К проблемным вопросам в сфере валютного контроля в государствах — членах ЕАЭС можно отнести:
повышение эффективности валютного контроля экспортноимпортных операций в рамках ЕАЭС;
предотвращение оттока капитала из государств — членов ЕАЭС;
предотвращение ОД/ФТ и деофшоризация внешней торговли в рамках ЕАЭС;
развитие информационного взаимодействия между органами и агентами валютного контроля в рамках ЕАЭС;
создание наднациональной валюты.
В настоящее время не только на евразийском пространстве, но и в мире в целом сложилась ситуация, когда несколько смежных видов государственного регулирования трансграничных операций все более зримо пересекаются друг с другом, накладываются друг на друга и требуют в силу этого как тесного взаимодействия регулирующих и контрольных органов, так и сближения разноотраслевого законодательства. Речь идет прежде всего о том, что сфера внешней торговли все более концентрирует на себе внимание таможенных органов, подразделений финансовой разведки, органов валютного контроля и налоговых органов в рамках политики деофшоризации мировой экономики, глобальной борьбы с коррупцией и противодействия отмыванию (легализации) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространению массового уничтожения (ПОД/ ФТ/ФРОМУ).
В качестве иллюстрации этого взаимодействия и эффекта, им производимого, рассмотрим ситуацию, сложившуюся сегодня в государствах — членах ЕАЭС в части валютного контроля внешнеторговых сделок (и прежде всего в части репатриации валюты как основного и общего для стран-участниц требования данного режима).
Необходимо отметить, что, несмотря на все усилия наднациональных органов по гармонизации, национальное валютное законодательство государств — членов ЕАЭС развивалось в разных темпах либерализации валютного режима (что вполне объясняется несопоставимыми макроэкономическими показателями стран). Но теперь, в свете последних изменений в валютном законодательстве, произошедших в 2012 году в России и Казахстане, обозначились еще и разнонаправленные вектора в данном развитии.
Российская Федерация. Валютная политика РФ, получившая либеральный импульс с принятием Закона № 173-ФЗ, привела к сегодняшнему дню к следующим результатам.
К 1 января 2007 г. отменены все валютные ограничения по текущим операциям и операциям движения капитала, в связи с чем российский рубль формально-юридически (что означает соответствие условиям ст. VIII Соглашения МВФ) стал полностью конвертируемой валютой.
Совершенствуется курсовая политика Банка России: с октября 2013 г. введены новые параметры курсовой политики Банка России; с 10 ноября 2014 года осуществлен переход к свободному плаванию рубля.
Создана и постоянно совершенствуется система валютного контроля, и прежде всего валютного контроля экспортно-импортных операций: уточняется документальная база валютного контроля во внешней торговле, бумажные документы преобразуются в электронный формат, совершенствуется механизм информационного взаимодействия между субъектами валютного контроля.
В Российской Федерации сегодня остаются следующие ограничения права распоряжения валютными ценностями.
Запрет совершения каких-либо действий:
а) общий запрет валютных операций между резидентами (ст. 9 Закона № 173-ФЗ);
б) запрет купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в Российской Федерации, минуя уполномоченные банки (ст. 11 Закона № 173-ФЗ).
Установление определенного лимитирования каких-либо действий: переводы физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, возможны в сумме, не превышающей в течение одного операционного дня 5 тыс. дол. США (ст. 9 Закона № 173-ФЗ).
Требование об обязанности распорядиться валютными ценностями особым образом. К такому ограничению можно отнести требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона № 173-ФЗ).
До 2012 года режим валютного контроля внешнеторговых сделок в России постепенно и неуклонно двигался в сторону либерализации.
Так, согласно Инструкции Банка России № 138-И уполномоченный банк осуществляет информационный обмен с таможенными органами в электронном виде. Кроме того, Инструкцией предусмотрены особенности, упрощающие особенности представления документов при проведении валютных операций по аккредитиву, с использованием банковских карт, по кредитным договорам.
К мерам стимулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС следует отнести и выведение внешнеторговых сделок суммой менее 50 тыс. дол. США из-под валютного контроля.
Тем неожиданнее в рамках тенденции на либерализацию валютного законодательства выглядит Федеральный закон от 06.12.2011 № 406-ФЗ, внесший поправки в закон о валютном регулировании и валютном контроле.
Безусловно, основанием ужесточения валютного законодательства и ответственности за его нарушение следует признать обрушившийся на экономику в 2009 г. и продолжающийся до сих пор процесс оттока капитала из страны. По оценкам Банка России, в 2012 г. он составил 56 млрд дол. США. Именно поэтому в валютной сфере ужесточение коснулось прежде всего обязанности репатриации валютной выручки и ответственности за ее неисполнение.
