При проведении проверок органами и агентами валютного контроля осуществления валютных операций резидентами последние наделены действующим законодательством определенной совокупностью прав и обязанностей. Рассмотрим их детально.
Законодательно права и обязанности резидентов закреплены в нескольких нормативно-правовых актах:
Закон № 173-ФЗ (ст. 24);
приказ Минфина России от 24.04.2013 № 48н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями» (далее — Административный регламент № 48н);
приказ Минфина России от 04.10.2011 № 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службы государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами» (далее — Административный регламент № 123н);
Инструкция Банка России № 138-И.
Согласно ст. 24 Закона № 173-ФЗ резидентам предоставлены следующие права.
Знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля, т.е. ФНС РФ и входящими в ее систему подразделениями, ФТС и входящими в ее систему подразделениями, Федеральной службой финансово-бюджетного контроля РФ (Рос- финнадзор) и ее территориальными подразделениями, Банком России и уполномоченными банками. Данное право закреплено также в Административных регламентах № 123н и № 48н.
По результатам проверки при отсутствии нарушения составляется акт в одном экземпляре, который прикрепляется к материалам дела, в случае выявления состава правонарушений акт составляется в двух экземплярах, один из которых подшивается к материалам дела, а другой направляется правоохранительным органам или органам прокуратуры. Таким образом, не предусмотрена возможность представления непосредственно после проведения проверки одного экземпляра акта проверки резиденту.
В соответствии с п. 80 Административного регламента № 48н после окончания проведения проверки резиденту в течение пяти дней направляется уведомление о возможности ознакомиться с актом проверки. Резидент также имеет право направить в соответствующий орган письменное обращение о представлении ему акта проверки. В этом случае ему представляется копия акта как путем направления по почте, так и непосредственно уполномоченному представителю такого лица.
Обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Порядок обжалования решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц подразделяется на два вида: судебный и досудебный (внесудебный).
Досудебный порядок обжалования заключается в возможности резидента подать жалобу вышестоящему органу или лицу на действия нижестоящего. Например, в соответствии сп. 110 и 111 Административного регламента № 48н решения Росфиннадзора могут быть обжалованы в Министерство финансов РФ, решения территориального управления Росфиннадзора — в Росфиннадзор. Если обжалуются действия (бездействие) должностных лиц территориального управления, то согласно п. 113 Административного регламента № 48н обращаться следует в руководителю территориального управления Росфиннадзора.
В рамках реализации данного права резидент вправе:
выбрать форму подачи жалобы при обращении в налоговые органы (устная, письменная, электронная);
представить дополнительные документы и материалы одновременно с жалобой;
обращаться с просьбой истребования документов, необходимых для обоснования либо рассмотрения жалобы;
в течение 30 дней с даты регистрации жалобы ожидать ее рассмотрения;
выбрать форму получения ответа на жалобу (письменная или электронная);
получить мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы, при этом в отношении налоговых органов срок направления ответа не конкретизирован, ответ от Росфиннадзора и его территориальных управлений должен быть направлен в течение пяти дней с даты принятия решения;
получать уведомление о невозможности прочтения жалобы;
получать уведомление о невозможности представить ответ соответствующим органом с указанием причин, которые могут заключаться в недопустимости разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, наличии многократных письменных ответов по существу на ранее направляемые жалобы и в новой жалобе дополнительных доводов не приведено, наличие нецензурных, оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи.
Судебный порядок обжалования заключается в возможности оспорить в суде решения органов и агентов валютного контроля, а также их действия (бездействие) и их должностных лиц.
Подсудность данных споров непосредственно поставлена в зависимость от субъектного состава резидентов, которые в свою очередь подразделяются на физических лиц (например, граждан), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если физическое лицо обжалует решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля, т.е. это не связано с ведением лицом предпринимательской деятельности, то порядок подачи искового заявления, а также рассмотрения таких споров регулируется главой 25 ГПК РФ. При возникновении необходимости обжаловать какие-либо решения, а также действия (бездействия) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, следует руководствоваться главой 24 АПК РФ.
В случае оспаривания резидентами нормативных актов органов валютного регулирования и контроля будут применяться положения и порядок, определенный в главе 25 ГПК РФ, независимо от того, является ли резидент физическим или юридическим лицом.
Право на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Институт возмещения ущерба, а также убытков со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц регулируется ст. 15, 16 ГК РФ. Согласно ст. 15 ГК РФ реальный ущерб — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
При этом ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков (возмещение и реального ущерба и упущенной выгоды) гражданину и юридическому лицу со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а ст. 24 Закона № 173-ФЗ в рамках валютных правоотношений предоставляет резиденту исключительно право на получение возмещения только реального ущерба.
Возмещение ущерба производится за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от статуса органа, причинившего вред. В рамках валютных правоотношений в связи с их спецификой и исключительностью ведения РФ соответствующее возмещение производится за счет средств федерального бюджета.
Можно выделить также иные права резидента, которые не содержатся в Законе № 173-ФЗ:
присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (п. 9 Административного регламента № 48н);
получать предписание об устранении выявленных нарушений (п. 91 Административного регламента № 48н);
ходатайствовать о продлении срока для устранения нарушения и представления документов и информации с обоснованием причин (п. 95 Административного регламента № 48н).
