Закон № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля в Российской Федерации. Полномочие определять органы валютного контроля в Российской Федерации имеет только Правительство РФ.
Валютный контроль в РФ осуществляют:
Правительство РФ;
органы валютного контроля;
агенты валютного контроля.
В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федеральных органов исполнительной власти — органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком РФ (ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ). Правительство РФ устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.
Органами валютного контроля являются: Центральный банк РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ (ч. 4, абз. 3
ч. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ).
В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Центральный банк РФ выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 74 Закона о Банке России, Инструкция «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (утв. приказом Банка России от 31.03.1997 № 59)).
При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Центральный банк РФ вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России).
В настоящее время органом валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансовобюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора). В числе ее функций — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ (подп. 5 п. 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).
Росфиннадзор призван отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций.
Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ). Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов Федерации.
Территориальные органы Росфиннадзора наделены правом:
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Территориальные органы Росфиннадзора не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов РФ.
Агентами валютного контроля являются:
уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг;
таможенные органы;
налоговые органы.
Уполномоченные банки наделяются государством отдельными полномочиями по осуществлению специфической разновидности государственного контроля — валютного, несмотря на то что не являются органами власти. Полномочия данной категории агентов валютного контроля сводятся к проверке законности проведения валютных операций. В случае выявления правонарушений в данной сфере такие организации отказывают в проведении валютной операции, приостанавливают операции по внешнеторговому контракту.
Б. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся: брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы).
Правовой статус Внешэкономбанка как агента валютного контроля отличается особенностями, которые отражены в Федеральном законе от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития». Высшим органом управления Внешэкономбанка является Наблюдательный совет, который возглавляет Председатель Правительства РФ. По сути, Внешэкономбанк подотчетен в своей деятельности Правительству РФ, однако в качестве агента валютного контроля осуществляет права и исполняет обязанности, установленные для уполномоченных банков. Следовательно, Внешэкономбанк при осуществлении полномочий агента валютного контроля обязан руководствоваться нормативными актами Банка России, регулирующими взаимоотношения уполномоченных банков с резидентами.
Г. Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 19.10.2015), таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 10 ч. 1 ст. 12 указанного Закона, в соответствии с которым эти органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ТС, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Д. Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ только в пределах компетенции налоговых органов (п. 1). Кроме того, полномочия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов ограничены только контролем за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (подп. 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).
Таким образом, основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Закона № 173-ФЗ); запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 Закона № 173- ФЗ; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.
Статья 23 Закона № 173-ФЗ содержит общий перечень прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, а также их должностных лиц.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Они также вправе:
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона № 173- ФЗ). Однако они вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).
Уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
В силу ст. 22 Закона № 173-ФЗ, п. 1, 5 Положения о Федеральной налоговой службе функции, связанные с осуществлением валютного контроля, выполняет также ФНС России. Поэтому сотрудники налоговых органов также вправе составлять административные протоколы о нарушении валютного законодательства.
Исполнение функции по валютному контролю
Исполнение функции органа валютного контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзором).
На Росфиннадзор возложена государственная функция по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами. Ее исполнение регулируется Административным регламентом, утвержденным Минфином России.
Росфиннадзор осуществляет функцию органа валютного контроля непосредственно и через территориальные органы.
Росфиннадзор и его территориальные органы имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж);
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Основаниями для проведения проверок являются:
поручения Президента РФ, Правительства РФ;
поручения руководителя, заместителей руководителя Федеральной службы, руководителя территориального органа;
поступившие сообщения или материалы от органа или агента валютного контроля;
поступившие сообщения или материалы от правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
план деятельности Федеральной службы и планы контрольной работы территориальных органов на соответствующий год.
Основания для проведения проверки подлежат регистрации структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы (территориального органа).
Руководитель структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы рассматривает основания для проведения проверок и дает письменное поручение заместителю руководителя и начальнику отдела структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы о проведении проверки.
Плановые проверки осуществляются не чаще чем один раз в два года по отношению к одному объекту проверки. План устанавливает обязательный для исполнения перечень проверок по видам экономической деятельности, запланированным к проверке, срокам их проведения и ответственным исполнителям.
План формируется структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы, ответственным за формирование плана.
В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Проверочная комиссия вправе запрашивать и получать от объекта проверки документы (копии документов) и информацию, связанные с проведением валютных операций.
В случае выявления в ходе проверок признаков нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования должностное лицо, обладающее правом составлять протокол, возбуждает дело об административном правонарушении.
Должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы имеют право:
проводить проверки соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования объектами проверки;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
запрашивать и получать документы (копии документов) и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
По результатам проверок руководителем проверочной комиссии, должностным лицом (лицами) структурного подразделения цен
трального аппарата Федеральной службы составляется и подписывается акт проверки.
Также подразделением центрального аппарата Федеральной службы (территориального органа) могут проводиться и внеплановые проверки.
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения объектом проверки действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, уполномоченные должностные лица обязаны передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и иные государственные органы.
