъектность получает в таком юридическом элементе валютно-правового статуса, как валютные права и обязанности.
Элементами валютной правосубъектности выступает валютная правоспособность и валютная дееспособность. Валютная правоспособность — это предусмотренная нормами валютного права способность субъекта обладать правами и обязанностями. Валютная дееспособность — это предусмотренная нормами валютного права способность субъекта осуществлять права и обязанности.
Субъекты валютного права реализуют общий и специальный валютно-правовые статусы.
Общий валютно-правовой статус характеризует определенную категорию субъектов валютного права, определяет их место и роль в системе всех участников валютных правоотношений. Например, выделяется общий валютно-правовой статус резидентов, общий валютно-правовой статус органов валютного контроля и т.д. Характерная черта этого вида статуса в том, что нормативное правовое закрепление он получает в нормах федерального законодательства.
Специальный валютно-правовой статус конкретизирует общий статус и принадлежит конкретному субъекту валютного права в рамках соответствующей категории субъектов. В качестве примера можно привести специальный статус Центрального банка РФ в рамках общего статуса как органа валютного регулирования. Как правило, нормативное правовое закрепление специальный статус находит на уровне подзаконного регулирования.
Субъектами в валютных правоотношениях выступают публичноправовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования), органы валютного регулирования (Центральный банк РФ, Правительство РФ), органы валютного контроля (Центральный банк РФ, Федеральная службы финансово-бюджетного надзора), агенты валютного контроля (уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы, налоговые органы, Внешэкономбанк РФ). Кроме того, в валютных правоотношениях участвуют физические лица и юридические лица. В кругу юридических лиц выделяются особые группы субъектов — валютные биржи и уполномоченные банки, которые в случае
рассмотрения валютных правоотношений с комплексных позиций могут реализовывать как публичные, так и частные интересы.
В зависимости от связи с государством выделяются субъекты- резиденты и субъекты-нерезиденты.
Закон № 173-ФЗ содержит исчерпывающий перечень субъектов, обладающих статусом резидента. Все остальные категории субъектов отнесены к нерезидентам.
Резиденты
Нерезиденты
Физическиелица.являющиесягражданами РФ,заисключениемгражданРФ,постоянно проживающихвиностранномгосударстве не менее одного года, втомчисле имеющих выаанныйуполномоченнымгосударственным органомсоответствующегоиносгранногого- сударствавиднажительство.либовременно пребывающих в иностранном государстве не менее одного годана основании рабочей илиучебнойвизысосрокомдействиянеме- нее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года
Физически елица,неявляющиесярезидентами всоответствиисподп.4а»Н4б»п. бет. Закона № 173-ФЗ
ПостояннопроживающиевРоссийскойФе- дерации на основании вида на жительство, предусмотренногозаконодательствомРФ, иностранныегражданеилицабезграждансгва
Юрнлическиелица.созданныевсоответствии с законодательством РФ
Юридическиелица,созданныевсоответствии сзаконодательствоминостранныхгосударств иимеющиеместонахождениезапределами территории РФ;
организации, не являющиесяюридическими лицами, созданныевсоответствиисзаконода- тельстволвшостранныхгосударствиимеющие местонахождениезапределамитерритории РФ
НаходящиесязапределамитерриторииРФ филиалы,представительстваииныеподраз- деления резидентов
НаходящиесянатерриторииРФфилиалы, постоянныепредставительстваидругиеобо- собленныеилисамосгоятельныеструктурные подразделения нерезидентов
Дипломатическиепредставигельсгва .консульские учреждения РФи иные официальные представительстваРФ,находящиесязапреде- лами территории РФ, а также постоянные представительства? Фпримежгосуда рствен- ныхилимежправигельсгвенныхорганизациях
Аккредитованные в Российской Феде рации дипломатические представительства, кон- су льскиеучреждения!шостраннь «государств и постоянные представительства указанных государств пр имежгосударственныхилимеж- правительственных организациях
РоссиискаяФедерация,субъектыФедерации, муниципальные образования
Межгосударственныеимежправительствен- ныеорганизации.ихфитиалыипостоянные представ ительствавРоссннскойФедерацнн
Иные лица, не относимые к резидентам Законом № 173-ФЗ
Физические лица признаются нерезидентами, если они не обладают статусом резидента.
Критерием отнесения юридических лиц к резидентам является «национальность» законодательства, в соответствии с которым юридическое лицо было создано (теория инкорпорации). Резидентами признаются юридические лица и их подразделения, созданные в соответствии законодательством РФ.
Юридическим лицом в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Статья 55 ГК РФ закрепляет общие положения о филиалах и представительствах юридического лица. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции его представительства. Филиалы и представительства приобретают свой статус после государственной регистрации.
Правовым статусом резидентов обладают дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределам территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
Новым положением валютного законодательства является юридическое признание в числе резидентов публично-правовых образований: Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Российская Федерация обладает исключительными полномочиями по осуществлению валютного регулирования. Так, согласно ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование является предметом ведения Российской Федерации.
Российская Федерация участвует в международных валютных правоотношениях. Бюджетный кодекс РФ предусматривает полномочия Российской Федерации по вступлению в международные финансово-кредитные отношения. Большинство валютных правоотношений с участием Российской Федерации регламентируется международными договорами и соглашениями, заключаемыми Российской Федерацией в пределах федеральных полномочий, установленных Конституцией РФ.
