В настоящее время в рамках ЭВС:
во-первых, обеспечивается тесная координация экономической политики государств-членов (экономический союз);
во-вторых, осуществляется единая денежная политика на основе единой валюты евро (валютный союз).
Более подробно содержание обоих компонентов ЭВС определяет первая статья специально посвященного ЭВС раздела «Экономическая и денежная политика» Договора о функционировании Европейского союза:
«1. В целях, изложенных в статье 3 Договора о Европейском союзе, деятельность государств-членов и Союза включает в себя на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.
2. Одновременно с этим, согласно условиям и процедурам, предусмотренным Договорами, такая деятельность включает в себя единую денежную единицу — евро, а также определение и проведение единой денежной политики и единой политики валютных курсов, главной целью которых является поддержание стабильности цен и, без ущерба для этой цели, оказание поддержки общей экономической политике в Союзе в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией» (ст. 119 ДФЕС).
В качестве системы общественных отношений, регулируемых правом Европейского союза, ЭВС одновременно выступает как сфера компетенции ЕС, в рамках которой его руководящие органы (институты) наделены нормотворческими и иными полномочиями. В частности, принятие законодательных и других правовых актов по вопросам ЭВС возложено на Европейский парламент и Совет Европейского союза (Совет), как правило, по инициативе Европейской комиссии.
Выработку стратегических ориентиров развития ЭВС, как и в других сферах, осуществляет Европейский совет (на уровне глав государств или правительств и высших должностных лиц ЕС), а руководство денежной политикой, в том числе эмиссией евро, возложено на специализированный институт ЕС — Европейский центральный банк (ЕЦБ). Последний одновременно является главным элементом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), включающей наряду с ЕЦБ центральные банки всех государств — членов ЕС (ЕЦБ вместе с центральными банками государств-членов, входящих в зону евро, обозначаются в праве ЕС термином «Евросистема», которая фактически является главной частью ЕСЦБ).
Для содействия институтам Европейского союза в управлении ЭВС (прежде всего в координации экономической политики государств-членов) образован особый вспомогательный орган ЕС — Экономический и финансовый комитет в составе представителей государств-членов, Европейской комиссии и Европейского центрального банка (не более двух представителей от каждого государства-члена или института ЕС). В задачи Экономического и финансового комитета входит:
формулировать заключения для Совета или Комиссии (по их запросу либо по собственной инициативе);
наблюдать за экономической и финансовой ситуацией государств-членов и Союза в целом и представлять соответствующие доклады Совету и Комиссии;
осуществлять консультативные и подготовительные задачи в целях рассмотрения и принятия Советом правовых актов по различным вопросам, связанным с функционированием ЭВС (например, при принятии рекомендаций и решений в адрес государств-членов, в которых существует чрезмерный бюджетный дефицит или угроза возникновения такого дефицита);
не реже одного раза в год проводить изучение ситуации в области перемещений капиталов и свободы платежей внутри ЕС и в отношениях с третьими странами (результаты изучения отражаются в докладах, представляемых Совету и Комиссии);
осуществлять специальное наблюдение (с подготовкой специальных докладов) за денежной и финансовой ситуацией, а также за общим режимом платежей в государствах-членах, не входящих в зону евро (ст. 134 ДФЕС).
Несмотря на то что экономический и валютный компоненты ЭВС образуют неразрывное единство, объем полномочий ЕС в отношении этих компонентов неодинаков.
Валютный союз является более «сильным» и эффективным компонентом ЭВС, поскольку в этой области предусмотрено проведение подлинно единой денежной политики, которая основывается на единой валюте евро, полностью заменившей в обращении бывшие национальные денежные знаки государств — членов ЕС (в пределах зоны евро).
После вступления в силу Лиссабонского договора валютный союз отнесен к категории исключительной компетенции ЕС, т.е. компетенции, полностью переданной государствами-членами на европейский уровень и по вопросам которой они могут издавать юридически обязательные акты только во исполнение актов институтов Европейского союза:
«Союз располагает исключительной компетенцией в следующих сферах: ...денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро» (ст. 3 ДФЕС).
Напротив, экономический союз выступает более «слабым» компонентом ЭВС в связи с тем, что разработка, проведение и координация экономической политики по-прежнему остаются в компетенции государств-членов, а ЕС только определяет условия для подобной координации:
«Государства-члены координируют свою экономическую политику и политику занятости согласно условиям, предусмотренным настоящим Договором, для определения которых Союз располагает компетенцией» (3 ст. 2 ДФЕС).
Недостаточная эффективность экономического компонента ЭВС, в частности проблемы с бюджетными дефицитами ряда государств- членов, оказывает негативное влияние на функционирование экономического и валютного союза в целом, в том числе на стабильность евро. В настоящее время предпринимаются меры по совершенствованию правовых механизмов экономического союза в направлении создания подлинного «экономического правительства» ЕС.
