Вторник, 26.11.2024, 05:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ. Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173- ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-ФЗ ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;

в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 15 Закона о Правительстве РФ правительство:

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с действующим законодательством РФ;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 23 названного Закона Правительство РФ принимает нормативные акты в форме постановлений. По оперативным и другим текущим вопросам Правительство РФ издает распоряжения. Все эти акты обязательны для исполнения и подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Нейтральный банк Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Банке России и Законом № 173-ФЗ.

Согласно ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы РФ;

в) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

развитие финансового рынка РФ;

обеспечение стабильности финансового рынка.

Функции Банка России определены в ст. 4 названного Закона. Из анализа данных функций можно выделить следующие направления, которые подлежат регулированию главным банком страны:

порядок создания, регистрации, лицензирования и осуществления деятельности кредитных организаций с участием иностранного капитала, уполномоченных банков (банков, обладающих лицензией на осуществление банковских операций в иностранной валюте);

порядок осуществления расчетов в Российской Федерации;

определение правил проведения банковских операций (порядок открытия и ведения счетов, открытия банковских вкладов, предоставление банковских гарантий и иные);

установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю,

установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;

порядок предоставления респондентам первичных статистических данных о прямых инвестициях в Россию и прямых инвестициях из России за рубеж, включая формы федерального статистического наблюдения.

Именно Центральный банк РФ осуществляет:

управление золотовалютными резервами;

регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг (внутренние ценные бумаги) и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов от итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;

расчеты с международными организациями, иностранными государствами, а также с физическими и юридическими лицами;

официальный статистический учет прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж;

формирование статистической методологии прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов;

полномочия депозитария средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные соглашениями и договорами с МВФ.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции законом, в том числе и в сфере валютного регулирования, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Порядок принятия, вступления в силу нормативных актов Банка России определяется Законом о Банке России, а также Положением о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России (утв. Банком России 18.07.2000 № 115-П).

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный банк России готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Банк России обладает также правом на осуществление всех видов валютных операций без ограничений.

Таким образом, Банк России имеет двойственный статус. С одной стороны, он выступает как орган валютного регулирования, издавая обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами нормативные акты, с другой стороны, сам непосредственно выступает как субъект валютных правоотношений, осуществляя валютные операции.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%