Рассмотрим теперь обязанности резидентов согласно ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ.
Представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Перечень документов, которые обязаны представлять резиденты, закреплен в законодательстве посредством установления закрытого перечня для запроса документов со стороны органов и агентов валютного контроля, они отражены как в Законе № 173-ФЗ (ст. 23), так и в Административном регламенте № 48н. Общими словами данные документы можно определить как подтверждающие статус резидента, а также документы, имеющие отношение к валютной операции. Требования к представляемым документам, их форме, количеству, порядку заверения регулируются ст. 23 Закона № 173-ФЗ, а также Правилами представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентами валютного контроля за исключением уполномоченных банков (утв. постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98). Резиденты обязаны представлять не только копии документов, но и оригиналы в случае запроса таковых со стороны органа или агента валютного контроля.
Вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. Исполнение данного обязательства регулируется Законом № 173-ФЗ, Законом о бухгалтерском учете, Инструкцией Банка России № 138-И, Налоговым кодексом РФ. Данная обязанность связана не только с отражением валютных операций в рамках бухгалтерского и налогового учета, но и оформлением таких особых документов, как, например, паспорт сделки.
Выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и акта органов валютного регулирования.
Процедура выполнения предписания содержится в Административном регламенте № 48н в рамках взаимоотношений между резидентами и органами Росфиннадзора. Срок устранения выявленного нарушения устанавливается непосредственно в предписании и не может составлять менее десяти рабочих дней со дня получения предписания резидентом, при этом датой получения будет являться шестой день с даты направления его заказным письмом. Подтверждающие исполнение предписания документы и информация могут быть направлены резидентом как почтовым отправлением, так и представлено лично. Если со стороны резидента предписание не будет исполнено, то уполномоченное должностное лицо Росфиннадзора составляет протокол об административном правонарушении и направлении его и иных материалов на рассмотрение судье.
Можно выделить также следующие дополнительные обязанности:
предоставлять при наличии возможности места для исполнения государственной функции в период проведения выездной проверки в служебном помещении, изолированном от работников объекта проверки и посторонних лиц (подп. «г» п. 9 Административного регламента № 48н);
устранять замечания уполномоченного банка при выявлении нарушений оформления справки о валютной операции, расчетного документа по валютной операции, справки о подтверждающих документах (п. 18.7 Инструкции Банка России № 138-И).
Таким образом, резиденту предоставлен значительный объем прав при проведении проверок органами и агентами валютного контроля, но в то же время и возложен ряд обязанностей, нарушение которых может привести к привлечению резидента к дополнительной ответственности за нарушение валютного законодательства
и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
* * *
В заключение можно сделать следующие выводы.
Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, внутренними ценными бумагами. В науке выделяют формы, методы и виды валютного контроля. Особое значение имеет таможенно-банковский валютный контроль внешнеэкономической деятельности.
Закон № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля в Российской Федерации. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный Банк РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, Внешэкономбанк, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы, налоговые органы.
Информационные основы валютного контроля имеют своим содержанием: во-первых, информационную базу валютного контроля; во-вторых, информационное взаимодействие между субъектами валютного контроля, а также между субъектами и объектами валютного контроля. Информационную базу валютного контроля составляют: 1) документальная база валютного контроля (т.е. документированная информация, используемая для целей валютного контроля); 2) электронные информационные системы и базы данных, используемые для целей валютного контроля.
Документальную базу валютного контроля составляют: а) документы, представляемые резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции, агентам валютного контроля (документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, а также формы учета по валютным операциям); б) формы отчетности агентов валютного контроля перед органами валютного контроля. Основным документом в сфере валютного контроля является паспорт сделки.
Правовое обеспечение информационного взаимодействия в сфере валютного контроля является важнейшей составляющей валютного контроля. Взаимодействие между субъектами валютного контроля регламентируется как общими нормами (касающимися сразу всех или большинства видов субъектов валютного контроля), так и специальными (соглашениями между отдельными субъектами валютного контроля). На сегодняшний день нормативно урегулировано информационное взаимодействие между органами валютного контроля: агентов валютного контроля — с Центральным банком РФ как органом валютного контроля; иных субъектов валютного контроля — с Росфин- надзором как органом валютного контроля; агентов валютного контроля — с резидентами (нерезидентами), осуществляющими валютные операции.
В целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) нормами права предусматривается процедура внутреннего контроля применительно к валютным операциям. Основная задача внутреннего контроля в отношении валютных операций с точки зрения ПОД/ФТ — недопущение вовлечения резидентов и нерезидентов в осуществление операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Система внутреннего контроля для целей ПОД/ ФТ базируется на комплексе международных и национальных правовых норм, а непосредственно внутренний контроль осуществляется в соответствии с утверждаемыми в организации правилами внутреннего контроля, которые учитывают отраслевую специфику организации. Система внутреннего контроля, выстроенная для целей ПОД/ФТ, может эффективно использоваться для выявления лиц, нарушающих законодательство в сфере валютного контроля.
■ Резидентам предоставлены следующие права: знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц; право на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
На резидентов возложены следующие обязанности: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные действующим законодательством РФ; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и акта органов валютного регулирования.
|