Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое осуществляется органами местного самоуправления (п. 1 ст. 23 ЖК РФ РФ). Причем они могут издать положения о создании специальной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые (межведомственные комиссии).
Подписывать заявление о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое имеет право только собственник помещения или уполномоченное им лицо.
Собственник помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое обращается в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг[1] (далее — многофункциональный центр), и представляет документы, предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ:
мотивированное заявление о переводе помещения.
Заинтересованное лицо (с указанием всех сведений о себе) должно привести аргументы, подтверждающие необходимость решения хозяйственных, материально-бытовых, иных вопросов только путем перевода помещения из одной категории в другую.
Также необходимо указать о цели использования этого помещения после перевода. Это обусловлено тем, что в одном многоквартирном доме можно использовать помещение в качестве нежилого для определенных целей, а в другом доме для этих же целей использовать помещение нельзя. В разных домах разные технические и иные возможности использования помещений в качестве нежилых. Например, для продовольственного магазина необходимы промышленные холодильные установки, а к размещению магазина одежды предъявляются совсем иные требования. Если помещение используется под предприятие общественного питания, которое потребляет большое количество электроэнергии, то нужны промышленные холодильные установки, вентиляция большей мощности, а такую нагрузку может выдержать оборудование не каждого жилого помещения. В связи с этим важным элементом при переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирных домах является цель использования нежилого помещения после его перевода;
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинник или копии, удостоверенные в нотариальном порядке): договоры передачи помещений в собственность, дарения, купли- продажи, свидетельство о праве наследства на помещения (со свидетельством о государственной регистрации права собственности, которое по сути является правоподтверждающим документом) и т.д.;
план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения), который составляется специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (БТИ);
поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, составляемый также специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (БТИ);
проект переустройства или перепланировки, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
При этом заявитель имеет право не представлять план переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то и правоустанавливающие документы на переводимое помещение. Орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает указанные
документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе, в соответствующих органах и организациях. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся указанные документы, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Перечень документов, представляемых для перевода помещения, является исчерпывающим, поэтому орган местного самоуправления, осуществляющий процедуру перевода помещений, не вправе требовать других документов, кроме указанных в ст. 23 ЖК РФ.
[1] Порядок взаимодействия между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // СЗРФ. 2011. № 40. Ст. 5559.
|