С целью более широко очертить круг лиц, на которые распространяются ограничения на распоряжение валютными ценностями, понятие «резидент» было расширено. Отныне только длительное, не менее одного года, проживание вне Российской Федерации дает основания считать гражданина РФ нерезидентом для целей валютного законодательства. Были добавлены новые ситуации, требующие составления паспорта сделки.
При этом, как уже говорилось выше, Законом № 134-ФЗ была ужесточена уголовная ответственность за нарушение обязанности репатриации валютной выручки: в ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет. Также введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».
Республика Казахстан. Основным законодательным актом по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан является Закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-Ш «О валютном регулировании и валютном контроле».
К направлениям валютного контроля в Республике Казахстан относятся:
надзор за деятельностью по организации обменных операций с наличной иностранной валютой;
определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
проверка обоснованности платежей по валютным операциям и наличия необходимых для их осуществления документов;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Валютное законодательство Казахстана до недавних пор отличалось даже от законодательства некоторых соседей (Кыргызстан) существенными ограничениями. Однако Законом Республики Казахстан от 06.01.2012 № 530-IV внесены либеральные изменения в национальное валютное законодательство, в том числе:
исключен паспорт сделки как документ, необходимый для таможенного оформления, и введена для целей контроля за выполнением требования репатриации процедура учетной регистрации внешнеторгового контракта;
упрощена процедура получения лицензии на организацию обменных операций с наличной иностранной валютой;
установлены единые сроки для обращения за регистрацией и уведомлением в случаях, когда режим валютного регулирования распространился на валютный договор в процессе исполнения обязательств по договору.
В целях реализации норм закона Национальным банком РК разработаны Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту (от 24.02.2012 № 42). Правила предусматривают порядок расчета срока репатриации валюты самим резидентом.
Таким образом, можно отметить очевидный тренд на либерализацию валютного законодательства в Казахстане, хотя, надо отметить, отток капитала, в отличие от России, не является сегодня для этой страны такой острой проблемой.
Таким образом, сегодня инструментами валютного контроля в Республике Казахстан являются:
лицензирование деятельности уполномоченных организаций по организации обменных операций с иностранной валютой;
регистрация обменных пунктов уполномоченных банков и уполномоченных организаций;
регистрация операций движения капитала (отток из Республики Казахстан свыше 100 тыс. дол. США, приток в Республику Казахстан свыше 500 тыс. дол. США);
уведомление об операциях движения капитала (отток из Республики Казахстан свыше 100 тыс. дол. США, приток в Республику Казахстан свыше 500 тыс. дол. США);
уведомление об открытии банковского счета в иностранном банке;
экспортно-импортный валютный контроль (учетная регистрация обслуживающим банком контракта по экспорту или импорту товаров на сумму свыше 50 тыс. дол. США и контроль движения денег и товаров в рамках такого контракта).
Административная ответственность за необеспечение репатриации национальной и иностранной валюты (предусмотрена ст. 187 КоАП РФ), уголовная ответственность (предусмотрена ст. 213 УК РК за невозвращение руководителем из-за границы средств в национальной и иностранной валюте) конструктивно и по правовым последствиям практически идентичны аналогичным российским нормам до внесения в них изменений в 2012 г.
Обобщая, можно выделить две особенности системы валютного контроля внешнеторговых сделок в Республике Казахстан по сравнению с российским законодательством.
Требования регистрации и уведомления в отношении отдельных валютных операций движения капитала.
Правила об учетной регистрации обслуживающим банком контракта по экспорту или импорту.
Республика Беларусь. Белорусское валютное законодательство, в отличие от российского и казахстанского, не претерпело радикальных изменений в последние годы. Тем не менее курс на его либерализацию также очевиден.
Базовым источником валютного законодательства в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Особенностью Беларуси (особенно важной в свете нашей темы) является выделение одной из целей валютного контроля «предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности» (ст. 23 указанного Закона).
Валютное законодательство Республики Беларусь, как и ранее российское, разделяет валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, на два вида:
текущие валютные операции;
валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод резидентом нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Национального банка.
Законодательство закрепляет закрытый перечень текущих валютных операций.
На операции движения капитала распространяется разрешительный порядок их осуществления: резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка.
Кроме того, в Беларуси до сих пор действует валютное ограничение в виде обязательной продажи валютной выручки. В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129 юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30% суммы выручки в иностранной валюте.
Несмотря на эти ограничения, в сфере валютного контроля внешнеторговых сделок имеют место упрощения. Так, в Республике Беларусь Указом Президента от 19.02.2009 № 104 упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Существующий достаточно формализованный механизм оформления паспорта сделки заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу.
Термин «репатриация валюты» не используется в законодательстве Республики Беларусь, однако требование по «возврату валюты» по сути тождественно российскому и казахстанскому. КоАП Республики Беларусь содержит перечень статей, которые «расщепляют» санкции за нарушение данного требования на несколько составов: превышение сроков проведения внешнеторговых операций (ст. 11.37); распоряжение денежными средствами от экспорта без зачисления на свой счет, а равно перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги) (ст. 11.39); перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения (ст. 11.40).