Субъекты Федерации в соответствии со ст. I Федерального закона от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» обладают правом на осуществление международных внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Объекты валютного правоотношения. Объектом валютного правоотношения является то, по поводу чего субъекты валютного права вступают в правовую связь, и то, на что направлено поведение его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.
Объектами валютных правоотношений, согласно Закону № 173- ФЗ, являются валюта РФ, валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), внутренние ценные бумаги.
Понятие валюты, а также виды валют подробно будут рассмотрены в главе 4 настоящего учебника. Сейчас лишь сошлемся на положения ст. 1 Закона, закрепляющие современную валютно-правовую терминологию.
Закон № 173-ФЗ различает два вида валюты, используя понятия «валюта Российской Федерации» и «иностранная валюта». При этом иностранная валюта включена в более общее понятие «валютные ценности» (наряду с внешними ценными бумагами).
Исходя из нормативного определения понятия «валюта», О.В. Та- ренкова выделяет следующие ее характеристики:
Конституцией РФ установлено, что денежной единицей РФ является рубль (ч. 1 ст. 75), монопольное право эмиссии которой принадлежит Банку России.
Гражданским кодексом РФ установлено (ст. 140), что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль, поэтому номинал наличных денег, которые относятся к валюте РФ, должен быть выражен в рублях или его составных частях (копейках). Рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек.
Банкноты и монета Банка России в соответствии со ст. 30 Закона о Банке России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
В качестве валюты выступают не реальные деньги, а их функциональные формы: банкноты, монеты, записи по счетам.
В определении валюты содержится две степени ее вещественности: с одной стороны — банкноты и монеты, с другой — записи по счетам.
Под валютой РФ в Законе № 173-ФЗ понимаются:
денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских счетах и в банковских вкладах, т.е. валюта РФ, может иметь безналичную форму выражения.
Валюта РФ в отличие от денежных знаков иностранных государств не всегда выступает в качестве предмета валютно-правового регулирования. Она становится объектом валютных правоотношений, когда они осложнены иностранным элементом: например, субъектом валютного правоотношения является нерезидент или юридические факты, являющиеся основанием для возникновения валютного правоотношения, имеют место на территории иностранного государства и т.д. Так, перемещение наличной валюты РФ из одного российского города в другой является основанием для возникновения валютных правоотношений, а вывоз валюты РФ за пределы Российской Федерации регулируется нормами валютного права и влечет возникновение валютных правоотношений.
Объектом валютных правоотношений выступают валютные ценности, к которым Федеральным законом отнесены иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Понятие иностранной валюты схоже с законодательно установленным понятием валюты РФ, однако имеются некоторые особенности.
Иностранной валютой, согласно Закону № 173-ФЗ, являются:
1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, т.е. иностранная валюта также имеет безналичную форму.
Понятие внешних ценных бумаг как объекта валютных правоотношений дано в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ. К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с данным Законом к внутренним ценным бумагам.
К внешним ценным бумагам относятся:
эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и (или) выпуск которых зарегистрирован в иностранном государстве;
иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты и (или) выпущенные на территории иностранного государства.
В некоторых случаях объектом валютных правоотношений могут являться внутренние ценные бумаги (например, при их покупке нерезидентом и т.д.).
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ внутренним ценными бумагами являются:
эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимости которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.
Эмиссионные ценные бумаги относятся к внутренним ценным бумагам при одновременном соблюдении двух условий:
номинальная стоимость ценных бумаг должна быть указана в валюте РФ;
выпуск ценных бумаг должен быть зарегистрирован в Российской Федерации.
Иные ценные бумаги, т.е. не относящиеся к эмиссионным, относятся к внутренним ценным бумагам также при одновременном соблюдении двух условий:
ценные бумаги должны удостоверять право на получение валюты РФ;
ценные бумаги должны быть выпущены на территории РФ.
Ценной бумагой в соответствии со ст. 142 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Как определено ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
* * *
В заключение можно сделать следующие выводы.
Валютная система как объект правового воздействия представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений, закрепленную национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Валютная система организована на национальном, региональном и мировом уровнях. Базовым элементом валютной системы является валюта. Мировая валютная система в своем развитии прошла четыре этапа: Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская и Ямайская.
Валютная политика — часть общеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, создание режима устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего рынка, расширение и упрочение международного экономического сотрудничества. Валютная политика реализуется посредством валютного регулирования и валютного контроля. Валютная политика России, имея в целом либеральное содержание, в кризисный период, в связи с оттоком из страны капитала, приобрела некоторые рестрикционные (ограничительные) черты.
Валютное право России регламентирует: а) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ; б) полномочия органов валютного регулирования; в) права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами; г) права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля; д) ответственность за нарушение валютного законодательства; е) иные отношения, подпадающие под регулирование норм валютного права. Ведущий метод регулирования валютного права — императивный. В настоящее время российское валютное право представляет собой отдельную отрасль законодательства и находится на пути выделения в отдельную отрасль права. Вопрос статуса совокупности норм, регламентирующих валютное регулирование и валютный контроль в России, в системе российского права в среде отечественных ученых-юристов является дискуссионным.
Система источников российского валютного права представлена: а) нормами российского права — Конституция РФ; валютное законодательство; акты органов валютного регулирования; акты органов валютного контроля; б) нормами международного права. Основополагающим источником валютного права является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
|