Следует учитывать, что термин «экономическая политика», координация которой образует сущность экономического компонента ЭВС, имеет в праве Европейского союза специальное значение. Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономической системы в целом (макроэкономическое регулирование), а не на регулирование отдельных отраслей хозяйственной деятельности.
Речь идет, таким образом, о выработке общего экономического курса каждой страны ЕС, который должен быть как можно более тесно скоординирован с экономическим курсом остальных государств-членов. Напротив, мероприятия по регулированию отдельных отраслей (секторов) экономики рассматриваются в праве ЕС как самостоятельные направления политики и выступают объектом других сфер внутренней и внешней компетенции Союза: «общая сельскохозяйственная политика», «общая транспортная политика», «общая торговая политика» в отношении третьих стран и т.д.
На уровне первичного права ЕС основным источником, в котором закрепляется правовой режим экономического и валютного союза, является Договор о функционировании Европейского союза, точнее, его специальный раздел — раздел VIII «Экономическая денежная политика» части третьей «Внутренняя политика и деятельность Союза». Именно в соответствии с этим разделом институты ЕС издают правовые акты (источники вторичного права), которые имеют нормотворческий или правоприменительный характер, например, регламенты о порядке введения и использования единой валюты или решения о включении новых государств-членов в зону евро.
Комплексный характер ЭВС и его правового режима обусловливает комплексную структуру посвященного ему раздела Договора о функционировании Европейского союза. В современной редакции, установленной Лиссабонским договором 2007 г., он включает 26 подробных статей и подразделяется на пять глав, посвященных отдельным компонентам или аспектам функционирования ЭВС:
глава 1 с Экономическая политика» посвящена экономического компоненту ЭВС, т.е. различным мерам по координации экономической политики государств-членов в рамках Европейского союза;
глава 2 «Денежная политика» имеет своим объектом денежный (валютный) компонент ЭВС, т.е. единую валюту евро и денежную политику ЕС;
глава 3 «Институциональные положения» устанавливает правовой статус вспомогательного органа Европейского союза в рамках ЭВС — Экономического и финансового комитета (см. выше).
Здесь же закреплены обязанности Европейской комиссии осуществлять разработку проектов новых правовых актов в области ЭВС по запросам Совета Европейского союза или государств-членов;
глава 4 с Специальные положения для государств-членов, денежной единицей которых является евро» устанавливает порядок еще более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в зону евро (глава была включена Лиссабонским договором);
глава 5 «Переходные положения» определяет условия и порядок отмены перехода на единую валюту ЕС государств-членов, пока не входящих в зону евро.
Некоторые правила по вопросам ЭВС, имеющие специальный характер, вынесены в протоколы к учредительным документам ЕС. Это, в частности:
Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка;
Протокол о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов (фиксирует «контрольные величины», при достижении которых бюджетный дефицит считается чрезмерным);
Протокол о критериях сближения (устанавливает экономические показатели, при выполнении которых государство-член может быть принято в зону евро);
Протокол о Еврогруппе (определяет порядок созыва и проведения совещаний министров экономики и (или) финансов государств — членов ЕС, перешедших на единую валюту, в целях более тесной координации экономической политики в рамках зоны евро. Как и глава ДФЕС, посвященная этому вопросу, Протокол о Еврогруппе добавлен Лиссабонским договором);
Протокол о некоторых положениях в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Протокол о некоторых положениях в отношении Дании (наделяет Великобританию и Данию правом не переходить на евро без специально выраженного намерения их правительств);
Протокол о Дании и Протокол о Франции (сохраняют за центральными банками этих государств-членов полномочия по осуществлению денежной политики, включая денежную эмиссию, в отношении их отдельных островных территорий, не включенных в территорию ЕС, — принадлежащих Дании Гренландии и Фарерских островов и находящихся под юрисдикцией Франции островов Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис-и- Футуна, денежной единицей которых остается «франк КФП».
В современных условиях финансового кризиса Экономический и валютный союз выходит на новый интеграционный уровень: в рамках еврозоны формируются Бюджетный союз и Банковский союз, которые должны помочь преодолеть долговой кризис экономикам стран ЕС, а также, как полагают эксперты, положительным образом сказаться на позициях евро как мировой валюты.
* * *
В заключение можно сформулировать следующие выводы.
Экономический и валютный союз как высшая форма экономической интеграции означает проведение государствами согласованной экономической политики — экономический союз, с одновременным введением общей для них денежной единицы (единой валюты) — валютный союз.
С юридической точки зрения ЭВС означает определенную систему общественных отношений, подведомственную ЕС и регулируемую правом Европейского союза, в рамках которой, во- первых, обеспечивается тесная координация экономической политики государств-членов (экономический союз), во-вторых, осуществляется единая денежная политика на основе единой валюты евро (валютный союз).
Валютный союз является более «сильным» и эффективным компонентом ЭВС, чем экономический союз, поскольку в этой области предусмотрено проведение подлинно единой денежной политики, которая основывается на единой валюте евро, полностью заменившей в обращении бывшие национальные денежные знаки государств-членов ЕС (в пределах зоны евро).
|