Зато Уголовный кодекс Республики Беларусь более традицио- нен в терминологии: «Статья 225. Невозвращение из-за границы валюты», ответственности по которой подлежат индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица (что, кстати, выглядит более юридически определенной формулировкой субъектного состава, нежели формулировка в ст. 193 УК РФ).
Краткое резюме по трем странам можно представить в следующей таблице:
Уровень либерализации валютного контроля внешнеторговых сделок в государствах — членах ЕАЭС
Параметр
РосснйскаяФедерация
Республика Казахстан
РеспубликаБеларусь
Преимущества
Отсутствие уведомления и регистрации внешнеторговыхсде- лок в ЦБ
У четная регистрация вместопаспортизации
Регистрация внешнеторговых сделок по заявительному принципу
Недостатки
Паспортизациявнеш- иеторговых сделок
Регистрация и уве- домлениеотдельных категорийвнешнетор- говыхсделоквнацио- нальном банке
Обязательнаятродажа валютной выручки. Разрешительныйпо- рядокосуществления операций движения капитала
Несмотря на то что требование репатриации валюты есть во всех странах ЕАЭС, судя по всему, ни в одной из них оно не является эффективным. Свидетельством тому — письма Банка России № 104 и № 110.
В этих письмах Банк России указывает на то, что из имевшего место в 2012 году оттока капитала из страны в размере 56 млрд дол. «утекло» через внешнеторговые операции с экспортерами из Республики Беларусь 15 млрд дол., а через внешнеторговые операции с казахстанскими экспортерами — 10 млрд дол.
Денежные средства за импортированные из Беларуси и Казахстана товары были перечислены из России на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Банк России указывает, что действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. При этом Банк России указывает на риск вовлечения кредитной организации и ее сотрудников в осуществление операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
В качестве меры по борьбе с оттоком капитала через «белорусско-казахстанскую схему» Банк России издал письмо от 03.10.2014 № 168-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», в котором напомнил, что на территории Таможенного союза действуют общие принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Исходя из этого, Банк России обязал российских импортеров представлять в российский налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортируемых товаров.
При этом банки получили право запрашивать у резидента заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ, подтверждающий фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам (при отсутствии информации об уплате косвенных налогов в кредитной организации).
В случае непредставления резидентом в кредитную организацию указанных документов по истечении двух месяцев с даты ввоза товаров на территорию Российской Федерации кредитным организациям рекомендуется применять указанные в письме усиленные меры финансового мониторинга.
Таким образом, требование о репатриации валюты как элемент валютного контроля не является эффективной мерой по противодействию оттоку капитала под видом внешнеторговых сделок.
Как уже говорилось в предыдущей главе, в мире все более актуализируются вопросы ПОД/ФТ и борьбы с уклонением от уплаты налогов (в том числе в их взаимосвязи). В 2007 году ФАТФ представил типологический отчет «Отмывание денег с использованием карусельной схемы уклонения от НДС» на примере государств ЕС, а также Мексики и Украины. В 2009 году Рабочей группой ЕАГ по типологиям был представлен доклад «Использование внешнеторговых операций для легализации преступных доходов». Материалы для исследования были представлены подразделениями финансовой разведки РФ (член ЕАГ), Беларуси (член ЕАГ), Кыргызской Республики (член ЕАГ), Украины (наблюдатель ЕАГ), Турции (наблюдатель ЕАГ), Словении и Эстонии.
В связи с вышесказанным актуальной является выявление и опубликование типологии вывода капитала за пределы государства — члена ЕАЭС с использованием внешнеторговых сделок на основе выявленных схем вывода капитала из России через импорт товаров из Казахстана и Беларуси.
Интенсификация интеграционных процессов в ЕАЭС, происходящая на фоне экономического кризиса, диктует необходимость согласованной работы таможенных органов, налоговых органов, Национальных (Центральных) банков и подразделений финансовой разведки трех стран в направлении решения задач противодействия незаконным трансграничным финансовым операциям.
* * *
В заключение можно сделать следующие выводы.
Валютная интеграция на евразийском пространстве получила надлежащую правовую регламентацию и относительную результативность с созданием Евразийского экономического сообщества и в еще большей степени с созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
К проблемным вопросам в сфере валютного контроля в ЕАЭС можно отнести: повышение эффективности валютного контроля экспортно-импортных операций в рамках ЕАЭС; предотвращение оттока капитала из стран ЕАЭС; предотвращение ОД/ФТ и деоф- шоризация внешней торговли в рамках ЕАЭС; развитие информационного взаимодействия между органами и агентами валютного контроля в рамках ЕАЭС; создание наднациональной валюты.
Подписание 29 мая 2014 г. Договора о создании Евразийского экономического союза является качественно новым этапом развития валютной интеграции на евразийском пространстве.
|