По фактам нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в соответствии с КоАП РФ Федеральная служба и ее территориальные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.
Исполнение функции агента валютного контроля Федеральной налоговой службой России. На ФНС России возложена государственная функция по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами. Ее исполнение регулируется Административным регламентом, утвержденным Минфином России.
Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Налоговые органы осуществляют административные процедуры — проведение проверки и оформление результатов проверки.
Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников.
Отбор осуществляется должностными лицами центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов на основании подготовительной работы. Она включает в себя изучение и анализ всех имеющихся материалов и информации из внутренних и внешних источников о деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В этих целях используется следующая информация:
информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;
сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);
другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от проверяемого резидента (нерезидента) и уполномоченных банков.
Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов.
Результатом исполнения государственной функции является составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные КоАП РФ.
В акте проверки отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия с перечнем проверенных документов (сведений, информации).
Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.
Если в ходе проведения проверки не выявлены обстоятельства, позволяющие предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в одном экземпляре, приобщается к материалам дела и остается на хранении в налоговом органе, проводившем проверку.
При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в двух экземплярах. В указанном случае второй экземпляр акта проверки приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Исполнение государственной функции агента валютного контроля Федеральной таможенной службой. Исполнение таможенными органами государственной функции агента валютного контроля регламентируется приказом ФТС России от 17.11.2009 № 2075 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров и сведений, заявленных в таможенной декларации».
Должностные лица таможенных органов проверяют соответствие сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для таможенного оформления товаров.
Проверка начинается с определения вида внешнеэкономического договора, на основании которого товар перемещается через таможенную границу ТС или изменяется таможенный режим, либо установления, что товар перемещается через ЕТТ (изменяется таможенный режим) не в связи с исполнением договора.
Проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в представленных документах, в части кода формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки осуществляется с целью выявления необходимости представления при декларировании товаров паспорта сделки (далее — ПС) и заявления в декларации на товары (далее — ДТ) его реквизитов для включения соответствующих внешнеэкономических операций в автоматизированные технологии валютного контроля.
Проверка достоверности заявленных в ДТ сведений о характере сделки с декларируемыми товарами и особенностях расчетов проводится:
а) на соответствие вида представленного при таможенном оформлении договора, определяющего цель (основание) перемещения (изменения таможенного режима) декларируемых товаров виду договора, предусмотренного классификатором характера сделки с декларируемыми товарами, к которому относится заявленный в ДТ код характера сделки; для договоров, содержащих элементы договоров различных видов (смешанные договоры), код характера сделки с декларируемыми товарами проверяется исходя из основного вида обязательств;
б) на соответствие заявленного в ДТ кода характера сделки с декларируемыми товарами возмездному либо безвозмездному характеру поставки декларируемой партии товаров;
в) в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов ПС, оформляемые для целей учета и отчетности по валютным операциям, а также проводить проверки полноты учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
В связи с этим в случае представления ПС при таможенном оформлении товаров таможенные органы осуществляют проверку соблюдения правил оформления ПС.
Проверка ПС, представленного при таможенном оформлении, осуществляется по следующим критериям:
на соответствие представленному договору путем сверки основных реквизитов договора и ПС с целью их однозначной идентификации с учетом внесенных в договор изменений и (или) дополнений (включая номер и дату договора, реквизиты сторон, валюту цены и сумму договора);
на соответствие представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в центральной базе данных валютного контроля (далее — ЦБД ВК), получаемой из ФТС России;
на соответствие копии ПС его оригиналу (при необходимости), после чего оригинал возвращается лицу, его представившему;
соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих;
правильность формирования номера ПС, при этом правильность указания кода вида договора в четвертой части номера ПС не проверяется;
соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС;
соответствие сведениям, содержащимся в книге государственной регистрации кредитных организаций, доводимой в электронном виде до таможенных органов Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) ФТС России;
соответствие реквизитов экспортера (импортера);
соблюдение сроков оформления ПС и его переоформления при внесении в контракт изменений.
Перечень документов, которые могут быть запрошены таможенными органами как агентами валютного контроля у участников внешнеэкономической деятельности, определен ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Одни и те же документы представляются резидентами таможенным органам как агентам валютного контроля однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Для подтверждения фактов у резидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (в этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством РФ).
Уполномоченные банки и Внешэкономбанк обязаны представлять таможенным органам по их запросам для целей валютного контроля документы, указанные в ч. 13 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. При этом с учетом ч. 14 ст. 23 Закона запросы таможенного органа о представлении кредитными организациями документов для целей валютного контроля должны направляться только исходя из имеющейся в соответствующем таможенном органе информации, содержащей признаки валютных правонарушений конкретным резидентом, а целесообразность истребования у кредитных организаций соответствующих документов, как правило, должна обосновываться невозможностью их получения непосредственно у резидента либо необходимостью сопоставления и проверки достоверности информации, полученной из различных источников.
Получение от кредитных организаций справок о подтверждающих документах возможно для проведения таможенных проверок при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.
|