Прокуратура как «око государево» была создана Петром I и преимущественно осуществляла надзор за администрацией на местах. В результате судебной реформы 1864 г. основная деятельность была перенесена в сферу судопроизводства. Прокурор выступал в качестве примыкающей стороны, представляя суду заключение после состязания сторон. Но иногда прокурор выступал как «главная сторона» (процессуальный истец), если дело имело публичный характер. Начиная с 30-х гг. XX в. прокуратура осуществляла надзор за соблюдением законности в суде. Упрочение судебной власти как третьей власти в государстве привело к тому, что с 1992 г. прокуратура перестала осуществлять надзор за соблюдением законности при рассмотрении дел в суде. В настоящее время функции прокуратуры в сфере судопроизводства ограничиваются участием прокурора в рассмотрении дел в суде.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом определяется Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. с изм. от 17 февраля 2015 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», ГПК РФ, другими нормативными актами.
Одним из направлений деятельности прокуратуры РФ является участие прокурора в рассмотрении судами административных, гражданских, уголовных дел.
Гражданское процессуальное законодательство использует обобщенный термин «прокурор», который включает прокурора, его заместителей, помощников и др.
В соответствии с ГПК РФ прокурор является лицом, участвующим в деле (ст. 34). При участии в деле в порядке ст. 45 прокурор не является субъектом спорных материально-правовых отношений, а выступает в защиту прав, свобод и закон
ных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ГПК РФ прокурор, будучи лицом, участвующим в деле, обладает общими правами лиц, участвующих в деле (ст. 35), а также может использовать большинство специальных прав, предоставленных сторонам (ст. 39), за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45). В то же время полномочия прокурора в процессе обладают определенной спецификой, что связано с задачами, которые призвана выполнять прокуратура. Так, прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. Прокурор вправе принести представление в суды вышестоящих инстанций на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле, согласно положениям ст. 34, 35, 45, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).
Правовое положение прокурора в гражданском процессе отличается от положения иных субъектов гражданских процессуальных правоотношений.
В отличие от сторон прокурор не выступает субъектом спорных материально-правовых отношений, когда подает иск. Прокурор защищает интересы других лиц, а не собственные. Именно поэтому он не может совершать некоторые действия, которые вправе осуществлять стороны. Вместе с тем прокурор может быть и стороной в процессе, когда он или прокуратура выступает участником спорного правоотношения (например, в деле по иску о восстановлении на работе лица из аппарата прокуратуры прокуратура выступает ответчиком). В данной главе рассматриваются иные формы участия прокурора в гражданском процессе: когда прокурор действует в защиту интересов других субъектов.
Прокурор отличается и от субъектов, обращающихся в суд за защитой чужих интересов в порядке ст. 46, 47 ГПК РФ. Прокурор в отличие от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, действующих в порядке ст. 46 ГПК РФ, может инициировать возбуждение дела в суде в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Прокурор дает заключение по делам, определенным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления дают заключения, если это предусмотрено федеральным законодательством, по вопросам своей компетенции. Круг вопросов, включаемых в заключение прокурора, шире, поскольку шире полномочия прокуратуры.
В отличие от представителя прокурор, участвуя в суде, действует от своего имени. В процессе судебного разбирательства прокурор не связан позицией истца, а правовая позиция представителя не может противоречить позиции стороны, чьи интересы он представляет.
|